e-mail пароль Напомните мне пароль  
Рыба, морепродуктыПредлагаем с подхода на 01.12.25 г : Филе минтая блочное PBO св/м 1/22,5 коробНижний Новгород. ФИШ РИТЕЙЛ ПЛЮС, ООО
 

Ведомства и бизнес выказались об ограничениях по возрасту флота


Ведомства и бизнес выказались об ограничениях по возрасту флота
11.11.2025 Источник: fishnews.ru

Идею поэтапного запрета допуска в морские порты России флота возрастом более 40 лет обсудили участники «рыбных» комиссии РСПП и комитета «ОПОРЫ РОССИИ». По словам участников, это первый межведомственный диалог по теме.

Собравшие отметили важность укрепления технологического суверенитета России, обновления рыбопромыслового флота и создания условий для строительства новых судов, сообщили Fishnews в пресс-службе Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). При этом участники подчеркнули, что решать эту задачу через запреты с непредсказуемыми, а в некоторых случаях фатальными последствиями нельзя.

Взгляд РСПП

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев обратил внимание, что, получив первые обращения по этой проблематике от бизнеса, РСПП «воспринял это направление как очень важное, требующее поддержки со стороны руководства союза».

«Наша задача искать пути для гибкой формулы, которая позволит сохранить эффективный флот — возрастной, но прошедший модернизацию или ремонт, и при этом стимулировать строительство нового. А для этого важно формировать программу льготного лизинга, расширять субсидирование строительств нового флота. Задача очень серьезная, и мы благодарны правительству за то, что у бизнеса есть время на обсуждение и подготовку предложений», — сказал Александр Мурычев.

Вице-президент РСПП Виктор Черепов подчеркнул роль Российского союза работодателей-рыбопромышленников (РСРР) и ВАРПЭ в формировании конструктивного диалога между бизнесом и властями, значительные продвижения в области регуляторики и создании правовой базы отрасли. Он также напомнил, что в этом году РСРР стал генеральным партнером премии «Лидеры ответственного бизнеса», созданной РСПП по поручению Владимира Путина.

Взгляд Минтранса

Директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса Виталий Клюевнапомнил, что есть поручение президента России о решении проблемы «ветхого» флота, при этом «точного указания, что весь его нужно отправить на «гвозди», нет». В связи с этим первый вице-премьер Денис Мантуров провел совещание, два пункта протокола касаются как раз указанной темы.

По словам Виталия Клюева, Минтранс должен подготовить программу замещения «ветхого» флота и предложения по поэтапному выводу из эксплуатации возрастных судов. Министерство провело анализ заходов судов возрастом старше 40 лет в российские порты за прошедшие два года, количество таких судов — 1714, в основном это малотоннажный флот. Всего в российские порты заходит порядка 10 тыс. судов в год, привел статистику представитель Минтранса.

Позиция ведомства заключается в том, чтобы иностранные суда возрастом свыше 40 лет «ни под каким предлогом» не заходили в российские порты. Для российских судов также предлагается ввести запрет, но с учетом исключений, в зависимости от конкретных типов судов и случаев, которые будут установлены правительством. К примеру, послабления нужны для пассажирских судов и «исторических» парусников.

К рыбопромысловому флоту в Минтрансе предлагают подходить дифференцировано, в зависимости от типов судов. Если состояние судов хорошее и безопасное, то конкретные типы могут быть выведены из запрета. Но заключение об этом должны подготовить независимые технические эксперты, подчеркнул Виталий Клюев.

По его словам, к 30 декабря Минтранс сформирует предложения по запрету, подготовит законодательные инициативы и представит их на рассмотрение Денису Мантурову. Перед этим с предложениями дадут ознакомиться профильным министерствам, включая Минсельхоз.

Взгляд Минсельхоза и Росрыболовства

Представители госведомств обратили внимание, что это заседание комиссии РСПП по рыбному хозяйству стало первым межведомственным обсуждением реализации поручения Дениса Мантурова — ранее диалога между ведомствами по этой теме не было.

Минсельхоз и Росрыболовство высказали единогласную позицию против введения запрета для рыбопромысловых судов и назвали отдельные риски, сообщили в ВАРПЭ.

Директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац рассказал, что министерство пока не получало на рассмотрение предложения и расчеты Минтранса, и обратил внимание на риски, которые возникают «в связи с реальной работой наших верфей и иногда меняющейся позицией Минпромторга».

«Тут вопрос в фактах и оценке реальных возможностей по строительству судов», — цитирует пресс-служба Евгения Каца. Он акцентировал, что заверения Минпромторга о возможности ускоренно построить суда в рамках программы инвестквот обернулись необходимостью изменения законодательства и неоднократной подвижки сроков строительства во избежание расторжения контрактов. Обновлять флот нужно, но с учетом реальных финансовых возможностей российских рыбопромышленных компаний и реальных возможностей верфей, заявил представитель Минсельхоза.

Заместитель руководителя Росрыболовства Андрей Яковлев охарактеризовал вопрос как важный для отрасли. «Мы видим значительные риски для вылова и экспорта из-за предложенных ограничений […]. Даже с учетом ввода новых инвестобъектов, строящихся по программе «квоты под киль», будет диспаритет ресурсного и производственных потенциалов, что не позволит нам наращивать объем вылова, который предусмотрен госпрограммой», — спрогнозировал замглавы Росрыболовства.

Он также обратил внимание на риски для полной остановки работы рефрижераторного флота, НИСов и аварийно-спасательных судов. По словам Андрей Яковлева, необходимо сконцентрироваться на вопросах расширения мер поддержки обновления флота и взвешенном подходе при разработке ограничительных мер для эффективной работы судов.

Взгляд Палаты судоходства

В рамках межотраслевого взаимодействия в работе заседания принял участие руководитель Российской палаты судоходства Алексей Клявин. Он напомнил, что сегодня более 70% грузов внешней торговли и подавляющее большинство каботажных перевозок осуществляется судами морского флота. Поэтому нужно «жестко оценивать ситуацию с безопасностью иностранных судов возрастом свыше 40 лет, так как они несут реальную угрозу», приводит пресс-служба мнение Алексея Клявина.

По его мнению, мера по ограничению сроков эксплуатации судов назрела, но как она будет реализована и к каким последствиям приведет, зависит от проработки конкретных механизмов. Необходимо скрупулезно отнестись к выбору типов судов, которые попадут под ограничения. Ряд судов остается безопасным и в 40, и в 50 лет, например ледокольный флот, а есть суда, которые через 15-20 лет, наоборот, теряют свою конкурентоспособность, обратил внимание Алексей Клявин.

Состоявшееся обсуждение он назвал «толчком для внимательного обсуждения предполагаемого запрета с учетом отраслевой специфики».

Взгляд отраслевых ассоциаций

Президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак проинформировал, что в случае введения ограничений для судов старше 40 лет к 2030 г. численность рыбодобывающего флота в Дальневосточном бассейне сократится в два раза, объем добычи ВБР — на 40%. К 2035 г. промысел сможет вести лишь 25% флота, а вылов упадет в 3,7 раза — до 950 тыс. тонн, сообщил глава АДМ.

По его словам, еще сложнее ситуация с рефрижераторным флотом: в случае принятия ограничений к 2035 г. под запрет попадут 90% таких судов. Опыт рыболовного судостроения показывает, что российские верфи оказались не готовы к потоку заказов на рыболовный флот. Так, с 2017 г. в России построено менее 50 судов, или 49% от плана программы квот под инвестиции, часть проектов не будет реализована. Иностранные верфи загружены заказами, очередь на строительство в Китае доходит до пяти лет. А предложение на вторичном рынке относительно новых судов ограничено и носит единичный характер.

«Кажется целесообразным и логичным, чтобы проектированию новых ограничительных мер предшествовал глубокий анализ результатов двух этапов программы инвестквот и состояния судостроительных верфей, в том числе финансовой и кадровой устойчивости», — высказал пожелание Алексей Буглак.

Заместитель президента Союза рыбопромышленников Севера Ирина Мокерова рассказала, что на Северном бассейне под запрет рискует попасть 185 судов из 332 — свыше половины производственных мощностей. Суммарно «возрастные» суда добывают 762 тыс. тонн водных биоресурсов (треска, пикша, мойва, сельдь и др.), производят тысячи тонн продукции для удовлетворения потребность внутреннего рынка.

По словам Ирины Мокеровой, запрет на работу таких судов приведет к росту цен на внутреннем рынке и увеличению импорта. Остановка работы части флота несет серьезные социальные последствия — сокращение тысяч сотрудников заводов, плавсостава. Практика обновления флота показала ограниченные возможности судостроителей и критически высокую стоимость нового флота — неподъемную для МСП, отметила она.

Президент Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб обратил внимание, что процент «возрастных» судов в Азово-Черноморском бассейне еще больше, чем в среднем по России. Построить новые суда местные рыбаки не могут — их финансовые обороты крайне скромные, так как добываемая ими рыбы самая недорогая, а программа инвестквот не может работать в условиях добычи неквотируемых объектов.

Валерий Сивочуб подчеркнул, что прошлогодние катастрофы в Керченском проливе, ставшие причиной возможного запрета, который «держит в стрессе всю отрасль», случились из-за неправильной эксплуатации танкерного флота, но под сомнения поставили перспективы работы рыболовных судов.

Важность межведомственного диалога

По мнению председателя Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре и Комитета по рыбному хозяйству «ОПОРЫ РОССИИ» Германа Зверева, «комиссия не только инициировала полноценный межведомственный диалог, но и межотраслевой диалог, в котором помимо рыбацкого сообщества принимают участие представители судоходного сообщества в целом».

Рекомендации Комиссии после утверждения будут направлены президенту РСПП Александру Шохину для дальнейшего взаимодействия с ведомствами и правительством Российской Федерации.

 

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: