e-mail пароль Напомните мне пароль  
Рыба, морепродуктыФиле минтая бк бк - с подхода (Грин тундра) 2-11 Мыс назимоваНижний Новгород. ФИШ РИТЕЙЛ ПЛЮС, ООО
 

Как устроен морозильный траулер «Капитан Таран» проекта КМТ02.03


Как устроен морозильный траулер «Капитан Таран» проекта КМТ02.03
31.10.2025 Источник: paluba.media

Еще несколько лет назад каждый подъем флага на современном морозильном траулере становился событием крупного масштаба, поскольку российские верфи только-только начинали сдавать свои первые суда, построенные в рамках программы инвестквот. Сегодня такие церемонии воспринимаются более спокойно. Корабелы работают, заказы исполняются, рыболовные флотилии получают новые борта.

В июне очередное судно проекта КМТ02.03, построенное Выборгским судостроительным заводом ОСК, было передано заказчику — мурманской компании ЛКТ (торговая марка «Группа ФОР»). До этого аналогичное судно пополнило флот другой калининградской компании, и сейчас оно успешно работает в Северной Атлантике. Проект имеет ледовый класс Ice3 и предназначен для работы с одиночным тралом и двумя тралами одновременно. Его районы плавания и промысла — Северная Атлантика, включая Баренцево и Норвежское моря.

Новый траулер получил название «Капитан Таран» в честь одной из ярких личностей в истории отечественного промыслового флота.

Содержание

Андрей Филиппович Таран начал свой трудовой путь 15-летним юнгой, а уже к 25 годам стал капитаном промыслового судна. В 1937 году он был заместителем управляющего трестом «Мурманрыба», отвечал за промысловую разведку. Под его руководством были освоены новые районы лова сельди. В годы Великой Отечественной войны занимал пост замначальника Главсеврыбпрома, обеспечивая ударную работу промыслового флота в тяжелых военных условиях.

За героический труд в тылу он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а за участие в боевых действиях — медалями «За победу над Германией» и «За оборону Советского Заполярья».

После войны Андрей Филиппович продолжил службу в Мурманском траловом флоте, став капитаном траулера «Победа». В 1952 году его экипаж выловил 78 000 центнеров рыбы, побив рекорд советского тралового флота. А в 1956 году он стал капитаном-директором рефрижераторного траулера «Серафимович», одного из первых в советском флоте БМРТ. Такие БМРТ «писательской серии» строились в 1955–1956 годах в немецком Киле. Они имели водоизмещение 3000 тонн, вместимость рефрижераторных трюмов доходила до 600 тонн, грузоподъемность составляла 1238 тонн, а производительность морозильных установок — до 50 тонн в сутки.

Под командованием капитана Тарана экипажи добивались рекордных уловов, осваивали новые промысловые районы, в том числе у берегов Африки. За заслуги перед Родиной он был удостоен орденов Отечественной войны I степени и «Знак Почета», а в 1959 году моряки Мурманска выдвинули его кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР — редкое признание для человека его профессии.

Скончался капитан Таран на мостике «Серафимовича», возвращаясь в родной порт. Своему призванию он был верен до последней секунды.

«К моему глубокому сожалению, наши жизненные пути с дедом не пересеклись, но воспоминания родственников, фотографии и документы постоянно напоминали о его выдающейся судьбе. На полке стояла фотография БМРТ „Капитан Андрей Таран“, построенного в 1961 году и с которым мне также не удалось пересечься, поэтому мечта о том, чтобы имя деда было вновь увековечено в новом промысловом судне, появилась сразу после начала программы обновления рыбопромыслового флота. Реализовать ее удалось не сразу, и тем важнее для меня, моей мамы (дочери Андрея Филипповича) и всей нашей семьи стало решение руководства компании „ФОР“ присвоить имя деда их новому траулеру. Во время церемонии подъема флага я сказал, что меня охватывает гамма чувств: благодарность судовладельцам за реализацию мечты, удовлетворение, поскольку я реализовал мечту, и гордость за то, что у меня такой дед», — рассказал Андрей Супруненко, директор юридической фирмы «Ремеди», внук Андрея Филипповича Тарана.

Судно было заложено на Выборгском судостроительном заводе ОСК 22 сентября 2020 года в рамках госпрограммы инвестиционных квот по проекту КМТ02.03. Торжественный спуск судна на воду состоялся 3 августа 2023 года.

Фото: «Медиапалуба».

Траулер имеет стальной прочный корпус, усиленный в наиболее нагруженных зонах. Такая конструкция позволяет ему выдерживать значительные ударные нагрузки при работе с тяжелым тралом и сохранять устойчивость даже в штормовых условиях. Носовая часть защищена, чтобы предотвратить повреждение льдом. Рулевая рубка, различные люки выполнены из алюминиевых сплавов, что позволило снизить массу верхней части судна и улучшить его мореходные качества. Корпус разделен на несколько функциональных зон: носовую часть, машинное отделение, производственные помещения, грузовые трюмы и жилую надстройку.

Все материалы, использованные при строительстве, соответствуют требованиям Российского морского регистра и имеют сертификаты. Алюминиевые конструкции прошли специальные испытания на стойкость к морской среде и были одобрены классификационным обществом.

Характеристики траулера проекта КМТ02.03:
Длина, м 80,4
Ширина, м 15,4
Осадка, м 6,51
Водоизмещение, т 5563
Мощность СЭУ, кВт 4640
Экипаж, ч 46
Скорость, уз 15
Объем заморозки, т/сут 105
Объем морозильных трюмов, куб. м. 2050

Траулер проекта КМТ02.03 специализируется на добыче трески, пикши, морского окуня и зубатки. После обработки и заморозки хранение улова обеспечивается в морозильном трюме вместимостью около 2050 м3.

Заморозка добытой рыбы осуществляется благодаря работе холодильной установки, действие которой основано на циркуляции аммиачного хладагента с помощью насоса. Сама установка состоит из компрессоров, конденсаторов, отделителя жидкости, двух горизонтальных плиточных морозильников и семи вертикальных плиточных морозильников. Трюм разделен на отсеки, которые охлаждаются потолочными батареями (большой трюм) и двумя отдельными охладителями с вентиляторами (малый трюм), подсоединенными к основной системе охлаждения.

Траловая система судна включает электрогидравлические лебедки производства Rolls-Royce, предназначенные для донного траления как одиночным, так и двойным тралом. Центральные и бортовые траловые лебедки грузоподъемностью 50 тонн каждая оснащены тросами диаметром 32 миллиметров и длиной до 3200 метров. Лебедки обметки обеспечивают усилие до 18 тонн при скорости 55 метров в минуту. Все механизмы имеют дублированное управление — с мостика и прямо на палубе, а также защитные системы, предотвращающие сход троса с барабана.

Блоки производства Brødrene диаметром от 300 до 800 миллиметров установлены на усиленных конструкциях, выдерживающих нагрузки при работе в сложных ледовых условиях. V-образная рама с гидравлическим управлением позволяет оперативно манипулировать центральным траловым тросом. Для хранения запасного оборудования предусмотрены специализированные стеллажи и изолированные хранилища.

На производственной палубе размещен автоматизированный перерабатывающий комплекс, включающий филетировочные машины типа Brevik 291, линии обработки рыбы (потрошеной без головы), сортировочные машины и упаковочные станции. Оборудование из нержавеющей стали интегрировано в конструкцию судна, а его производительность достигает 90 тонн продукции в сутки. Транспортные системы обеспечивают быструю логистику между участками обработки, упаковки и холодильными трюмами.

Судовой завод по производству рыбной муки способен перерабатывать до 40 тонн сырья в сутки, производя высококачественную рыбную муку и рыбий жир. Технологическая цепочка включает варочные камеры, двухшнековые прессы, турбосушильные установки и систему пневмотранспорта готовой продукции. Завод полностью автоматизирован и использует пар от судового котла, а выбросы направляются через выхлопную систему мачты.

На траулере «Капитан Таран» расположена система обработки улова, где из максимального количества субпродуктов производится высококачественная рыбная мука. Производительность системы составляет порядка 2200 консервных банок в сутки.

Фото: «Медиапалуба».

Согласно схеме работы производства, обрезки рыбы и субпродукты собираются в приемный бункер на производственной палубе траулера. Из этого бункера продукт попадает на завод по производству рыбной муки на палубе ниже по винтовому конвейеру к варочной камере. Приготовленный материал направляется по винтовым конвейерам к винтовому прессу, который подает спрессованный продукт прямо в сушилку, где производится рыбная мука. Теплая и жесткая рыбная мука затем транспортируется и охлаждается в двух охлаждающих конвейерах во время подачи к помольной установке. Там муку преобразуют в однородный порошок. После помолки мука опускается в накопительный бункер и оттуда продувкой транспортируется в хранилище рыбной муки к системе упаковки.

Фабрика по производству рыбной муки состоит из следующего оборудования:

  • бункер для сырья с нижним винтовым конвейером;
  •  варочная камера (плита);
  • два передаточных конвейера;
  •  двухшнековый пресс;
  • нажимной водяной насос;
  • турбосушильная камера;
  • вытяжной вентилятор;
  • конвейер для охлаждения муки;
  • мукомольная установка;
  • фильтр и вентилятор для мукомольной установки;
  • конвейер;
  • конвейер для готовой муки;
  • бункер для муки;
  •  конвейер выдачи муки с подачей воздуха и трубой к трюму для хранения муки;
  • резервуар для перекачки воды под давлением;
  • трикантерная система для получения рыбьего жира.

Стоит отметить, что на траулере проекта КМТ02.03 фабрика по производству рыбной муки и система для получения рыбьего жира полностью автоматизированные.

Рыбную муку загоняют с помощью воздуха в трубопровод из нержавеющей стали с фабрики по производству рыбной муки и далее в бункер упаковочной станции. Труба имеет изоляционное покрытие и оборудована смотровыми люками. Упаковывают и хранят мешки с рыбной мукой в помещении для хранения муки.

Основу силовой установки составляет главный дизельный двигатель Wartsila мощностью 4640 киловатт с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Двигатель работает в диапазоне 620–750 об/мин и через эластичную муфту соединен с редуктором.

Редукторная передача обеспечивает привод гребного винта регулируемого шага диаметром 4100 миллиметров, изготовленного из сплава CuNiAl. Винтовая установка включает фиксированную направляющую насадку и систему мониторинга состояния гребного вала. Редуктор также оборудован валом отбора мощности для привода генератора. Энергетическая система судна включает несколько источников электроэнергии. Основной здесь валогенератор, работающий от главного двигателя. Два вспомогательных дизель-генератора мощностью 900 и 500 киловатт обеспечивают резервное питание. Аварийный генератор мощностью 99 киловатт расположен в отдельном помещении в районе рулевой рубки.

Фото: «Медиапалуба».

Тепловая энергия вырабатывается комбинированным утилизационно-мазутным котлом производительностью 1200 килограмм пара в час при рабочем давлении 9 бар. Котел обеспечивает паром системы отопления, рыбопереработки, отсюда же пар идет на другие технологические нужды. Дополнительно установлен водогрейный котел для горячего водоснабжения.

Все системы машинного отделения оснащены контрольно-измерительными приборами и системами автоматики. Управление основными механизмами осуществляется дистанционно с мостика. Особое внимание уделено виброизоляции оборудования и снижению уровня шумов.

Рулевой комплекс судна включает закрылок с колесным подшипником и водонепроницаемым изолирующим слоем, что обеспечивает устойчивость управления при интенсивных маневрах. Баллер руля оборудован стальными втулками и специальным уплотнением, а все крепежные элементы выполнены из нержавеющей стали. Оптимизированная геометрия руля позволяет эффективно управлять судном даже в режиме близнецового тралового лова. Электрогидравлическая система управления рулем состоит из двух насосов, один из которых оснащен частотным преобразователем для плавного регулирования скорости. Управление осуществляется с четырех постов в рулевой рубке, где установлены два основных индикатора и четыре дополнительных. Система предусматривает аварийный режим работы, что повышает отказоустойчивость в критических ситуациях.

Для повышения управляемости судно оснащено носовым подруливающим устройством Wartsila мощностью 600 киловатт с электроприводом. Устройство интегрировано с автопилотом и управляется с тех же четырех постов, что и рулевая система. Защитные решетки из оцинкованной стали имеют оптимальный угол установки, минимизирующий гидродинамическое сопротивление.

Топливная система построена для работы на судовом дизельном топливе и тяжелом топливе и включает два расходных резервуара для главного двигателя с системой фильтрации, отдельные резервуары для вспомогательных механизмов и автоматизированные перекачивающие насосы производительностью 30 м3/ч. Особое внимание уделено системе контроля расхода топлива с цифровыми дисплеями на мостике.

Смазочная система организована с использованием центральной масляной цистерны и перекачивающего насоса производительностью 6 м3/ч. Главный двигатель оборудован дублированной системой смазки с основным и резервным насосами и сепаратором для очистки масла с подогревателем от парового котла. Система охлаждения сочетает централизованное охлаждение забортной водой через медно-никелевые трубопроводы с автономными контурами для отдельных механизмов, включая специальные насосы для вспомогательных двигателей и конденсатора сброса.

Фото: «Медиапалуба».

Пневматическая система судна включает два компрессора пускового воздуха и отдельный винтовой компрессор для рабочей зоны, обеспечивающий сжатым воздухом палубные механизмы. Производство пресной воды осуществляется автоматизированной установкой суточной производительностью 24 тонны, интегрированной в систему теплоснабжения судна.

Автоматизация машинного отделения выполнена в соответствии с требованиями класса AUT1 и включает компьютерную систему мониторинга с сетью датчиков, контролирующих параметры работы всех основных механизмов. Управление системами организовано через распределенные пульты в рулевой рубке и электрощитовом отделении, обеспечивающие дистанционный контроль и оперативное вмешательство при необходимости.

Все трубопроводные системы выполнены из специализированных материалов: медно-никелевые сплавы для забортной воды, черная сталь для топливных систем и нержавеющие материалы для зон рыбообработки. Особое внимание при монтаже уделено виброизоляции и установке компенсаторов, что обеспечивает надежную эксплуатацию в сложных морских условиях.

Балластная система включает цистерны в форпике и других отсеках, оборудованные системой подачи сжатого воздуха для предотвращения замерзания. Трюмно-осушительная система оснащена двумя винтовыми насосами производительностью не менее 35 м3/ч каждый с отстойными ящиками особой конструкции для удобства обслуживания. Сепаратор льяльных вод типа Helisep обеспечивает очистку стоков в соответствии с международными экологическими требованиями.

Охлаждаемый грузовой трюм имеет сточные колодцы с нагревательными кабелями на всасывающих патрубках и льяльных трубах в машинном отделении.

Судно оборудовано мусоросжигательной установкой Teamtech с выводом выхлопа на топ мачты, двумя аппаратами высокого давления для мойки и полноценной мастерской, включающей токарный и сверлильный станки, сварочное оборудование TIG/MIG и гидравлический пресс для отходов.

Особенностью судна стала продуманная система вентиляции цистерн. Все топливные баки соединены с общим вентиляционным коллектором, оборудованным сигнализацией переполнения. Воздушные трубы из нефтяных цистерн выполнены из черной стали, а из водяных — из оцинкованной стали. Вентиляционные выходы расположены с учетом предотвращения попадания морской воды.

Все системы смонтированы с учетом защиты от коррозии, удобства обслуживания и безопасности эксплуатации. Применение оцинкованных элементов, нержавеющей стали, съемных узлов и дублирующих систем повышает надежность оборудования. Частотное регулирование приводов способствует энергоэффективности судна в целом.

Навигационное оборудование включает два радарных комплекса (S- и X-диапазона), три GPS-навигатора, гирокомпас с двумя репитерами и резервным магнитным компасом. Автопилот синхронизирован с рулевой системой и подруливающим устройством, обеспечивая точное следование курсу. Дополнительно установлены два цветных эхолота с четырьмя датчиками и гидроакустическая система контроля вылова, что позволяет оперативно корректировать промысловую стратегию.

Радиооборудование соответствует требованиям ГМССБ для рыболовных судов (зона А3) и включает основную и аварийную радиостанции, спутниковые терминалы Inmarsat B и C, три УКВ-радиостанции для спасательных средств. Внутренняя связь обеспечивается цифровой телефонной системой на 50 линий и системой громкой связи Zenitel с 50 станциями.

Палубное оборудование состоит из якорей в специальных карманах, швартовного шпиля, интегрированного в лебедочную систему, шести ручных барабанов для швартовов, а также тумб и направляющих роликов. Конструкция позволяет безопасно выполнять швартовные операции даже в сложных погодных условиях.

Противопожарная защита реализована комплексно: два основных пожарных насоса производительностью 100 м3/ч дополнены аварийным насосом, расположенным вне машинного отделения. Система включает автоматическую сигнализацию с дымовыми и тепловыми датчиками по всему судну.

Для особо важных помещений предусмотрена система газового пожаротушения с использованием Argonite или Inergen.

Экипаж траулера состоит из 46 человек – это судовая команда и работники рыбоперерабатывающей фабрики.

Судно оборудовано просторной столовой с современным и продуманным дизайном и несколькими салонами для отдыха экипажа. На судне также имеется сауна и небольшой тренажерный зал.

Траулер «Капитан Таран» после церемонии поднятия флага отправился в переход до Мурманска — из Балтийского моря вокруг Скандинавии. Переход был выполнен успешно, судно торжественно встретили в порту, после чего начались его рабочие будни. 9 июля траулер отправился в свой первый промысловый рейс в Норвежское море. Его капитаном-директором стал Сергей Носов.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: