Консервы — самый популярный товар рыбной полки России, но их продажи рухнули почти на четверть
![]() |
27.06.2025
Источник: t.me/s/ryba_rossii
После всплеска продаж рыбных консервов в России (как и во многих странах мира) в период пандемии наблюдается последовательное снижение спроса на них, что отражается как в динамике производства, так и продаж. Так, за минувшие пять лет выпуск консервов в стране сократился на 6%, до 199,6 тыс. тонн в 2024 году. Согласно данным ритейл-аудита «Нильсен», продажи в рознице в натуральном выражении упали на 23% с марта 2021 года по март 2025-го. |
Как показало совместное исследование ВАРПЭ и «Нильсен», консервы занимают четверть «рыбной корзины» россиян и остаются самым продаваемым рыбным товаром как в деньгах, так и в объеме. При этом за последний год они стали единственной категорией рыбной полки, продажи которой не выросли, а снизились.
Доля рыбных консервов постепенно снижается в пользу других категорий — сельди, охлажденных и мороженых морепродуктов, рыбных спредов и паст, которые напротив — наращивают долю. Если пять лет назад консервы были абсолютным лидером «рыбной корзины» с долей 31,4% в объеме, то сегодня их отделяет от сельди (второй по популярности товар рыбной полки) менее 3 п.п.
Что влияет на динамику
В силу природных факторов сокращается ресурсная база для консервации. Вылов сайры, которая была «хитом» советской и постсоветской консервной полки, снизился в сотни раз: в «лучшие годы» российские рыбаки добывали 120 тыс. тонн, в 2024 году — 814 тонн, а в 2023 — 51 тонна . Аналогичная ситуация — со скумбрией, треской. Рекордные уловы иваси, которая пришла в наши воды взамен сайры, не конвертируются в консервы, потому что отечественные переработчики используют только крупную рыбу и как правило — для пресервов.
Спрос сокращается не только из-за изменения потребительских предпочтений и повышенного интереса к «охлажденке» (хотя это глобальный тренд, который особенно заметен в сегменте крабов и морепродуктов). Спрос на премиальность — а именно это лежит в основе учащения покупок «охлажденки» — не уничтожает спрос на консервы. В Европе и США не гигантскими темпами, но растет спрос на консервы: на этих рынках потребления качественные и премиальные консервы стали центральным блюдом семейных «гастрономических праздников», модной закуской в ресторанах и барах, популярным сувениром, привезенным из поездок.
«Качество! Вот — рычаг, который вытаскивает многие продуктовые и товарные категории. К сожалению, консервы превратились в символ некачественной и зачастую фальсифицированной продукции. Это убивает спрос. Мы связываем надежды на возрождение этого сегмента с маркировкой консервов», — рассказал президент ВАРПЭ Герман Зверев. По его мнению, «у консервов есть будущее». Сейчас этот вид рыбопереработки возвращается к истокам: консервы появились как премиальный и дорогостоящий вид рыбопродукции. Приоритет качества по отношению к цене продукта подтверждает и динамика продаж отдельных видов консервов. Так, доля брендов полного цикла (производится из свежих уловов самими рыбаками, когда исключен риск фальсификата) растет в продажах консервов из сайры, шпрот и печени трески. Например, на пять самых популярных брендов рыбаков приходится почти половина продаж сайры.