Новый поворот в «рыболовных» отношениях ЕС и Великобритании после Brexit
![]() |
24.06.2025
Источник: t.me/s/ryba_rossii
20 июня Специализированный комитет по рыболовству Евросоюза и Великобритании (SCF, создан для управления общими рыбными промыслами, в том числе согласования допустимых уловов, в рамках Соглашения о торговле и сотрудничестве после Brexit) утвердил решение, предусматривающее полный взаимный доступ рыбаков к водам обеих сторон до 30 июня 2038 года (прошлые договоренности заканчиваются в 2026 году). |
Документ формализует договоренности, достигнутые сторонами в ходе саммита ЕС-Великобритания, состоявшегося в мае, обеспечивает правовую определенность для рыбаков по обе стороны Ла-Манша, гарантируя, что суда ЕС и Великобритании продолжат пользоваться полным доступом к исключительным экономзонам (ИЭЗ) и терводам друг друга, отмечается в пресс-релизе Еврокомиссии.
Примечательно, что формализованное на прошлой неделе соглашение между ЕС и Великобританией некоторые страны Евросоюза открыто называли «необходимой предпосылкой для дальнейшего углубления отношений» между сторонами, в том числе в сфере обороны и безопасности и торговли. Как отмечает в своей колонки старший научный сотрудник UK in a Changing Europe (UKICE, академический аналитический центр при Королевском колледже Лондона) Джоэл Реланд, французское правительство, в частности, неоднократно подчеркивало, что не подпишет никаких новых соглашений, пока не будет решен вопрос о правах на рыболовство.
Как объясняет Реланд, несмотря на небольшую и к тому же сокращающуюся долю рыболовства и аквакультуры в экономиках Великобритании и ЕС (0,4% и 0,1% от общего объема производства соответственно), отрасль высоко концентрирована, поэтому ее регулирование остается «деликатным вопросом». Только на Испанию приходится четверть работников рыболовной отрасли ЕС, в то время как Италия, Греция, Франция и Португалия формируют еще 50%. Во Франции крупнейшие производства находится в политически важных регионах. А с учетом особенностей географического распределения основной части электората вопросы регулирования рыболовства остаются не менее значимыми и для властей Великобритании.
Контроль над британской политикой в области рыболовства был одним из главных оснований для Brexit, напоминает Реланд. Местные рыбаки считали правила распределения квот несправедливыми, а власти обещали им сделать Великобританию «независимым прибрежным государством».
Между тем накануне заключения нового соглашения ЕС оспорил в третейском суде введенный Великобританией запрет на ловлю песчанки (местные рыбаки не добывает эту рыбу, а датские рыбаки используют ее для производства жира и в качестве корма). В начале мая коллегия арбитров установила, что запрет на промысел в английских водах, введенный Великобританией для сохранения запасов песчанки, играющей важную роль в пищевой цепочке хищных видов рыб и птиц, не был «соразмерным» и нарушил обязательство государства по обеспечению доступа судов ЕС к своим водам. О намерении подать официальную жалобу сообщала также Бельгия, которая считает что с ее рыболовецкими судами «обращались как с пиратами».
К чему привел Brexit
Для Великобритании выход из ЕС не привел к резкому увеличению улова, но привел к существенному сокращению экспорта на ключевой рынок— ЕС (на 29% в объеме и на 10% деньгах). Доля квот в собственных водах увеличилась на 10%, в результате чего на 60% вырос вылов пелагики, но снизилась добыча донной рыбы и моллюсков, которые стоят дороже. Из-за бюрократии выгрузки в британских портах сократились более чем на 60%.
Сокращение квот в водах Великобритании обошлось рыбакам ЕС в €107 млн в период с 2021 по 2023 гг. Наблюдается резкое падение экспорта рыбы в Великобританию — примерно на четверть с момента окончания переходного периода после Brexit, эти поставки заместил импорт из других стран.