e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Первая компания добровольно выходит из программы инвестиционных квот


Первая компания добровольно выходит из программы инвестиционных квот
11.06.2025 Источник: mag.hookandnet.com

«Согласие» – рыбопромышленная компания из Северного бассейна расторгла контракт с Росрыболовством на строительство двух траулеров в обмен на инвестиционные квоты. Это не первый случай подобного прекращения действия соглашения об инвестиционных квотах, однако в предыдущих случаях это всегда происходило по инициативе российского регулятора.

Так, в 2024 году Росрыболовство удовлетворило иск о расторжении соглашения об инвестиционных квотах с российской компанией Сокра, которая обязалась построить среднетоннажное рыболовное судно на верфи братьев Нобель в городе Рыбинске.

«Согласие» вошло в длинный список российских рыбопромышленных компаний, принявших участие в программе инвестиционных квот в 2020 году, подписав контракт на строительство траулеров на Онежском судостроительном заводе. Взамен компания получила квоты на вылов трески и пикши.

Of the 106 vessels of the first stage of the investment programme that began in 2018, only 36 were completed by the end of 2024 / Из 106 судов первого этапа инвестиционной программы, которая началась в 2018 году, к концу 2024 года было завершено строительство только 36

«Согласие» нашло выход из неприятной ситуации, в которой оказались многие российские рыбаки, инициировавшие обновление флота, уверены игроки рынка. 

По словам руководителя Центра импортозамещения судового оборудования российской инжиниринговой компании Курс Дмитрия Стоянова, к моменту, когда санкции перекрыли путь западному оборудованию и технологиям на российский рынок, предприятие еще не приступило к строительству.

Стоянов отметил, что довольно много российских компаний уже начали строительство своих судов и внесли авансовые платежи за оборудование иностранным поставщикам, добавив, что в итоге “они остались и без оборудование, и без денег.”

Many planned fishing vessels are likely to remain no more than plans / Многие рыболовные суда, скорее всего, так и останутся проектами на бумаге

Сейчас в российских арбитражных судах рассматривается несколько десятков судебных споров, в которых рыбаки добиваются компенсации от своих европейских партнеров, не выполнивших договорные обязательства.

В ходе судебных слушаний по соглашению об инвестиционных квотах представители Согласия сообщило, что компания планировала строить траулеры с использованием оборудования из Японии, Швейцарии, Нидерландов и Бельгии, и доказали, что предприятия не смогло найти альтернативное оборудование на российском или каком-либо другом рынке. 

В целом, несмотря на неудачи, прекращение действия инвестиционных квот остается относительно редким событием.

A recent completion is one of the extensive fleet ordered by the Russian Crab Group / Недавнее завершение строительства — часть значительного флота, заказанного ГК Русский Краб

По оценкам Стоянова, менее 10% контрактов, заключенных в рамках инициативы, в конечном итоге были расторгнуты.

В апреле 2025 года Росрыболовство объявило о решении перенести срок выполнения рыбаками своих обязанностей по программе инвестиционных квот. Максимально допустимый срок строительства рыболовных судов в рамках инициативы был увеличен с первоначальных 8 до 12 лет, сообщил российский регулятор, объяснив, что этот шаг поможет избежать большего количества расторжений контрактов.

“Мера принята в целях поддержки рыбопромышленных компаний, реализующих программу модернизации отрасли в условиях беспрецедентного санкционного давления, — отметили в Росрыболовстве. “Решение позволит инвесторам избежать рисков расторжения соглашений о предоставлении инвестиционных квот и завершить строительство судов”.

The economic reality of the Russian fishing industry has changed dramatically over the past few years / Экономические реалии в российской рыбной отрасли за последние несколько лет кардинально изменились

“Если отмотать время назад к 2020 году, то большинство компаний воздержались бы от участия в программе инвестиционных квот, зная, как в итоге все сложится”, — прокомментировал источник в российской рыбной отрасли, пожелавший остаться неназванным.

Источник сообщил, что теоретически Согласие могло бы завершить строительство своих судов, однако в компании прекрасно понимают, что за последние пять лет экономическая ситуация в российской рыбной отрасли кардинально изменилась.

По оценкам союза рыбопромышленников Варп, рентабельность российской рыбной промышленности в последние три года неуклонно снижается. В результате в прошлом году почти половина российских рыболовных компаний оказались убыточными.

‘Under the current economic realities, owners are not ready to allocate new investments,’ the Russian Association of Fishing Fleet Owners stated / ‘В нынешних экономических реалиях владельцы не готовы выделять новые инвестиций’ — заявила Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота России

Санкционное давление привело к росту затрат на строительство рыболовного флота в среднем на 20%, говорится в пояснительной записке Росрыболовства к постановлению.

Все участники рынка сходятся во мнении, что экономические условия за последние несколько лет ухудшились. В 2025 году ожидается продолжение негативных тенденций, поскольку курс российского рубля укрепился почти на 20% по отношению. В этом контексте российские рыбаки готовятся к соответствующему падению экспортной выручки.

В качестве одной из мер, которая могла бы помочь российским рыбопромышленникам, Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота России предлагает увеличить срок использования квот на вылов рыбы, выделенных в рамках правительственной инициативы, с 15 до 20 лет. “В текущих экономических реалиях судовладельцы не готовы выделять новые инвестиции”, — признали в Ассоциации.

‘Общая ситуация тревожная ввиду ее полной неопределенности’ — заявил председатель Межрегиональной ассоциации прибрежного рыболовства Северного бассейна Валентин Балашов

Новая реальность

Большая часть кейса контрактов «квоты под киль» ещё даже не запущена к реализации на верфях., прокомментировал председатель Межрегиональной ассоциации прибрежного рыболовства Северного бассейна Валентин Балашов.

Балашов со ссылкой на данные Росрыболовства сообщил, что из 106 судов первого этапа программы, стартовавшего в 2018 году, к концу 2024 года было достроено только 36.

“В этой связи прогнозировать поведение отраслевых субъектов хозяйственной деятельности несложно – необходимые государственные данные для этого есть. С учетом семилетнего срока реализации «инвестиционного» проекта, какие-то рыболовные компании, участвующие в схеме «квоты под киль», в ближайшие два года будут вынуждены отказываться от строительства судов”, — заявил Балашов.

Причины могут быть разными, добавил Балашов, — от экономической бессмысленности платить дополнительные деньги без гарантий выполнения сроков строительства, до личных сюжетов собственников рыбного бизнеса.

“Кроме этого, общая ситуация вызывает тревогу своей полной неопределенностью” — подчеркнул Балашов.

По словам Балашова, экономическая реальность российской рыбной отрасли за последние несколько лет кардинально изменилась. С учетом инфляции финансовые показатели отрасли в 2024 году упали почти вдвое по сравнению с 2023 годом.

“Это серьезное падение”, — признал Балашов, добавив, что в результате инвестиционные возможности российского рыболовного бизнеса сократились.

Большинство предпринимателей, которые в 2018-2020 годы пошли за дополнительными квотами, начали строить суда на отечественных верфях, взяв под это огромные кредиты, в настоящее время разочарованы реальностью и подсчитывают убытки, отметил Балашов. 

“Некоторые отказываются продолжать участвовать в схеме квоты под киль и расторгают договоры. В такой ситуации решение вполне очевидно и неизбежно. Необходимо продлить срок исполнения «инвестиционных» договоров на квоты под строительство судов до 10 лет, и изменить срок использования инвестиционной квоты с 15 до 20 лет, как минимум” — отметил Балашов.

Это, пожалуй, единственный разумный способ спасти экономику обновления флота и хоть как-то подретушировать идею инвестиционных квот, добавил Балашов.

 

Комментарии 2

Штевень    11.06.2025 21:49

Вполне разумное ,обоснованное экономическими реалиями предложение об увеличении срока до 20 лет,будет мусолиться,обсуждаться бесчисленное количество раз,перетикать от инстанции к инстанции

Штевень    11.06.2025 21:55

Когда можно и нужно, регуляторам всех уровней ,разрешить продление быстро,чётко ,конструктивно.Ведь могут,когда захотят или получат …..лей с верху .

Имя:
E-mail:
Комментарий: