Китай — нетто-импортер рыбы. Это надолго или нет?
05.12.2024
Источник: t.me/s/ryba_rossii
Китай остается нетто-импортером рыбы и морепродуктов в мире, даже притом что закупки иностранной продукции сокращаются. По подсчетам ВАРПЭ, импорт этих товаров за первые 10 месяцев 2024 года снизился почти на 6%, до $17,4 млрд, экспорт снизился на 2%, до $15,6 млрд. Страна по-прежнему ввозит на 12%, или на $1,8 млрд, больше, чем поставляет на внешние рынки. |
Почему Китай сохранит свой статус нетто-импортера в долгосрочной перспективе?
Об этом рассуждал генеральный директор агентства Seabridge Marketing Фен Сюбин в своей колонке для обзора FAO о китайском рынке. По его словам, причины в трех плоскостях, две из которых связаны с внутренним и внешним производством, а третья — с внутренним потреблением.
Первый слой. Внутреннее производство ограничивает сразу несколько факторов. Морские водные биоресурсы, доступные Китаю, долгое время истощались. Из-за протяженности морских границ рыболовство вдоль берега страны велось намного интенсивнее, чем у других рыбопромышленных держав. В результате снижались запасы ценных видов ресурсов, а в отсутствие контроля в сети часто попадали молодые особи, что мешало естественному восстановлению запасов.
При этом развитие аквакультуры ограничено водными и земельными ресурсами. Тем более что фермам по выращиванию рыбы приходится конкурировать с сельхозпроизводителями, занятыми возделыванием риса.
Второй слой. Многие страны, которые раньше начали заботиться о запасах, сейчас, наоборот, открывают новые промыслы. Например, Новая Шотландии и Канада. Кроме того, расширяется возможность добычи в северных морях, например в Баренцевом и Чукотском, где вода становится теплее под влиянием глобального потепления, считает мистер Фен. Он также обращает внимание на модернизацию рыбной промышленности во многих странах, в том числе ориентированных на поставки в Китай: переработка, транспортировка и хранение рыбы и морепродуктов прямо на бортах судов стали стандартной практикой, а не исключением. Это приводит к росту предложения на глобальном рынке.
Третий слой. Китайские потребители позитивно встречают любые новые продукты. Фен приводит в пример лосося и королевского краба. При этом иностранные морепродукты быстро переходят из статуса новинок в повседневные и интегрируются в традиционную китайскую кухню. Мировые рыбопромышленники, видя этот тренд, наращивают маркетинговые активности именно на рынке Китая.
Эти тренды, которые имеют устойчивый и долгосрочный характер, по мнению господина Фена, приведут к тому, что Китай сохранит свое положение нетто-импортера.