Губернатор Камчатки подтвердил эффективность мер по ограничению авиаперевозки красной икры в ручной клади. Эксперимент планируют сделать постоянно действующим ограничением
21.11.2024
Источник: t.me/s/ryba_rossii
Запрет на авиаперевозку более 10 кг красной икры в ручной клади с Камчатки доказал свою эффективность. Об этом заявил губернатор края Владимир Солодов в интервью ТАСС. По его словам, со следующего года мера начнет действовать в «постоянно действующем режиме». |
Напомним, эксперимент стартовал с 1 ноября 2022 года и направлен на борьбу с браконьерством. При авиаперевозке более 10 кг красной икры с Камчатки стали требовать подтверждение промышленного производства. Грузы с ограниченной для перевозки продукцией обследуются и маркируются. В августе 2024 года зампред Правительства Камчатского края Юлия Морозова заявила, что объем непромышленной красной икры, вывозимой из региона, снизился в 3–4 раза. По данным Россельхознадзора, в 2022 году с территории Камчатского края в ручной клади вывезли 556 тонн, в 2023 году — 185 тонн. Только за третий квартал этого года с Камчатки запретили вывоз 440,5 кг продукции неизвестного происхождения.
«Такое решение было связано с практикой, которая долгие годы существовала в регионе: до 2023 года браконьерская икра промышленными объемами перевозилась именно в личном авиабагаже пассажиров. Был целый класс так называемых курьеров, которые летали туда-обратно с 23-килограммовыми куботейнерами, и часто лента багажа выглядела как бесконечный поток коробок с икрой. Доходило до смешного: у нас был случай, когда один пассажир принес две тонны икры и сказал, что хочет сдать в личный багаж. На вопрос, откуда она взялась и какое у нее происхождение, он ответил, что не обязан отчитываться, а вся икра — все две тонны — для его личного потребления. Мы понимаем, что это был налаженный системный канал перевозки браконьерской продукции. Я специально говорю „был“, потому что принятые меры стали, безусловно, успешными», — рассказал Владимир Солодов ТАСС.
При этом, по словам главы региона, полностью победить браконьерство пока не удалось, но «комбинация системных мер, а также повседневная работа правоохранительных органов» позволяют год от года сокращать объемы нелегальной продукции. Владимир Солодов добавил, что со следующего года ограничения авиаперевозки икры из экспериментального перейдут в постоянно действующий режим.
Напомним, что группа сенаторов и депутатов уже подготовила законопроект, которым ограничение планируется распространить еще на два рыбопромышленных региона — Хабаровский край и Чукотский автономный округ. До 11 декабря комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры собирает замечания и предложения к документу. Ожидается, что в первом чтении законопроект депутаты рассмотрят в январе 2025 года.
За масштабирование эксперимента выступала и ВАРПЭ. Глава ассоциации Герман Зверев объяснял, что на российском рынке красной икры долгое время функционировал симбиоз: фирмы-однодневки, уходящие от уплаты НДС, и авиатрафик икры в багаже пассажиров. Примерно 3–4 тыс. тонн красной икры (из среднегодового объема внутреннего потребления 18 тыс. тонн) имели серое происхождение и реализовывались по серым каналам. По его мнению, ограничения для перевозки красной икры с Камчатки в ручной клади и внедрение системы прослеживаемости «Меркурий» создали реальные препятствия для попадания такой продукции на внутренний рынок.
Производство икры в России в первые три квартала 2024 года снизилось на 62%, до 7,9 тыс. тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для этого есть объективная причина: за время путины на Дальнем Востоке 2024 года на 11 ноября рыбаки добыли 235,2 тыс. тонн лососевых, что на 61% ниже, чем в прошлом году. ВАРПЭ ожидает, что по итогам путины 2024 года производство будет на уровне 10–11 тыс. тонн, что достаточно для удовлетворения внутреннего спроса.