Для российской минтаевой продукции открылась ниша на внутреннем рынке
30.03.2022
Источник: pollock.ru
Снижение курса рубля, ограничение поставок, а также удорожание рефрижераторной логистики скажутся на объемах российского импорта рыбопродукции в 2022 году. Выпадение с рынка отдельных позиций может открыть перспективы для отечественной продукции, в частности, минтаевой. |
«Сокращение импорта рыбопродукции по итогам 2022 года может быть таким же глубоким, как и в следствие кризиса 2014 года. Помимо девальвации рубля, мы прогнозируем, как минимум, 50% увеличение стоимости доставки рыбопродукции. Это обеспечит дополнительные издержки и давление на рублевый спрос. Кроме того, есть риски «сжатия» перечня поставщиков в результате решения отдельных стран-экспортеров и (или) непосредственно производителей», — считает президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. Он напомнил, что экономический кризис и продовольственное эмбарго 2014 года привело к снижению импорта рыбы в Россию почти в половину. Так, в 2015 году на российские прилавки было поставлено 472 тыс. тонн импортной рыбопродукции стоимостью 1,36 млрд долл., что на 53% ниже по стоимости и 47% по объему чем в 2013 году. Тогда же произошли качественные изменения структуры импорта – замещение более дорогих видов более доступными. Вместе с тем ограничение импорта открыло новые возможности для российских рыбопромышленников, которые смогли нарастить объемы поставок на внутренний рынок и заняться развитием аквакультуры.
«Считаем, что текущая ситуация также создает новые возможности для российских рыбаков. Одна из них – это импортозамещение продукции, которая по своим потребительским свойствам и цене близка с российской продукции. В качестве наиболее перспективного направления можно выделить сегмент мороженого рыбного филе и мороженой белой рыбы», — рассказал президент АДМ.
По данным объединения, в 2021 году на российский рынок было импортировано более 26,2 тыс. тонн мороженого филе белой рыбы (пангасиус, тилапия, мерлуза) и 34,5 тыс. тонн филе из других видов рыбы. «Российские производители последние годы демонстрируют рост по выпуску филе и фарша преимущественно из белых видов рыбы (минтай, треска, пикша). Эта продукция потенциально сможет заместить часть спроса», — уверен Алексей Буглак. При этом он отметил, что ограничивающим фактором может стать цена продукции. Дело в том, что на российский рынок преимущественно импортируется недорогое филе пангасиуса (средняя стоимость импорта 1,74 долл./кг), филе мерлузы (2,67 долл./кг) и тилапии (3,32 долл./кг). По мнению президента АДМ, конкуренцию этим позициям могло бы составить филе минтая. Отдельно можно выделить поставки 21 тыс. тонн мороженой мерлузы (хека). При средней цене импорта в 1,72 долл./кг за эту нишу мог бы побороться мороженый минтай и, возможно, тихоокеанская треска.
По словам Алексея Буглака, обеспечение внутреннего рынка остаётся ключевой задачей для отрасли. По оценкам АДМ, при среднегодовой емкости российского рынка в 125–130 тыс. тонн продукции из минтая в 2021 году поставки на внутренний рынок достигли рекордного уровня — 250 тыс. тонн минтаевой продукции. В пересчете на сырец потребление минтая в России в 2021 году выросло до 3,4 кг на человека – это больше, чем в среднем в ЕС или в США. Доля минтая в «рыбной корзине» россиян — 15%.
Минтай остается главным промысловым ресурсом России, его доля в национальном улове — 35%. В 2021 году общий объем производства филе, фарша, сурими из минтая в России достиг рекордных 150 тыс. тонн. Тренд на выпуск продукции глубокой переработки в России в ближайшие годы будет только усиливаться. Этому будет способствовать введение в строй новых судов и заводов, построенных в рамках первого этапа инвестиционные квот, и масштабное переоборудование действующего флота. По оценкам АДМ, с начала 2022 года суммарный выпуск продукции филе, фарша и сурими из минтая вырос на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.