e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Герман Зверев: реформа ветконтроля в рыбной отрасли должна быть поэтапной и последовательной



14.12.2021 Источник: www.varpe.org

10 декабря Фонд «Центр Стратегических разработок» (ЦСР) при поддержке Минэкономразвития провел экспертное обсуждение на тему: «Применение обязательных требований в области ветеринарии в рамках проведения ветеринарно-санитарной экспертизы». В ходе мероприятия ЦСР рассказал о результатах опроса бизнеса в этой сфере и дал возможность представителям делового сообщества высказать позиции по ключевым проблемам при прохождении ветеринарно-санитарного контроля. Реформирование действующей системы ветеринарного контроля стало результатом исследования Высшей школы экономики и ВАРПЭ «Анализ регуляторной нагрузки на рыбную отрасль».

 ЦСР в рамках проведения анализа обязательных требований ветеринарно-санитарного контроля в рыбной отрасли организовал опрос бизнеса. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников приняла активное участие и в проведении опроса, и в привлечении участников состоявшегося 10 декабря экспертного обсуждения. В ВАРПЭ был создан штаб по сбору информации, организовано взаимодействие с предприятиями и оказана консультационная помощь при заполнении анкет.

Как было отмечено на прошедшем мероприятии, по результатам опроса ЦСР сгруппировал недостатки действующего регулирования в четыре блока. Первый - дублирование регулирования. Так, результаты мониторинга ветбезопасности районов мирового океана и внутренних морей РФ фактически не учитываются при оформлении ВСД на уловы ВБР. По этой причине бизнес несет прямые и косвенные затраты на проведение лабораторных исследований, тогда как мониторинг ветеринарной безопасности для них бесплатен. Еще один изъян действующей системы - неопределенность для субъектов регулирования. Отмечается, что перечень назначаемых лабораторных исследований и максимальный срок проведения и получения ВСЭ не регламентированы. При этом в период оформления ВСД ограничивается право предприятий распоряжаться уловами и продукцией из них, а понятие партия трактуется произвольно. Третий блок - широта дискреционных полномочий регулятора. Основания для назначения лабораторных исследований, предусмотренные приказом Минсельхоза России № 462, шире, чем те, которые обозначены в приказе Минсельхоза России № 634 (эпизоотическое или ветеринарно-санитарное неблагополучие районов добычи, требование страны-импортера). Так, специалисты Госветслужбы вправе назначать лабораторные исследования в случае возникновения сомнения в безопасности рыбы и икры, то есть по собственному усмотрению. Завершающий блок - избыточность регуляторных требований. Опрос показал, что фактически наблюдается сплошной ветеринарно-санитарный контроль вместо применения риск-ориентированного подхода.

В ходе мероприятия участники обсудили новые правила ветеринарно-санитарной экспертизы водных биоресурсов и продукции из них, утвержденные приказом Минсельхоза России от 24 ноября 2021 г. № 793 и зарегистрированные Минюстом России 30 ноября. Было отмечено, что новые правила обладают значительными преимуществами по сравнению с действующими, так как приведут к снижению регуляторной нагрузки. Например, ими предусмотрен учет результатов мониторинга районов добычи при назначении исследований, исключена необходимость проведения визуального осмотра всей партии. Кроме того, при доработке правил удалось снизить степень неопределенности требований - исключено требование проводить исследования в связи с сомнениями специалиста Госветслужбы в безопасности уловов и рыбопродукции, установлены максимальный срок проведения ВСЭ, возможность оспаривать ее результаты и также периодичность проведения исследований, регламентирован их перечень. Это стало результатом очень скрупулёзной работы и детального обсуждения документа на заседаниях рабочей группы «регуляторной гильотины» в сфере рыболовства. Рабочая группа активно привлекала экспертное сообщество – в состав экспертной группы входит 40 человек, включая представителей 14 ключевых рыбацких ассоциаций.

В ходе организованного ЦСР мероприятия были высказаны различные точки зрения. На недостатки новых правил ветеринарно-санитарной экспертизы указали президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалинской области Максим Козлов и советник президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Ольга Стрыгина. По их мнению, исследования по органолептическим показателям избыточны, а в случае производства переработанной продукции, например, рыбной муки и консервов, на судах и плавбазах потребуется наличие на борту врача. Замдиректора департамента регуляторной политики и ОРВ Минэкономразвития Алексей Стариков в ходе обсуждения документа рассказал, что ряд замечаний министерства, подготовленных в рамках ОРВ, также не учтён в прошедшей регистрацию версии Правил. Он отметил, что это в комплексе с замечаниями бизнес-сообщества стало причиной инициирования Минэкономразвития процедуры пересмотра новых правил и их рассмотрения на заседании профильной подкомиссии при Правкомиссии по проведению административной реформы.

«Ветеринарный контроль – одно из самых сложных направлений регулирования рыбной отрасли. Именно поэтому требования в этой сфере вызывают большую дискуссию. Любая реформа – это поэтапный процесс и достижение ее результатов не может быть одномоментным», - рассказал президент ВАРПЭ Герман Зверев.

ВАРПЭ ведет последовательную работу по снятию избыточных и высокозатратных требований при регулировании рыбной отрасли. В 2018 году Высшая школа экономики совместно с ассоциацией провела комплексный анализ регуляторного воздействия на отрасль и выявила 550 обязательных требований, содержащихся в 55 нормативных правовых актах. В 2020 ВШЭ и ВАРПЭ завершили ещё более масштабное исследование – «Анализ регуляторной нагрузки на рыбную отрасль». Были посчитаны затраты и потери рыбаков по исполнению 321 требования. Например, исполнение требований ветеринарно-санитарного контроля ежегодно обходится предприятиям в 13,55 млрд рублей, из которых 41,55% приходится на проведение лабораторных исследований в случае возникновения у инспектора Россельхознадзора сомнений в безопасности рыбы или икры, еще 12,24% - на проведение ВСЭ для каждой партии продукции животного происхождения.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: