e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Могут ли общины стать градообразующими?


Могут ли общины стать градообразующими?
13.12.2025 Источник: rybak-kamchatky.ru

Завершились IV Моисеевские чтения. Один из круглых столов этого форума был посвящен будущему прибрежных населенных пунктов, опорных для рыбохозяйственной отрасли. Прозвучало несколько интересных докладов, о каждом из которых стоит рассказать отдельно. Сегодня публикуем выступление председателя Ассоциации КМНС Камчатского края Андрея Метелицы.

Камчатский край является ведущим в отечественном рыболовстве, в том числе, в традиционном. Представителям КМНС здесь выделяется до 7 тысяч тонн лососей и 5 тысяч тонн белорыбицы каждый год. Эти лимиты осваиваются на 233 рыболовных участках и морских акваториях, которые закреплены за 120 общинами. К сожалению, данный ресурс используется не полностью и не всегда эффективно. Ежегодное недоосвоение составляет от 1000 тонн до 2 300 тонн.

Какую помощь мы можем предложить для развития прибрежных поселков?

Во-первых, общины, наделенные ресурсами, могут выполнять роль градообразующих предприятий. Если максимально задействовать их возможности, можно создать от 1,5 тысяч до 2,5 тысяч сезонных трудовых мест.

Во-вторых, за счет традиционного рыболовства можно поддерживать другие виды традиционной хозяйственной деятельности, которые ведут жители прибрежных сел и поселков. Например, оленеводство. Оленеводство – убыточное, дотируемое занятие даже в Ямало-Ненецком округе, где эта деятельность наиболее развита. То, как можно поддерживать оленеводческое хозяйство за счет более прибыльной деятельности, нам показал опыт «Тымлатского рыбокомбината».

В-третьих, общины могут обеспечивать рыбной продукцией внутренний рынок края, создавая для себя новые рабочие места. Сегодня эту нишу фактически заняли продавцы нелегального товара, которые легализуют его через различные серые схемы. Мы можем предложить продукцию, произведенную законно. У нас уже есть такой опыт, который удалось получить благодаря партнерству с Камчатским выставочно-туристическим центром и ООО «Сделано на Камчатке» в 2023 году.

Мы уже обсуждали с Торгово-промышленной палатой создание бренда для продукции, произведенной общинами. Предложили Федеральному агентству по рыболовству помощь в популяризации потребления рыбы. Почему это важно?

Исследования показывают, что среднестатистический потребитель в России ассоциирует качественную разделку и готовку рыбы с японской кухней. Однако кулинарные традиции коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока не уступают японским, но их не продвигают. Попробуйте купить на нашем рынке юколу. Настоящей юколы нет в продаже. То, что продается под этим названием, просто подкопченная рыба, порезанная ломтями.

Продвижение национальной кухни КМНС – это тоже одна из возможностей поддержать коренное население побережья, обеспечить его занятием, которое в перспективе будет приносить доход.

В 2022 году я с коллегами участвовал в международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге. На круглом столе, посвященном маломасштабному рыболовству, мы представили свои предложения, как сделать традиционное рыболовство социальным, использовать его в интересах всего населения региона. Сделать это просто, учитывая, что общины, согласно своим уставам, изначально ставят перед собой социальные задачи.

Сейчас в социальные проекты нашей ассоциации вовлечено только 10 общин из 120, использующих рыболовные участки. Но от этих 10 мы получаем всю необходимую помощь, которую направляем на поддержку нуждающихся, пенсионеров, семей участников СВО, детского отделения противотуберкулезного диспансера. Представьте, какие проекты мы сможем воплотить в жизнь, если все 120 общин включатся в эту работу. Как это сделать в масштабах всего края? Возможно, через региональную программу развития общин. Мы готовы разработать такой стартап для развития прибрежных поселков. 

 

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: