Мантуров предложил дофинансировать льготный лизинг судов на ₽200 млрд
![]() |
18.09.2025
Источник: www.rbc.ru
Первый вице-премьер Денис Мантуров попросил у Владимира Путина дофинансировать программу льготного лизинга судов на 200 млрд руб., сообщили РБК два источника в судостроительной отрасли. Соответствующее обращение было направлено президенту в августе. Мантуров предложил при формировании бюджета на 2026–2028 годы перераспределить на льготный лизинг с других статей федерального проекта «Производство судов и судового оборудования» 65,7 млрд руб. |
Кроме того, заявлена дополнительная потребность в финансировании программы на 134,3 млрд руб. — эти средства нужны в том числе для исполнения поручений правительства по загрузке строящейся Московской верфи, которая будет производить электрические пассажирские суда.
Общее увеличение финансирования программы на 200 млрд руб. позволит построить не менее 180 судов, как грузовых, так и пассажирских, говорят собеседники РБК. Также эти средства позволят сдать их в лизинг судовладельцам по льготной фиксированной ставке.
Что с Московским судостроительным заводом
О планах построить в Москве новую верфь в июне 2023 года на встрече с Владимиром Путиным заявил мэр Москвы Сергей Собянин. Предприятие строится рядом с бывшим Московским судостроительным и судоремонтным заводом, закрытым в 2014 году. Сегодня его территория частично застроена домами ЖК «Ривер парк». Новый завод будет специализироваться на строительстве электрических пассажирских судов.
Осенью 2024 года РБК рассказывал о планах столичных властей запустить Московскую верфь в начале 2025 года. Основным претендентом на получение завода в управление источники РБК навали Sitronics, которая сегодня контролирует верфь по производству электросудов Emperium в Ленобласти и Пермскую судоверфь (строит зарядную инфраструктуру). Сегодня на судах Ecobus, построенных на Emperium, ведутся регулярные перевозки по Москве-реке, оператором выступает компания «Пассажирский порт» (дочерняя структура «Водохода»). Эти маршруты субсидируются столичной мэрией — в конце 2021 года «Пассажирский порт» выиграл конкурс дептранса Москвы на 19,5 млрд руб. на организацию речных перевозок в столице на 15 лет.
Сейчас строительство новой верфи не завершено, тендер на выбор управляющей компании завода не проводился, говорят источники РБК.
В аппарате Мантурова переадресовали вопросы в Минпромторг, где сказали, что работают над поддержкой спроса в пределах бюджетных возможностей. В Минтрансе, Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, строит часть судов по программе) отказались от комментариев. В Sitronics переадресовали вопросы в свою дочернюю структуру — завод-строитель пассажирских судов Emperium. В пресс-службе Emperium сказали, что предприятие поддерживает меры правительства России по стимулированию спроса в судоходной отрасли.
В дептрансе Москвы сообщили РБК, что производственная программа Московской верфи в Нагатинском затоне сейчас определяется, она будет представлена общественности по итогам ввода объекта в эксплуатацию. «Запуск Московской верфи обеспечит обновление прогулочного флота столицы и расширение сети регулярных маршрутов речного транспорта. Пассажиров будут обслуживать современные суда на электрической тяге российского производства. Локализация мощностей обеспечит технологическую независимость и ускоренное развитие экологичного речного электротранспорта», — добавили в департаменте.
Как менялась программа льготного лизинга судов
Программа льготного лизинга гражданских судов на 231 млрд руб. запущена в начале 2023 года распоряжением правительства № 337-р и рассчитана на период до 2028 года. Оператором назначена ГТЛК. Предполагалось, что программа будет профинансирована на 136 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ), 85 млрд руб. — в виде кредитов и займов со сроком погашения 28 лет — с 2023 до 2050 года, еще 10 млрд руб. было направлено из бюджета в уставный капитал ГТЛК. В рамках программы в 2023–2027 годах планировалось построить 260 судов, в том числе 119 грузовых, 73 пассажирских, десять рыбопромысловых, 27 дноуглубительных, 20 барж, по пять буксиров и крупнотоннажных судов и один плавучий док массой до 1,5 тыс. т. ГТЛК должна была начать передавать суда в льготный лизинг с 2024 года на срок до 25 лет по ставке 2,93% годовых для пассажирских и круизных судов, 4,51% для рыболовных и дноуглубительных судов, а также плавучего дока и под 7,6% для грузовых и крупнотоннажных судов.
Декабрьским решением главы правительства Михаила Мишустина № ММ-П7-46328 программа была сокращена на 33 судна. Это потребовалось, чтобы высвободить средства на строительство двух паромов на верфи «Звезда» общей стоимостью 30 млрд руб., которые будут обслуживать морские линии между Калининградской и Ленинградской областями. Еще часть ассигнований высвобождена под строительство пяти танкеров проекта 19900М на Бакинском судостроительном заводе в Азербайджане. Объем привлекаемых средств ФНБ был снижен с 136 млрд до 97,9 млрд руб. с сохранением условий их привлечения: доля средств фонда в программе составляет 58,9%, купон на 1,5% годовых начисляется с момента получения займа и выплачивается раз в квартал, а тело займа его получатель начинает оплачивать после сдачи судна. Дата зафиксирована в облигации, под которую привлечены средства ФНБ, в случае срыва сроков строительства она не может быть изменена — судовладелец обязан гасить тело долга, даже если не получил изделие в срок.
В июле РБК рассказывал о проработке Минпромторгом предложения урезать программу льготного лизинга на 96,2 млрд руб. и сокращении числа запланированных к строительству по программе судов на 69 штук, до 191.
Как дофинансирование оценивают эксперты
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров пояснил, что в большинстве сегментов грузового флота ставки фрахта находятся на низком уровне, поэтому судовладельцы не могут без господдержки заказывать новые суда. Это нарушает ритмичность производственного цикла судостроительной отрасли. Он считает, что нарастить объемы заказов на российских верфях в текущих макроэкономических условиях можно только через расширение финансирования программы. «Льготный лизинг — ключевой и наиболее эффективный инструмент, который, с одной стороны, поддерживает отрасль, с другой — обеспечивает минимальное вмешательство в рыночные механизмы. Таким образом, он эффективнее классического прямого государственного финансирования», — отмечает эксперт.
Бурмистров также считает предполагаемый рост финансирования строительства электросудов логичным в силу их востребованности на речных маршрутах Москвы и локализации производства в столице.
Партнер SBS Consulting Олег Сутырин считает, что расширение программ судового льготного лизинга положительно скажется на судостроительной отрасли, так как трансформирует потенциальный спрос в реальные контракты. Инструмент позволяет судостроителям работать при высоких кредитных ставках. «В условиях высокой стоимости заемных средств покупка нового современного судна за счет кредита становится неподъемной ношей для большинства компаний. Выплаты по кредиту практически парализуют операционную работу, лишая судовладельца возможности получать прибыль и инвестировать в развитие», — пояснил эксперт.
Он считает, что дофинансирование программы на 200 млрд руб. позволит построить около 100 грузовых судов (если строить только их. — РБК) или до 500 электросудов. «Стоимость различных судов отличается в разы, поэтому правильнее говорить о потенциальных границах выпуска судов», — отмечает Сутырин.