На Ямале рыбодобыча превратилась в убыточный бизнес
![]() |
21.03.2025
Источник: ura.news
Прошлогодняя путина закончилась крупными убытками для некоторых рыбодобывающих предприятий Ямала. Значительное снижение доходности коснулось промысловиков Приуральского, Красноселькупского, Пуровского и Ямальского районов, следует из отчетности компаний. В финансовых потерях отрасли разбирался корреспондент URA.RU. |
По данным сервиса СБИС, уже третий год крупные убытки терпит АО «Совхоз Пуровский» из Самбурга, известный на Ямале тем, что помимо рыбодобычи занимается выращиваем овощей. И даже как-то проводил эксперименты по культивированию клубники. В 2022 году предприятие сработало в минус почти на 200 млн рублей, в 2023-м — почти на 180 млн рублей.
В 2024 году по итогам путины предприятие осталось нерентабельным: доходы составили 204 млн рублей, расходы – 309 млн рублей. А убыток равняется 104 млн рублей.
Финансовые трудности совхоза усугубляются разными факторами. По данным картотеки дел окружного Арбитражного суда, в 2023 году совхоз потерял земельные участки, расположенные в границах Русского месторождения. В интересах недропользования их отсудило АО «Тюменьнефтегаз» (дочернее предприятия «Роснефти»). Совхозу как работодателю, действующему в интересах коренных малочисленных народов Севера, возместили убытки в размере 3,8 млн рублей и заплатили за потерянные участки 500 тысяч.
Убыточный актив муниципалитета
Аксарковское рыбопромысловое предприятие Приуральского района, чьи активы принадлежат муниципалитету, по итогам 2024 года заработало 137,6 млн рублей — это на 12,1 млн рублей меньше, чем годом ранее. Расходы организации превысили доходы и составили 141 млн рублей, следует из данных сервиса СБИС. Таким образом, промысловики сработали с убытком в 3,4 млн рублей. В 2019 году финансовые потери достигали 19 млн рублей.
В сентябре 2024 года на сложное финансовое положение МП «Аксарковское РПП» обратила внимание окружная Счетная палата. Ревизоры выявили убытки, дефицит оборотных средств, изношенный имущественный комплекс и слабый контроль за использованием ресурсов. В частности, на предприятии не регламентировали порядок ценообразования на рыбную продукцию. «Действующие прейскуранты являлись неполными», — отмечала СП.
Задолжали даже школьникам
Агрофирма «Толькинская», которая, как и многие сельскохозяйственные предприятия округа, занимается и растениеводством, и добычей рыбы, и даже свиноводством, в 2024 году заработала 106 млн рублей. Расходы компании превысили доходы на 22,2 млн рублей.
В прошлом году агрофирма трудоустраивала школьников, но заплатила им только после того, как вмешалась прокуратура. Долг несовершеннолетним составил 600 тысяч рублей.
Куда ушла ряпушка
Поздняя весна и июньские заморозки на Ямале стали причиной трудностей с добычей рыбы. Как рассказывал глава Ямальского района Андрей Кугаевский, ситуация с сокращением добычи рыбы усугубилась холодным летом и замором. По этой причине, например, сильно сократились доходы «Новопортовского рыбозавода».
«Нет того количества рыбы, которое необходимо, чтобы завод экономически чувствовал себя комфортно», — отметил тогда Кугаевский. Ряпушка ушла с Яптик-Сале, и ее нет в достаточном объеме для добычи. Убытки Новопортовского завода в 2024 году составили 21,7 млн рублей.
Прогнозы на 2025 год также неоптимистичны. Рыболовы не рассчитывают достичь рентабельности в короткие сроки.
По итогам 2024 года, вполне финансово стабильны «Верхнетазовская рыбодобывающая компания» и совхоз Байдарацкий. Но их чистая прибыль не превысила даже трех млн рублей.
Убыточность ямальских рыбодобытчиков напрямую связана с коротким сезоном путины, сложным климатом и отдаленностью промыслов, которые нужно обеспечивать регулярными поставками ГСМ. Существенная поддержка рыбного промысла на Ямале — это государственные субсидии. Однако на многомиллионные дотации могут рассчитывать далеко не все рыбопромысловики.
Как ранее поясняли в окружном департаменте АПК, на господдержку могут рассчитывать наиболее крупные, системообразующие рыбодобывающие предприятия. Они имеют большой штат, флот, развитую инфраструктуру, в том числе причалы, а значит и самую большую социальную нагрузку.
Малые предприятия, в том числе общины считаются не такими расходными, а потому, как считают ямальские власти, должны справляться сами. Впрочем, вышеуказанных промышленников это не касается — все они получают многомиллионные субсидии из бюджета округа.