Крупная петербургская верфь получила рекордный убыток
![]() |
07.03.2025
Источник: www.rbc.ru
Петербургский судостроительный завод «Северная верфь», входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), закончил 2024 год с рекордным для себя убытком — 7,464 млрд руб., следует из годового отчета компании (есть в распоряжении РБК Петербург). Среди основных причин — неритмичное финансирование со стороны заказчиков и высокая кредитная нагрузка, говорят на предприятии. |
В последний раз завод заканчивал год с прибылью в 2020-м — тогда она составила 173 млн руб. В последующие три года фиксировались убытки — 3,5 млрд, 5,9 млрд и 6,9 млрд руб. При этом рост убыточности в прошлом году произошел на фоне резкого (на 58%) увеличения выручки — с 16,5 млрд руб. в 2023-м до 26,1 млрд, а также получения субсидий от Минпромторга на 2,1 млрд руб.
Долговая нагрузка превысила 100 млрд
Основными причинами убыточности в последние годы в отчете называются общая недогрузка верфи, низкое качество исходной проектной и технической документации в гражданском судостроении, необходимость доработки проектов уже в ходе строительства, отсутствие ритмичного финансирования со стороны заказчиков, привлечение кредитов, а также «срыв основными поставщиками сроков поставки оборудования, который оказывает непосредственное влияние на смещение сроков постройки».
Кроме того, в прошлом году «в связи с существенным нарушением сроков исполнения принятых обязательств» были расторгнуты контракты на строительство трех рыбопромысловых судов проекта 170701. Убыток от расторжения составил 399 млн руб., говорится в отчете. Речь, вероятно, идет о контрактах на строительство трех из 10 траулеров-процессоров для мурманского рыбопромышленного холдинга «Норебо». Остальные суда проекта 170701 или уже переданы заказчику, или находятся в высокой стадии готовности.
Что касается кредитной нагрузки, то, согласно балансу, объем долгосрочных (более года) кредитов предприятия на 1 января 2025 года достиг 106,7 млрд руб., краткосрочных — 26 млрд. За год эти показатели выросли на 16% и в 15 раз соответственно.
Борьба за безубыточность
В документе отмечается, что для повышения уровня рентабельности на предприятии реализуется программа управления издержками и происходит оптимизация производственных процессов. Согласно направленному на согласование в ОСК бизнес-прогнозу, верфь должна выйти на безубыточный режим уже в нынешнем году (запланирована прибыль 5,6 млн руб.) и сохранить прибыльность в следующем (963 млн). На 2027 год запланирован убыток 3 млрд с последующим возвращением к прибыли — до 2,6 млрд руб. в 2029-м.
Правда, подчеркивают на заводе, это возможно при соблюдении ряда условий. Среди них — старт модернизации верфи, пересмотр действующих цен по госконтрактам, заключение договоров на постройку четырех фрегатов проекта 22350 для Военно-морского флота России, модифицированных фрегатов проекта 22350М, судов тылового обеспечения проекта 23120, а также серии балкеров дедвейтом 40 тыс. и 60 тыс. тонн для российских экспортеров зерна.
Ранее генеральный директор ОСК Андрей Пучков говорил, что в конце 2025 года начнется масштабная модернизация «Северной верфи». По его словам, окончательные сроки реализации и объем инвестиций станут известны после завершения разработки проекта модернизации. Однако, предположительно, работы обойдутся в сотни миллиардов рублей. Ожидается, что производственные мощности судостроительного завода увеличатся более чем в 10 раз. Глава ОСК отмечал, что речь идет об «абсолютно новой верфи», на которой можно будет собирать крупнотоннажные суда из крупных блоков.
«Северная верфь» (изначально — «Путиловская») основана 14 ноября 1912 года. С тех пор на заводе построены более 250 военных кораблей и почти 300 коммерческих судов. По объему выручки ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» входит в тройку крупнейших «дочек» ОСК в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, наряду с АО «Адмиралтейские верфи» и АО «Балтийский завод». Численность персонала «Северной верфи» в 2024 году — 4,1 тыс. человек.