e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Надолго ли хватит отрасли запаса прочности – большой вопрос



Надолго ли хватит отрасли запаса прочности – большой вопрос
25.12.2024 Источник: rybak-kamchatky.ru

Чем ближе 2025 год, тем тревожнее прогнозы будущего рыбного хозяйства России. По словам президента ВАРПЭ Германа Зверева, отрасль стоит на грани полномасштабного экономического кризиса. Но, может, рыбацкая общественность преувеличивает угрозу?

Об этом мы говорим с Кириллом Костыной, которого можно назвать независимым экспертом. Кирилл начинал свой трудовой путь на Камчатке, работал здесь в разных отраслях, в том числе, рыбной. Сейчас трудится в одном из крупнейших банков страны, в котором курирует рыбохозяйственный комплекс и мясную промышленность. Кроме того, Кирилл ведет собственный телеграм-канал «Ни рыба ни мясо», в котором анализирует ситуацию в этих двух секторах экономики. Наш собеседник поделился с нами своим личным мнением о перспективах рыбной отрасли.

– Кирилл, ВАРПЭ оценила задолженность рыбной отрасли в 1,04 трлн рублей. Вы же в своем телеграм-канале отметили, что задолженность именно перед банками – около 700 млрд рублей. Почему вы считаете важным разделить эту сумму? Разве только долги перед банками создают финансовую нагрузку для отрасли?

– О том, что задолженность перед банками рыбной промышленности составляет 700 млрд рублей, свидетельствует статистика ЦБ и Росстата. Остальная часть суммы задолженности, которую назвала ВАРПЭ, имеет другое происхождение. Например, это могут быть внутренние займы – то есть, деньги, полученные от акционеров либо от материнской компании, если речь идет о группе предприятий. Да, это тоже долги. Но в кризисной ситуации те же акционеры могут смягчить условия погашения долга, чтобы поддержать свой бизнес. У банка таких возможностей меньше, так как он подчиняется требованиям ЦБ. А требования достаточно жесткие.

– Если сравнивать финансовое положение рыбной промышленности и других отраслей сельского хозяйства, можно ли сказать, что рыбакам тяжелее остальных?

– В целом ситуация в экономике непростая для всех. Но у каждой отрасли, отнесенной к сельскому хозяйству, есть свои преимущества и уязвимости. Так, сельхозпроизводителям доступны льготные оборотные и инвестиционные кредиты. Для рыбного комплекса предусмотрены льготные программы при развитии аквакультуры, строительстве судов на Дальнем Востоке. Экспортеры также могут воспользоваться рядом льгот.

Мы с коллегами анализировали ситуацию в рыбной отрасли с 2017 года. По нашим оценкам, за этот срок ее кредитная нагрузка выросла почти в 6,5 раз, процентные платежи – в 10,9 раз. В то же время прибыль от продаж увеличилась только в 1,3 раза.

Также надо учитывать, что предприятия, добывающие разные виды водных биоресурсов, находятся в разной ситуации. По моему мнению, особенно тяжело тем компаниям, которые приобрели на аукционах квоты на добычу краба вместе с инвестиционными обязательствами, рассчитывая только на банковские кредиты, а также добытчики минтая. Минтай сейчас оказался в «ножницах»: с одной стороны растет себестоимость продукции, с другой – цена застыла на уровне примерно тысячи долларов за тонну.

– Трудные времена ждут и добытчиков лососей. В 2025 году начнется кампания по перезаключению договоров на рыболовные участки на следующий срок. Фирмы, которые пользуются участками сейчас, смогут сохранить их за собой, если внесут в федеральный и региональные бюджеты значительную плату. Добытчики лососей говорят, что для перезаключения договоров на участки им не обойтись без кредитов. По словам некоторых представителей этого бизнеса, при такой ключевой ставке нереально погасить кредит даже за те 20 лет, на которые выделяется рыболовный участок. При этом, по оценкам ВАРПЭ, кредиторская задолженность только камчатских лососевиков уже достигла 110 млрд рублей. На ваш взгляд, лососевый бизнес Камчатки на пороге краха?

– Мнение ВАРПЭ авторитетно. Возможно, ассоциация оперирует самыми свежими данными. По моим подсчетам, которые основаны на данных системы СПАРК, краткосрочные и долгосрочные долги камчатских компаний, добывающих лосось, составляют в сумме примерно 40 млрд рублей. При этом я не учитывал задолженность компаний, купленных за последние годы крупными федеральными структурами, поскольку приобретатели просто переложили на них долги, возникшие в результате этой покупки. Данные долги не связаны с инвестициями.

Что касается будущего лососевого бизнеса Камчатки, многое будет зависеть от финансовой модели, которую выберут компании для перезаключения договоров и дальнейшей работы. Насколько мне известно, ряд предприятий готовы потратить на эти цели собственные средства и средства своих акционеров.

Если предприятие решит взять банковский кредит, то это будет действительно большая финансовая нагрузка с учетом сегодняшней ключевой ставки. Но ставка не останется на таком уровне все 20 лет. Да, возможно, год или два вся прибыль будет уходить на уплату процентов. Но акционеры могут поддержать финансово свою компанию в этот период. Когда ключевая ставка снизится, то предприятие, получившее рыболовный участок на 20 лет, за 7-10 лет сможет погасить кредит.

– Несколько лет назад государство изъяло у рыбаков часть квот, чтобы распределить их среди тех компаний, которые планируют строить новые суда и заводы. Это называется программой инвестквот. Чтобы вернуть потерянные ресурсы, предприятия были вынуждены начать дорогостоящие проекты и брать под них большие кредиты. На ваш взгляд, данная программа пошла рыбакам больше на пользу или во вред?

– Непростой вопрос. С одной стороны построены современные рыбоперерабатывающие заводы и суда. Это плюс. С другой – компании тратили на эти проекты, в основном, не собственные средства, а банковские кредиты. Можно сказать, что программу инвестквот на 80 процентов (возможно, и больше) профинансировали банки. В этом корень проблемы. Как только ключевая ставка резко выросла, обслуживать долг стало значительно тяжелее.

При этом удалось довольно быстро построить береговые заводы и получить под них квоты. Но строить суда труднее. После введения в отношении нашей страны санкций эти проекты превратились в долгострой. Чем дольше строишь судно, тем оно становится дороже. В итоге большинство судов, заложенных под инвестквоты, не достроены, квоты на них не выделены, а долг растет.

Согласно данным системы СПАРК, для многих компаний, принявших участие в программе инвестквот, основная статья расходов сегодня – обслуживание долгов. В целом операционная прибыль отрасли практически сравнялась с уплатой процентов по текущей ключевой ставке, а это уже тревожный звонок.

За предыдущий период, когда отрасль чувствовала себя относительно неплохо, у компаний была возможность накопить финансовые резервы на черный день. Надолго ли хватит отрасли запаса прочности в сегодняшних реалиях – это большой вопрос, на который пока никто не может дать ответ.

Беседовал Кирилл МАРЕНИН

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: