Олег Кобяков, ФАО: «Развитие аквакультуры станет точкой роста рыбной индустрии»
04.10.2024
Источник: sfera.fm
В условиях изменения климата, нарастания давления со стороны человеческой деятельности и деградации экосистем, работа ФАО становится особенно актуальной. Олег Кобяков, директор московского Отделения ФАО для связи с Российской Федерацией, прокомментировал sfera.fm, какие шаги предпринимает ФАО для содействия устойчивому развитию рыбного хозяйства и рыболовства. |
— Как изменилось значение маломасштабного рыбного промысла за последние два года? Какова его роль в устойчивом развитии?
— Маломасштабное рыболовство — это жизненно важный источник пищи и средств существования для миллионов людей. Для гарантированного обеспечения их прав и предоставления широких возможностей для этих сообществ нужно признать их особую роль и оказывать им поддержку на глобальном уровне.
Именно эту цель и преследовало провозглашение Международного года кустарного рыболовства и аквакультуры, который отмечался по решению ООН в 2022-м. Учитывая, что работники этого сектора многочисленны, а сама эта подотрасль раздроблена, поскольку большую часть составляют мелкотоварные производители, сейчас трудно дать объективную оценку того, что изменилось за последние два года.
Конечно, и в отрасли, и в обществе укрепилось понимание того, насколько важен этот сектор и занятые в нем люди для мировых агропродовольственных систем. По нашим оценкам, на долю этого маломасштабного промысла приходится 40% мирового вылова и 90% работников, не занятых в промышленном рыболовстве. Причем 40% из них составляют женщины.
Всего за счет маломасштабного рыболовства в мире живет порядка 500 миллионов людей, а 53 миллиона из них непосредственно занимаются именно кустарным натуральным промыслом.
С момента принятия добровольных руководящих принципов обеспечения маломасштабного рыболовства прошло уже 10 лет. Однако роль этого промысла и роль людей, занятых в этом секторе, еще не получила должного признания. Мы, на мой взгляд, находимся только в начале пути, и потому всем странам нужно повышать информированность о роли этого сектора и людей, занятых маломасштабным и кустарным рыболовством.
— Как ФАО оценивает текущее состояние мировой рыбной промышленности?
— У нас есть статистические данные за 2022 год, которыми мы оперируем в нашем последнем флагманском обзоре о положении мирового рыболовства и аквакультуры. Объем мирового производства в сфере рыболовства и аквакультуры вырос до 223 миллионов тонн. Это включает 185 миллионов тонн водных животных (рыба, ракообразные, моллюски) и 38 миллионов тонн водорослей.
Из общей массы этой продукции 89% было использовано непосредственно для употребления в пищу человеком. Расчетное подушевое потребление рыбопродуктов в мире в 2022 году составило 20,7 килограмма. Это практически приближается к рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения физиологической норме.
Вместе с тем потребление рыбы и морепродуктов распределено крайне неравномерно по странам. Где-то средний уровень потребления доходит до 80 килограммов, а где-то, особенно в странах, лишенных выхода к морю, составляет 4-5 килограммов. Причины такого разброса кроются в неравном физическом и экономическом доступе к рыбной продукции.
В международной торговле рыбопродукцией участвуют более 230 стран и территории по всему миру, а денежные поступления от ее продажи выросли в прошлом году на 19% по сравнению с 2019 м. В данном секторе идет достаточно стремительный рост как производства, так и торговли.
— Какие меры предпринимаются ФАО для поддержания устойчивого рыболовства и предотвращения истощения рыбных запасов?
— ФАО с самого начала своего существования занималась вопросами рыболовства. Мы являемся крупней международной межправительственной организацией с мандатом в области рыболовства в глобальном масштабе. Основное наше предназначение — улучшать и способствовать качественному управлению рыбным промыслом.
В ФАО есть Комитет по рыбному хозяйству, который собирается каждые два года. Недавно был создан и целевой Подкомитет по управлению рыболовством. Под этими зонтиками функционирует целая система региональных рыбохозяйственных организаций.
Мы интенсивно занимаемся нормотворческой деятельностью. На площадке ФАО готовятся международные соглашения с разной степенью обязательности для государств-членов нашей Организации: от договоров, которые подлежат ратификации, то есть они обязательны к исполнению, до целого веера добровольных руководящих принципов и руководств, которые составляют, тем не менее, единый нормативный комплекс. Эта работа ведется ФАО совместно с экспертами стран-членов непрерывно и постоянно совершенствуется.
Помимо выработки и принятия законодательных инициатив и рекомендательных норм, наши специалисты отслеживают степень и качество их выполнения, т. е. правоприменительную практику. ФАО также аккумулирует и распространяет отраслевую информацию: статистические данные, научные публикации и технические руководства, в которых делится передовыми методами ведения рыбного хозяйства и агрокультуры, обработки пищевой и непищевой продукции рыбной отрасли.
Тем самым ФАО, с одной стороны, способствует повышению стоимости продукции и росту доходов работников сектора, а с другой стороны, обеспечивает потребителей более качественной и более доступной продукцией.
Если коснуться темы предотвращения истощения рыбных запасов, то ФАО продвигает тезис о необходимости эксплуатации водно- биологических ресурсов (ВБР) на устойчивом уровне. Это предполагает следование рекомендованным нормам по вылову, соблюдение сезонов промысла, поддержание устойчивости за счет регулирования орудии лова. Работа ведется в тесном сотрудничестве с региональными рыбохозяйственными организациями.
В Комитете по рыбному хозяйству ранее было два вспомогательных органа: Комитет по аквакультуре и Комитет по торговле рыбой, но с прошлого года действует еще Подкомитет по управлению рыболовством. Это означает, что страны-члены ФАО признали необходимость более качественного управления и регулирования этой отрасли.
— Каковы последствия изменения климата для рыбных ресурсов? И каковы стратегии ФАО для минимизации негативных последствий?
— Последствии изменения климата для рыбной отрасли больше негативных, чем позитивных. Только для некоторых сфер сельскохозяйственного производства есть определенные плюсы: а именно, потепление и, как следствие, введение в оборот сельскохозяйственных земель, которые раньше находились в зоне рискованного земледелия, а сейчас переходят в категорию устойчивого земледелия.
В сфере рыбного хозяйства среди минусов — повышение температуры водной среды, что ведет к резкому размножению вредоносных водорослей, так называемой эвтрофикации водоемов, в результате чего снижается количество доступного кислорода, ухудшаются биохимические показатели водной среды. Все вместе это пагубно сказывается как на промысловых видах, так и на их кормовой базе.
Повышение температуры Мирового океана также способствует его закислению, т. е. смещению pH или «потенциала водорода» в сторону большей кислотности. Эволюция биологических видов рыб и прочих водных позвоночных и беспозвоночных, а также водорослей заняла миллионы, а в некоторых случаях десятки и сотни миллионов лет. Это достаточно консервативные в эволюционном плане виды, а те изменения в окружающей среде и среде их обитания, которые происходят достаточно стремительно в последние годы, ведут к тому, что многие виды не могут к ним приспособиться, в результате чего падает их численность. В сочетании с порой избыточным промыслом это создает угрозу для существования многих популяции.
— Отразится ли истощение ресурсов на борьбе с голодом?
— Безусловно. Один из таких факторов — это достижение физического предела вылова в рыболовстве. Будь то промышленное рыболовство, или маломасштабное и кустарное. Дело в том, что существующие водоемы — как моря, океаны, так и внутренние водоемы, при существующих масштабах промысла не могут воспроизводить извлекаемую биологическую массу.
Таким образом, сегодня потенциал развития отрасли заключается только в масштабировании производства аквакультуры, так как она более адаптивна, позволяет добиться сравнительно быстрого роста производства.
Культивируя определенные, достаточно устойчивые, в том числе и к повышению температуры, к ухудшению биохимических показателей воды биологические виды, мы можем успешно наращивать производство на фермах, специализирующихся на аквакультуре.
Что касается промышленного вылова и тои самой «дикой рыбы», то на протяжении последних 10 лет показатели вылова не растут. Сектор стагнирует. Добывается в пределах от 88 миллионов до 94 миллионов тонн в год, в зависимости от того, какой это год по климатическому фону и насколько сильно негативное влияние Эль-Ниньо и Ля-Нинья. Сейчас весь рост мировой рыбной отрасли идет за счет аквакультуры.
— Как отразится расширение БРИКС на сотрудничестве в рамках проектов ФАО в сфере рыбной промышленности?
— Страны БРИКС — это сейчас крупнейшие производители, вместе с тем, и крупнейшие потребители продукции аграрного сектора, пищевого и непищевого назначения. На их долю приходится 40-41% мирового производства рыбопродукции. С расширением числа участников этого объединения с 5 до 10, а в обозримое время их число будет увеличиваться, естественно, будет также расти их роль и как производителей, и как потребителей. Присоединяются страны с большим политическим весом, с многомиллионным населением, с высокими показателями ВВП и энергичными темпами развития. Значимость этих стран, их роль в принятии решении на площадках ФАО, в том числе и по рыбной отрасли, безусловно, будет все более заметна.
Если странам БРИКС+ удастся успешно координировать свои усилия, в том числе и в рыбохозяйственной сфере, а в агропроме эта координация налицо — есть рабочая группа, проводятся регулярные встречи министров сельского хозяйства, то думаю, что роль этого объединения в мировом управлении рыболовством будет только возрастать.
Интервью провела: Полина Асланова, sfera.fm