Под угрозой банкротства сразу 10 береговых заводов
16.04.2024
Источник: paluba.media
Принятый в 2017 году закон об инвестиционных квотах, который у журналистов и рыбаков сразу получил более емкое название «квоты под киль», был действительно прорывным. Чтобы обрисовать его значение, достаточно напомнить, что в период с 2000 по 2017 гг. количество судов рыбопромыслового флота сократилось на 45%, средний возраст достиг 30-40 лет. При этом новые суда почти не строились, заказы на траулеры можно было пересчитать по пальцам. Да и размещались эти заказы отнюдь не на российских верфях. |
После принятия закона и проведения первых аукционов отечественные судостроительные заводы взялись за массовое строительство промыслового флота, получив живые деньги, новых партнеров и дополнительные компетенции. Траулеры первой волны уже вышли в море и вовсю занимаются тем делом, для которого были предназначены. Из 105 запланированных единиц построено 22 судна – эту цифру назвал глава Росрыболовства Илья Шестаков 8 апреля 2024 г. в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным в Кремле.
Да, сроки пришлось сдвигать по целому ряду причин (и не только в санкциях дело), но процесс идет и ситуация в рыбной отрасли сейчас значительно лучше, чем была десять лет назад. Лучше всего это видно, если обратиться к конкретным цифрам: в 2013 году улов российских рыбаков составил 4,135 млн тонн водных биоресурсов, а в 2023 году превысил 5,3 млн тонн. Рост достигает почти 30 процентов.
Быстрый берег
При этом в тени оказывается еще одно важное следствие закона об инвестквотах. На аукционах компании брали на себя обязательства строить не только рыболовные суда, но и береговые заводы для рыбопереработки. В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» сказано следующее:
«В части береговой переработки необходимо отметить, что в целом традиционно в советские годы в стране она отставала. Создание новых заводов позволит придать существенный импульс социально-экономическому развитию прибрежных субъектов Российской Федерации, создать и закрепить новые рабочие места на указанных территориях, будет способствовать развитию смежных отраслей экономики, обеспечит увеличение объемов и линейки выпускаемой продукции.
Строительство заводов по переработке минтая, сельди и донно-пищевых видов обеспечит создание постоянных рабочих мест, в отличие от сезонных рабочих мест на промысле лососевых видов рыб, и позволит создать условия для постоянного проживания населения на дальневосточных территориях, тем самым сократив отток населения.
Строительство береговых заводов позволит производить конечную продукцию для потребителя, что должно будет стать драйвером для брендирования российской продукции и ее маркетингового продвижения на внутреннем и зарубежных рынках. Это увеличит доходность производителей и, соответственно, повысит отчисления в бюджетную систему Российской Федерации».
В апреле 2018 года были подведены итоги первого аукциона по распределению квот, в результате чего было объявлено о строительстве на Дальнем Востоке сразу девяти новых заводов. Семь из них представляли собой крупные проекты типа «М» (мощность не менее 100 тонн филе минтая в сутки и не менее 20 тонн рыбной муки в сутки) – их поделили между собой Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина, Рыбоконсервный завод «Командор», «Камчаттралфлот», «Курильский рыбак», РК «Новый мир», «Витязь-Авто» и «Русский Минтай». Еще два завода малой мощности (производительность порядка 50 тонн продукции в сутки) взяли на себя компании «Укинский лиман» и «КЗБ-донка».
Строительство шло крайне быстрыми темпами. Так, уже несколько месяцев спустя камчатские производители рыбной продукции «Витязь-Авто» и «Укинский лиман» ввели в строй первые заводы.
В ходе последующих аукционов количество запланированных к строительству берегов заводов достигло 27 единиц, причем территориально они должны располагаться не только на Дальнем Востоке, но и на Севере. Из общего числа к сегодняшнему дню построено 25 заводов, то есть в этом направлении поставленные при распределении инвестквот задачи практически выполнены.
Крупнейшим стал перерабатывает рыбоперерабатывающий комплекс «Курильский рыбак» на острове Шикотан мощностью 700 тонн рыбы в сутки.
Штрафной удар
Однако практически сразу выявились новые проблемы, причем очень серьезные. Глава ВАРПЭ Герман Зверев, выступая в марте 2024 г. в Совете Федерации с докладом «Россия в мировом рыбном хозяйстве», обрисовал нависшую над новыми предприятиями угрозу:
«Сейчас эти заводы обеспечивают 8% рабочих мест в российской рыбопереработке. В Заполярье и Карелии, на Камчатке и Курилах, в Приморье. Но мы видим реальные риски остановки заводов. Недостатки в нормативных правовых актах, на которые обращал внимание профильный Комитет Совета Федерации, стали основанием для судебных исков. Десять береговых заводов из двадцати пяти – под угрозой штрафов, сумма которых превышает ежегодную выручку заводов».
Проблемы взялись не из воздуха. Дело в том, что принятые компаниями при распределении квот обязательства подразумевали не только строительство заводов, но и загрузку их собственной продукцией инвестора не менее, чем на 70 процентов.
Цитируем правила о предоставлении квот от 2017 года:
«…осуществлять ежегодно производство рыбной и иной продукции из уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в соответствии с квотами добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленными на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства в объеме не менее 70 процентов таких квот, на объекте инвестиций».
К 2022 году выяснилось, что на 14 дальневосточных береговых предприятиях только 37,5% мощности было обеспечено своим сырьем.
Первые штрафы уже вынесены. От компании «Витязь-Авто», входящей в состав рыбопромышленного холдинга «Океанрыбфлот», Росрыболовство требует уплатить 1,97 млрд рублей. Общая сумма штрафов для промысловых компаний достигает 6 млрд рублей, что превышает годовую выручку компаний. В феврале 2024 года целый ряд предприятий направил письма вице-премьеру, полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу с просьбой снизить или отменить штрафы.
В марте 2024 года проблему обсудили на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой. Согласно протоколу заседания, Минсельхоз и Росрыболовство должны будут в ближайшее время провести консультации с Российским союзом работодателей-рыбопромышленников и рассмотреть предложения игроков рыбного рынка. О результатах работы будет доложено на следующем заседании РТК, которое должно пройти до конца апреля.
Вторая серия
А тем временем на повестку уже выходит строительство новой серии рыбоперерабатывающих предприятий.
На второй этап программы инвестквот были вынесены проекты еще 9 береговых заводов большой мощности (тип «М») и двух заводов малой мощности. О планах постройки малых заводов сообщила приморская компания «Велес-Снек», а по крупным заявки выдвинули РК имени В.И Ленина, «Колхоз Ударник», Рыбокомбинат «Островной», «Курильский рыбак» (на два проекта сразу), «Гавань», «Камчаттралфлот», «Южморрыбфлот» и РК «Новый мир».
Один из крупнейших проектов среди перечисленных заявлен компанией «Гавань», входящей в ГК «Гидрострой». Планируется создание в Корсакове на Сахалине рыбоперерабатывающего комплекса мощностью до 500 тонн в сутки. Он сможет выпускать рыбную продукцию глубокой степени переработки из минтая, трески, горбуши, кеты и сельди, в том числе икру, рыбную муку и рыбий жир. Завод будет оснащен автоматизированным комплексом по переработке рыбы, жиромучной установкой, оборудованием для выпуска филе и фарша, холодильник мощностью 5000 тонн.
Пока известно об утверждении шести проектов.
«Сейчас в рамках Вашего поручения мы провели второй этап инвестиционных квот. Здесь мы уже пошли чуть шире, и помимо судов, которые мы планируем, что будут построены, это 46 судов, будет построено еще шесть логистических комплексов специально для рыбопромышленного комплекса: четыре на Дальнем Востоке и два на Северном бассейне – с современными холодильными мощностями, контейнерными площадками», – заявил Илья Шестаков на апрельской встрече с президентом в Кремле.
То есть вопрос с подвисшими береговыми заводами, очевидно, решат в пользу их сохранения и поддержки, поскольку одной рукой строить новые предприятия, а другой – закрывать уже действующие, совершенно нелогично. Возможно, будут предусмотрены гибкие механизмы отсрочек и снижения штрафов. Ждать подробностей осталось недолго.