О банкротах и бутербродах
17.06.2023
Источник: rybak-kamchatky.ru
Вышла книга нашего земляка Александра Лельчука «Закон бутерброда», в которой он рассказывает о печальной главе в новейшей истории Камчатки – банкротстве местных предприятий. Рыночная экономика преподнесла нам в 1990-х много сюрпризов, не всегда приятных. Еще недавно процветавшие предприятия столкнулись с таким понятием, как банкротство, о котором мы тогда знали только по историческим романам или зарубежным новостям. Александр Лельчук много лет проработал в морях. В 50 лет, получив морскую пенсию, стал одним из первых арбитражных управляющих на Камчатке. Работа неблагодарная, но важная. Ведь задача арбитражного управляющего – вернуть долги, прежде всего долги по зарплате. Правда, деньги обычно можно выручить только за счет продажи имущества банкрота, что грозит поставить точку в его существовании. |
Александр Павлович вел процедуру банкротства на многих известных камчатских предприятиях, в том числе в рыбной отрасли. Среди них камчатский тралфлот, мехзавод, жестяно-баночная фабрика.
Арбитражному управлению Александр Лельчук отдал почти четверть века. За это время у него накопилось много историй – и грустных, и забавных. Из них сложилась книга «Закон бутерброда».
«Это не научный труд о банкротстве. Это мысли вслух: о законах и беззаконии, о любви и ненависти, вражде и дружбе, правде и вымыслах», – пишет автор в предисловии.
Одну из глав этой книги с сокращениями мы публикуем сегодня. Она посвящена судьбе Камчатского бассейнового аварийно-спасательного управления (БАСУ), пережившего банкротство в начале 2000-х. Это предприятие удалось сохранить, хотя и ценой больших потерь. Сейчас на его базе работает камчатский филиал Морской спасательной службы.
* * *
Получив назначение на это предприятие, я задохнулся от гордости. Я знал его, еще будучи школьником, читал про него в газетах. Аварийно-спасательный отряд! Самые быстроходные суда. Самые бесстрашные водолазы...
Однако к тому времени у него осталось всего два плавсредства для спасения: морской буксир «Марс», на ремонт которого не хватало денег, и буксир «Гроза», который мог работать только в Авачинской бухте, когда был в рабочем состоянии.
Землесос «Камчатский» находился в аренде в Малайзии, работал на какого-то богатого китайца, который не оплачивал аренду и практически не платил жалованья морякам.
Предприятие существовало за счет работ, выполняемых водолазами: по ремонту подводной части судов, очистке дна у причалов. Час работы водолаза под водой стоил… 56 рублей! Чтобы сходить в кафе с женой, он должен был просидеть под водой весь рабочий день.
Как и на других предприятиях-банкротах, здесь были долги по зарплате, перед бюджетом. При этом нельзя было продавать имущество, необходимое для спасательных работ.
После долгих споров пришли к выводу, что можно продать землесос «Камчатский». Нашелся покупатель – морская администрация порта Темрюк. Я познакомился с ее руководителем Валерием Сазоновым. Поговорили. Поторговались. Я сослался на решение собрания кредиторов, установившее цену продажи судна 16 миллионов рублей. По тем временам космическая сумма, но она была равна нашей кредиторской задолженности.
Через некоторое время Сазонов сообщил мне, что принимает мое предложение.
Судно было в плохом техническом состоянии. Мне страшно было отправлять его через половину земного шара. Я застраховал судно и всех членов экипажа. Только тогда «Камчатский» пошел в Средиземное, Черное и Азовское моря.
Переход длился чуть меньше месяца. Все это время я не спал и не отходил от телефонов. Когда капитан доложил, что вошел в Черное море, я вылетел в Темрюк для подписания договора купли-продажи.
Судно встретили торжественно: для экипажа были организованы подарки и банкет. А Валерий Сазонов навсегда остался моим другом. С его подачи руководство Краснодарского края отправило ходатайство в министерство транспорта о вручении мне медали «300 лет Российскому флоту». Это была государственная награда, на удостоверении стояла подпись Президента России.
Полученные деньги разошлись на оплату кредиторской задолженности. И я стал перед сложной проблемой. Да, предприятие никому ничего не должно. Аварийно-спасательный отряд нужен. Но работать-то и спасать он не может!
Министерство транспорта обратило внимание на эту проблему только после процедуры внешнего управления. Из Москвы прилетел министерский чиновник для поиска виновных. Если эти строки читает арбитражный управляющий, он сразу догадается, какой выход нашел приезжий чиновник.
Ну конечно же! На роль козла отпущения был утвержден ваш покорный слуга.
И понеслось. В чем меня только не обвиняли! Требовали «вернуть земснаряд «Камчатский» в федеральную собственность».
Закончилось все тем, что меня вызвали в ОБЭП к начальнику отдела. Я пояснил ему, что поскольку судно куплено государственной структурой, то никакой возможности «навариться» мне – продавцу – и Сазонову – покупателю – не было. То есть, государство выделило 16 миллионов на покупку судна, и государство же эти деньги получило.
Последний вопрос, который мне задали в ОБЭП, касался моей награды: почему о моем награждении ходатайствовал Краснодарский край?
«Ходатайство о награждении подписал губернатор Краснодарского края. Указ подписал Президент России. Допросите их – и я сразу во всем сознаюсь!» – ответил я.
Больше вопросов ко мне не было.