Когда аквакультура станет де-факто сельскохозяйственной отраслью
07.10.2022
Источник: rg.ru
В Приморье, на берегу залива Восток во второй раз прошла школа молодых биологов. Получить знания о современной марикультуре приехали ученые из разных регионов страны - от Дальнего Востока до Крыма. По словам одного из организаторов, старшего научного сотрудника Национального научного центра морской биологии имени Жирмунского ДВО РАН, кандидата биологических наук Сергея Масленникова, задача школы - популяризировать среди ученых эту тематику и тем самым внести свой вклад в решение кадрового вопроса. |
Сергей Масленников: На организацию школы мы получили грант Российского научного фонда, одним из условий было наличие индустриального партнера. Разослали предложения и приглашения в большое количество компаний, правительства регионов ДФО, которые вроде бы должны быть заинтересованы в развитии аквакультуры. Ответ получили только от компании "Антей", занимающейся добычей и переработкой рыбы и морепродуктов. Она заказала нам исследование, связанное с воспроизводством камчатского краба.
Это очень важная тема для многих регионов, где имеется такой биоресурс. К примеру, в подзоне Приморье недавно закрыли добычу краба. Росрыболовство проводило аукционы, основываясь, видимо, на недостаточно корректных данных, и имеющиеся ресурсы не смогли обеспечить устойчивого промысла - появился риск окончательно подорвать популяцию. Вот тут такая работа более чем актуальна.
Было много других интересных тем, затрагивающих биологию, биохимию, генетику. Наша отрасль науки умеет работать на мировом уровне, и все это признают.
Научные разработки идут в реальный сектор?
Сергей Масленников: Надо понимать, что исторически марикультура в Приморье развивалась в качестве дополнения к прибрежной рыбалке. В 1990-е годы инфраструктура прибрежного рыболовства была ликвидирована.
У нас осталась экспедиционное рыболовство: что краб, что сельдь, что минтай ловят, отправляясь далеко и надолго в море. Марикультура - работа с берега, где должны быть дороги, жилье для сотрудников, соответствующее инженерное обеспечение.
Первое после принятия федерального закона "Об аквакультуре" распределение участков состоялось в 2013 году. Дело шло со скандалами не только в Приморье, но и в других регионах. Потом заработал сервис "Аквавосток", предприятиям стало немного проще выбирать и арендовать участки.
Но стали видны проблемы. Почему-то считается, что инфраструктуру, которая позволит бизнесу заниматься аквакультурой, должен строить он сам. Нам 30 лет рассказывали, что рынок все отрегулирует. Не отрегулировал. Бизнесу, не имеющему сверхприбылей, невыгодно брать на себя функции освоения территории.
Пока не будет дорог, пока в прибрежных поселках не будет комфортно жить, некому будет и работать на предприятиях марикультуры.
Федеральный центр занимается крупными проектами, а нам нужна система малых портов, малых причалов, укрытий для судов, на строительство которых местные власти не имеют полномочий.
Так что рано говорить об активном использовании плодов научной деятельности.
А может быть, время марикультуры в России еще не пришло? Есть же такое мнение, что массового выращивания рыбы и гидробионтов не будет, пока есть дикая рыба.
Сергей Масленников: Дело в том, что не так уж и хорошо она ловится. Есть и другие виды, чьи запасы снижаются.
В Сахалинской области и Хабаровском крае часть береговой полосы занята рыбопромысловыми участками. Примерно на половине из них, по моим самым оптимистичным оценкам, иногда бывает рыба. На остальных ее не видели несколько лет. Участки можно было бы использовать под марикультуру, но доступ к ним ограничен.
На мой взгляд, не нужно проводить аукционы на аренду участков на 20-25 лет. Делайте как во всем мире: год на подготовку бизнес-плана и пять лет на его реализацию. Если сделали все, что планировалось, - договор пролонгируется, нет - проводится анализ причин.
Бизнесу, не имеющему сверхприбылей, невыгодно брать на себя функции освоения прибрежной территории
И еще нужно обязательно обратиться к закону "Об аквакультуре", где написано, что это сельскохозяйственная деятельность. Когда аквакультура действительно будет приравнена к сельскому хозяйству, станет получать те же меры поддержки, все начнет поворачиваться в лучшую сторону.
И далее - подготовка инфраструктуры и кадров. И это должны делать власти, не бизнес.
Причем кадры нужно готовить в опережающем режиме. Но тут мы снова возвращается к инфраструктуре и тому, что отрасль развивается медленно, больших денег там нет. А кто пойдет на работу, понимая, что не сможет обеспечить себе достойную жизнь?
Видите какой-то выход?
Сергей Масленников: В свое время мы с командой делали проект по созданию парков аквакультуры с "пилотом" в заливе Петра Великого.
Он подразумевал франшиза-девелоперскую систему. То есть администрация, грубо говоря, создавала бы плантации и сдавала их в аренду. И тогда инвестиционные ресурсы тратились бы рационально, а инвестиционный цикл сократился с пяти-семи лет до трех, потому что предприниматели экономили бы время и деньги.
Мы все посчитали, ДВФУ оплатил подготовку сметы создания первого парка. Предполагалось создать по одному в каждом "морском" субъекте ДФО, а в Сахалинской области даже два - второй на южных Курилах, где самая большая площадь подходящего побережья.
Пришлось бы, конечно, подключиться государству. В доковидную эпоху я был на мероприятии в Китае, где делились опытом развития прибрежных территорий. Выяснилось, что банковское финансирование не подходит - у банков нет таких средств, плюс они "думают" более короткими циклами. И это Китай, мировой лидер отрасли!
В итоге были созданы специальные фонды для развития прибрежных территорий, финансируемые из различных источников.
Увы, но там не было ни одного российского чиновника, только ученые. Это говорит о том, что наши власти не видят потенциала экономики прибрежных территорий, хотя это на самом деле, может быть очень выгодным.