Непростая задача: эксперты обсудили развитие внутреннего рыбного рынка
24.09.2022
Источник: fishnews.ru
Ситуация с потреблением рыбы внутри страны остается непростой, но именно здесь эксперты видят новые возможности для российской продукции на фоне нестабильности по экспорту. Правда, для развития отечественного рынка остается целый ряд препятствий. |
Об этом шла речь на круглом столе «Альтернатива и/или перспектива» в рамках Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге, сообщает корреспондент Fishnews.
Согласно официальной статистике, потребление рыбопродукции на душу населения составляет 22 кг, однако другие оценки позволяют говорить о показателе порядка 15 кг, отметил председатель Рыбного союза Александр Панин. В рейтинге стран по потреблению рыбы и морепродуктов Россия занимает 24-ю строчку, кратно уступая, например, Норвегии и Южной Корее.
С 2013 по 2020 гг. потребление рыбы в стране упало примерно на 26%, привел цифры руководитель союза. Объединение привлекает внимание к проблемам внутреннего рынка, отмечая, что это важнейший для отрасли вопрос.
Расходы на рыбу в потребительской корзине россиян значительно разнятся по регионам: В 2021 г. наши граждане тратили 557 рублей на этот товар при средней цене 822 рубля. При этом, например, в Тюменской области это уже 1416 рублей и 838 рублей соответственно. А на Алтае на рыбную продукцию уходит всего 209 рублей при средней цене 783 рубля.
Доходы россиян, к сожалению, не поспевают за подорожанием рыбных товаров. Конкурировать за рыбу, особенно дикую, приходится на международных глобальных рынках, и покупательские возможности не делают эту борьбу успешной.
Исследование, проведенное в 2021 г., для Рыбного союза и X5 Group, показало, что больше половины опрошенных хотели бы есть больше рыбы, но многим мешает ее высокая стоимость.
Участники круглого стола отмечали и проблемы востребованности рыбной категории среди молодого поколения. Причем падение потребления этой продукции среди детей и молодежи — проблема не российская, а глобальная, с ней сталкиваются в той же Норвегии, обратил внимание заместитель директора по международным вопросам и связям с общественностью УК «Норебо» Сергей Сенников. Для решения проблемы нужно предлагать новые продукты, готовить рыбу «должно быть модно и интересно», заявил эксперт. Также он указал на важность рыбного меню в дошкольных учреждения, чтобы такие продукты уже с детства были знакомы и любимы.
Нехватка современных, удобных в приготовлении продуктов — одна из ключевых причин падения потребления, считают в Рыбном союзе. При этом в объединении подчеркнули необходимость технического и технологического развития перерабатывающей отрасли. Компании стараются инвестировать в производство, но без поддержки государства столь серьезную задачу решить не получится, полагает Александр Панин. «Нужна глубокая модернизация переработки, переход на новые продукты, предложения — без этого спрос не поднять», — заявил он.
Интересен и зарубежный опыт по продвижению тех или иных продуктов питания. Руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов привел примеры влияния PR-кампаний на потребление. Банк готов содействовать российским производителям, желающим также развивать рынок.
Эксперты обратили внимание и на инфраструктуру. Доставка рыбной продукции должна быть быстрее и дешевле, для этого необходимо в том числе больше современных холодильных складов, считает Сергей Сенников. На проблему транспортной инфраструктуры указал и Александр Панин.
Развитие внутреннего рынка рыбопродукции — масштабная задача, которая требует обширного комплекса мер, отметили эксперты.