e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Андрей Здетоветский: «Настало время оперативно решить проблемы, которые копились годами»



01.04.2022 Источник: rybak.kam-kray.ru

О том, какие трудности испытывают сегодня рыбаки, как государство пытается смягчить удар санкций, мы говорим с министром рыбного хозяйства Камчатского края Андреем Здетоветским.

– Андрей Георгиевич, в результате санкций рыбная отрасль столкнулась с целым рядом проблем. Какая из них чувствуется сейчас наиболее остро?

– Я бы назвал в первую очередь проблему с поставками иностранного оборудования и запасных частей к нему. В основном речь идет об оборудовании из Японии, стран Скандинавии. Оно было наиболее востребованным в рыбной отрасли России. Поиск альтернатив, близких ему по качеству, потребует времени.

– Сколько проектов по строительству заводов и судов реализуют сегодня рыболовецкие компании Камчатки с использованием зарубежного оборудования?

– Что касается заводов, то таких крупных проектов, начатых или незавершенных, сейчас немного. Колхоз им. В. И. Ленина строит два завода на западном и восточном побережьях полуострова. Он также планировал начать строительство еще одной фабрики на своей территории в Петропавловске. У компании «Город-415» были планы строить завод на улице Чавычной. Но там еще не решен вопрос с земельным участком. Изучается возможность создания крупного рыбохозяйственного кластера в бухте Моховой.

С флотом ситуация более серьезная. В процессе постройки находится 17 судов, заказанных предприятиями нашего края. Как текущая ситуация отразится на сроках исполнения этих заказов, трудно прогнозировать.

– Ряд стран заявили, что не будут покупать нашу продукцию. Среди них – Япония. Меж тем, скоро путина. Наука обещает улов на Дальнем Востоке от 264 тыс. тонн (из них 137 тыс. тонн – на Камчатке) до 321 тыс. тонн. Куда (кроме отечественного рынка) можно будет продать этот объем?

– Еще рано говорить о том, какие страны откажутся от российских поставок. Например, США, хотя и заявили о запрете на импорт российских морепродуктов, уже сдвигают этот запрет на более поздние сроки. Учитывая надвигающийся мировой продовольственный кризис, эмбарго на импорт продуктов питания будет непопулярным решением. Не думаю, что многие на это пойдут.

Что касается лососевой путины и Японии, то эта страна специализируется на импорте только одного вида лососевых – нерки. Последствия потери для наших компаний этого рынка могут быть ощутимы, но не будут критическими, поскольку этот вид занимает не самую большую долю в добыче красной рыбы на Дальнем Востоке. Кроме того, для этой продукции есть и другие рынки. Лососевый улов 2022 года прогнозируется на относительно невысоком уровне. Переизбытка продукции не ожидается. Уверен, что внутренний рынок обеспечит нашим добытчикам достаточный спрос.

– Когда Китай во время пандемии закрыл свои порты для рыбной продукции, наш минтаевый флот в поисках альтернативных рынков стал делать больше филе и отправлять его в Европу, чему способствовала MSC- сертификация минтаевого промысла. Сейчас Европа закрывается. Сертификаты, выданные в России, под вопросом. Наш ждет возврат к массовому производству продукции с низкой степенью переработки для Китая?

– Вполне возможно. Я в этом проблемы не вижу. Да, мы настроены на развитие переработки. Но это не самоцель. Надо работать по всем направлениям, исходя из спроса.

Что касается Европы, насколько мне известно, наши рыболовецкие компании продолжают работать с европейским рынком. Продукция с высокой степенью переработки идет не только на экспорт. Филе минтая востребовано и в России.

Пандемия стала своего рода тренировкой для нашей рыбной отрасли, научила ее искать новые возможности, переходить от консервативной модели бизнеса к свежим решениям. Главное, что российские рыбопромышленные предприятия обеспечены ресурсом. Он в любых условиях позволит работать, маневрировать, находить рынки сбыта.

– Существует нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Он поставил рыбной отрасли задачу увеличить вдвое объем валютной выручки к 2024 году. Насколько это возможно в текущей ситуации?

– Этот проект был полезен для экспортных отраслей. Но его польза для рыбной отрасли изначально вызывала споры. Неправильно ставить знак равенства между рыбой и сельхозпродукцией в ее классическом понимании. Сельское хозяйство может искусственным образом увеличить свою сырьевую базу. Рыболовство – нет. Вся рыбная отрасль России добывает около пяти миллионов тонн в год. Если повысим эту планку, то подорвем водные биоресурсы. Увеличить экспорт в рыболовстве можно, только снизив поставки на внутренний рынок, что противоречит продовольственной безопасности страны. Сегодняшняя ситуация еще больше обозначила это противоречие. Думаю, что в ближайшее время нас ожидает дискуссия по уточнению параметров нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».

– Государство сейчас нацелено на снятие административных барьеров на пути бизнеса. На совещании, которое провел 24 марта Юрий Трутнев, он одним телефонным звонком снял вопрос государственной экологической экспертизы (промыслу лосося и других водных биоресурсов эта избыточная процедура теперь не грозит). Какие барьеры на очереди?

– На этом совещании губернатор нашего края Владимир Солодов привел перечень административных барьеров, которые правительство края и рыбацкое сообщество считают избыточными. Начинается он с проблем во взаимодействии с Россельхознадзором. Необоснованно затягиваются сроки получения разрешения на экспорт. Процесс рассмотрения заявок на экспорт занимает от 6 месяцев до года и больше. Это недопустимо. Тем более в условиях, когда надо оперативно искать новые рынки, предлагать новый ассортимент продукции. Также затягивается получение результатов лабораторных исследований для оформления ветеринарно-сопроводительной документации на продукцию. Особенно остро эта проблема встает в период массового хода лососей.

Мы считаем излишними такие требования по дипломированию членов экипажей маломерных судов, как наличие высшего или среднего профобразования в области судовождения, плавательного ценза для капитанов и вахтенных помощников. Эти требования ведут к тому, что весь маломерный флот скоро встанет на прикол из-за нехватки специалистов.

Еще одна, на наш взгляд, избыточная обязанность – лоцманская проводка для средне- и крупнотоннажных судов, капитаны которых способны самостоятельно и безаварийно провести суда в порт.

Кроме того, Владимир Солодов высказал опасения, которые связаны с внедрением электронного промыслового журнала для малых судов и береговых предприятий, разработкой новых правил ветеринарно-санитарной экспертизы, ограничением рыболовства с использованием «незаходных» судов.

У каждого из этих вопросов долгая история. Настало время оперативно решить эти и другие проблемы, которые копились годами.

– Ведет ли ваше ведомство мониторинг рыбного рынка Камчатки? Какие изменения наблюдаются или ожидаются в этой сфере?

– Такой анализ мы проводим. Отмечаем, что издержки рыбаков растут. В частности, с конца февраля рост цены на топливо по некоторым позициям составил до 30 процентов. Растут затраты на эксплуатацию судов, фабрик. Все это неизбежно отразится на цене продукции. Замораживать цены пока не планируется. Задача – избежать спекулятивных цен. Если факты спекуляций будут отмечены, государство будет на них обязательно реагировать, как и в случаях с другими товарами.

– Этой весной Государственная Дума России по поручению президента Владимира Путина рассмотрит законопроект о повышении ставок сбора за пользование водными биоресурсами. Причем межбюджетное распределение налоговых поступлений останется прежним, как того добивался наш губернатор: 80 процентов – в местный бюджет, 20 – в федеральный. Какую прибавку краевой казне это даст? Какова доля рыбной промышленности в региональном бюджете сегодня?

– Точно оценить эту прибавку нельзя, пока не приняты изменения в налоговый кодекс. По примерным расчетам, она может составить от 3,5 до 5 млрд рублей в год.

В прошлом году налоговая отдача рыбной отрасли в бюджет Камчатского края превысила 12,1 млрд рублей. Это примерно одна седьмая его часть. Если взять в расчет только собственные доходы региона, то оценка вклада рыбаков будет выше. Она составит около 30 процентов.

Вопросы задавал Кирилл МАРЕНИН

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: