Камчатские реки гибнут за металл
28.12.2021
Источник: rybak.kam-kray.ru
На Камчатке действует мораторий на разведку и добычу россыпного золота в бассейнах нерестовых рек. Однако экологическую угрозу рекам представляет не только добыча золота. Май 2020 года, когда в Сеть попали кадры геолого-разведочных работ на берегу реки Быстрой, заставил Камчатку по-новому взвесить все за и против горнорудной деятельности. Фотографии изувеченной природы, которые наши неравнодушные земляки сделали достоянием гласности, обошли всю страну. Однако река Быстрая – лишь эпизод большой трагедии, которая длится уже десятками лет. На Камчатке есть районы, где поиск и добыча драгметаллов обошлись природе гораздо дороже. Но попасть туда дано немногим. Причина и в расстояниях, и в особом режиме этих территорий. Один из таких районов – Сейнав-Гальмоэнанский платиноносный горный узел на севере Корякии (бассейн реки Вывенки). |
Этот узел состоит из четырех горнодобывающих участков общей площадью более 30 квадратных километров. Самый крупный из них – «Левтыринываям» (по названию реки, впадающей в Вывенку). Компания «Корякгеолдобыча» получила лицензию на разработку этого месторождения платины в 1993 году, что позволило ей войти в тройку лидеров по объемам добычи платины в России. В связи с истощением запасов металла в 2012 году горные работы были существенно свернуты, а к 2015 году – полностью приостановлены.
Да, в трудные времена платина помогла Корякскому автономному округу пополнять скудный бюджет. Но какую цену пришлось за это заплатить? Впервые такой вопрос был вынесен на широкое обсуждение 21 декабря 2021 года на совместном заседании двух общественных экспертных советов края – по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биоресурсов, а также по рыбному хозяйству, водным биоресурсам и аквакультуре. Принять в нем участие были приглашены представители общественности, надзорных ведомств, «Корякгеолдобычи».
На заседании были продемонстрированы фотографии, сделанные в этом году на Левтыринываяме. Участникам разговора предстали лунные ландшафты, в которые превратились некогда цветущие края. Хотя работы здесь были свернуты почти 10 лет назад, рекультивация, которая является обязанностью недропользователя, до сих пор не выполнена. Эта территория теперь как незаживающая рана на теле Камчатки.
С 2020 года российская экологическая коалиция «Реки без границ» ведет мониторинг севера Камчатки с помощью спутниковых снимков. Она регулярно выявляет здесь загрязнение речной сети взвешенными веществами (различными соединениями, примесями и т. д.). Один из таких случаев был зафиксирован в 20-х числах июня 2021 года: загрязнение воды протяженностью не менее 24 км наблюдалось ниже участка недропользования «Левтыринываям» до впадения в Вывенку. Впервые за долгое время в июле 2021 года сотрудники Росприроднадзора смогли добраться до этого участка, чтобы подтвердить загрязнение. Установлено, что дамбы отстойников нарушены, сточные воды попадают в водоем.
Как пояснил руководитель «Корякгеолдобычи» Ян Нестеренко, рекультивация не проведена, потому что в отвальном комплексе было обнаружено промышленное содержание платины. После дополнительной переработки участок будет рекультивирован.
«Река течет, рыба там плавает», – попытался успокоить собравшихся Ян Нестеренко. Однако, по словам других участников заседания, ситуация далека от благополучия.
Сотрудник камчатского филиала главного рыбохозяйственного института России ВНИРО Антон Улатов привел данные об экологическом кризисе, который наблюдался в реке Вывенке и в ее притоках ниже месторождений платины не только во время их активной эксплуатации, но и после приостановки деятельности. В период разработок платины в зоне воздействия оказались нерестилища, в которых в разные годы нерестились до 18 тысяч экземпляров чавычи, 27 тысяч – кижуча, 150 тысяч – нерки, 350 тысяч – кеты, 12 млн – горбуши. Сегодня в районе заброшенных участков добычных работ заполнение нерестилищ либо слабое (река Ветвей), либо нулевое (реки Левтыринываям, Янытайлыгинваям). Треть нерестово-нагульных возможностей бассейна р. Ветвей можно считать утраченной. Река Левтыринываям как водоем рыбохозяйственного значения перестала существовать (весь ее речной сток в границах участка работ был сброшен на техногенный ландшафт с выносом воды и всей накопленной за 20 лет грязи в ручей Ольховый, устье которого впадает в Вывенку).
«Масштабы воздействия этого проекта на экосистему велики. Взвесь забивает нерестилища, которые находятся ниже по течению за пределами участка работ, что ведет к уничтожению нерестового фонда данного района. Государство, передавая лицензию на добычу полезных ископаемых и требуя от них соблюдения природоохранного законодательства, не такие результаты хочет видеть. Но почему-то контролирующие органы не реагируют на нарушения должным образом. Это плохой пример для других горнорудных компаний, которые видят, что можно безнаказанно нарушать законы и условия лицензионных соглашений. Тенденция опасная, учитывая, что в Камчатском крае выдается все больше лицензий на разработку месторождений», – сказал председатель общественного экспертного совета по рыбному хозяйству, водным биоресурсам и аквакультуре Владимир Галицын.
По словам представителей Росприроднадзора и Федерального агентства по рыболовству, некоторые меры они все же принимают. По факту нарушений, недавно выявленных Росприроднадзором на участке «Левтыринываям», компанию-добытчика привлекли к административной ответственности. Но штрафы и предписания в данном случае – это почти ничего. Уголовная ответственность была бы более действенной мерой. Росрыболовство обратилось с соответствующим заявлением в Следственный комитет и полицию. Однако в возбуждении уголовного дела отказано.
Завершая заседание общественных экспертных советов, его участники приняли решение обратиться в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность лиц, которые занимаются разработкой платины в бассейне реки Вывенки, на предмет соблюдения природоохранного законодательства и условий лицензий.
Напомню, что в Камчатском крае как минимум до середины 2022 года будет действовать мораторий на геологическое изучение, разведку и добычу россыпного золота в бассейнах рек, имеющих рыбохозяйственное значение. Это значимое достижение в деле охраны природы. Но опасность представляют не только и не столько золотоносные, но и платиноносные россыпи. Пример Левтыринываяма с жестокой правдивостью показывает нам, как они эксплуатируются.
Камчатский край предлагает с 2022 года создать на полуострове комплекс рыбохозяйственных заповедных зон для защиты рек от горнорудных разработок. Мера эффективная, но, увы, она не поможет восполнить тот ущерб, который уже нанесен природе полуострова.
Кирилл МАРЕНИН