e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Валютоемким объектам промысла предрекают сокращение запасов



14.12.2021 Источник: konkurent.ru

Рыбаков ждет падение объемов вылова из-за снижения промысловых запасов. Об этом на заседании ДВНПС во Владивостоке заявил вице-президент АСРФ Сергей Карякин, который обратил внимание на прогнозируемое сокращение запаса минтая в северной части Охотского моря. Однако другие эксперты уверены, что по другим видам ситуация также негативная и проблемы снижения уловов коснутся и крабового промысла.

    «Запас характеризуется низкой численностью рыбы предпромыслового размера. Для сохранения или увеличения объема добычи недостаточно поколений трех-четырехлетнего минтая. Практика промысла и данные наблюдателей говорят о большом объеме уловов молоди. Доля прилова молоди зачастую находится на максимально допустимом уровне в 20%», – отметил представитель ассоциации.

В связи с этим он предложил отраслевой науке совместно с рыбохозяйственными организациями сформировать новые требования к орудиям лова, сделав их более щадящими для рыбных запасов.

Выступление представителя АСФР перекликалось с выступлением представителей Ассоциации добытчиков минтая. Присутствующий на заседании глава организации Алексей Буглак также подтвердил, что период самой высокой численности популяции минтая прошел. И теперь рыбаки должны быть готовы к тому, что ресурс пойдет на спад.

Более осторожным в своих прогнозах был директор Тихоокеанского филиала ВНИРО Алексей Байталюк. По его словам, сейчас запас стабилен, но риски снижения запасов есть.

«Если анализировать структуру запасов, то ситуация уже не выглядит такой обнадеживающей, поскольку высокоурожайные поколения в пополнении после 2017 г. отсутствуют. Весь промысел сейчас базируется на высоком промзапасе минтая, который, по сути, является остатками предыдущих поколений. Ожидается, что после путины 2022 г. он уменьшится, что, скорее всего, будет выявлено в ходе зимне-весенней съемки в Охотском море. Ситуацию может сгладить среднеурожайное поколение 2018 г. и поколение 2020 г., которое пока оценивается как среднеурожайное. Предстоящая экспедиция позволит узнать, какая его часть сумела пережить зиму, и уже на этом можно будет строить среднесрочный прогноз использования ресурсов минтая».

Ученые в последние годы очень «аккуратно» озвучивают рекомендации и прогнозы на состояние запасов. Это вполне объяснимо, так как руководство ФАР не одобряет, когда представители отраслевой науки делают пессимистичные прогнозы в отношении биоресурсов, которые Росрыболовство намеренно использовать как инвестиционные квоты или планирует выставить право на их добычу на аукционы.

Оптимистичная позиция Росрыболовства в отношении стабильности большинства промысловых ресурсов, с одной стороны, базируется на сильной отраслевой науке, которая имеет многолетний опыт исследований, с другой – отраслевая наука дает данные о снижение ОДУ по ряду объектов, которые сегодня особо не афишируются.

Чтобы понять тренд, можно проанализировать данные по общему допустимому улову (ОДУ) за три года и фактическому освоению по основным промысловым объектам за последние два года.

    Здесь совершенно иная картина, далекая от оптимистического развития событий:

    - камчатский краб: снижение ОДУ и фактического вылова на 10%, причем в Камчатско-Курильской подзоне за 2 года ОДУ снизился на 56%;

    - равношипый краб: снижение ОДУ на 12%, а фактического вылова – на 10%;

    - синий краб: снижение ОДУ на 14%, фактического вылова – на 7%;

    - краб опилио : снижение ОДУ и вылова на 3%;

    - глубоководные крабы: снижение ОДУ на 16%.

В целом за три года суммарный ОДУ по названным крабам снизился на 8,5%, и негативные тенденции только усиливаются. Запасы других видов биоресурсов также снижаются:

- треска: снижение ОДУ и фактического вылова;

- сельдь: несмотря на увеличение ОДУ, фактический вылов снизился почти на16%;

- минтай: ОДУ тоже увеличили, но фактический вылов снизился почти на 12%;

- палтус: снижение ОДУ в 2 раза, а фактического вылова – на 30%.

А ведь еще, как только ФАР анонсировал первый этап инвестиционных квот, отраслевая наука давала и другой сырьевой сценарий состояния запасов.

По прогнозам Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО), сокращение популяции, увеличение мощностей флота и расточительный характер промысла грозят снижением общего допустимого улова (ОДУ) краба и минтая в несколько раз. Эксперты до сих пор уверены, что компании, строящие суда по программе инвестиционных квот, могут столкнуться с нехваткой ресурсов. По оценкам, наращивание мощностей флота и сокращение популяции уже к 2025 г. могут привести к снижению ОДУ минтая в два раза и уменьшению объема крабовых квот.

    Причем краб в отличие от минтая может «упасть» первым. Компании в стремлении максимально быстро отбить вложения на аукционе предпочитают продавать ресурс в живом виде, из-за чего около 80% улова, не подходящего по характеристикам, выбрасывается за борт, что приводит к гибели краба. При этом вскрылось еще и то, что часть судов по-прежнему может заниматься ННН-промыслом.

Так, глава Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Николай Осинцев на сайте своей ассоциации опубликовал следующие данные: «37 из 146 судов добывают менее 200 тонн краба в год. Столь малые официальные объемы добычи и выход судов в море могут означать переловы и незаконный промысел».

По вопросу состояния крабовой популяции не спешит высказываться и Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока. Хотя ранее крабовая ассоциация прогнозировала, что сейчас ОДУ находится на пике, но через пять-шесть лет может снизиться на треть, вследствие чего флот не будет загружен достаточными для эффективной работы объемами, либо надо будет увеличивать ОДУ с риском подорвать популяцию.

О серьезном подрыве популяции минтая на ДВНПС рассказал представитель пограничной службы. По данным пограничников, иностранные траулеры, работающие по межправительственным соглашениям на промысле минтая, показывают в уловах до 40% молоди, в то время как российские рыбаки указывают менее 1%. «Пограничная служба считает, что капитаны судов выбрасывают молодь минтая за борт, и имеет доказательства, собранные в ходе оперативной работы пограничного управления РФ по Восточному Арктическому району», – рассказал представитель погранслужбы.

Заявления пограничной службы и собранная доказательная база может стать причиной того, чтобы в путину 2022 г. промысел в Охотском море будет проанализирован на соответствие стандартов MSC-сертификации. При этом заявления пограничников полностью дискредитируют «институт» наблюдателей, которые сидят на судах, ведущих промысел минтая. В связи с этим пограничная служба настаивает на том, что для пресечения выбросов молоди необходимо законодательно обеспечить присутствие пограничных инспекторов на каждом судне.

ФАР формально поддерживает инициативы, предложенные пограничной службой. Хотя чиновники понимают, что если пограничные инспекторы будут сидеть на добытчиках минтая и краболовах, то это может кардинально повлиять на фактический вылов и, самое главное, на стоимость продукции, которую выпускают на судах. Что приведет к корректировке экономических показателей в отрасли.

Возможно, поэтому представители ВНИРО уже начали подготовку для научного обоснования весьма спорных промысловых инициатив, которые могут значительно усилить промысловый пресс. Так, выступающий на ДВНПС руководитель департамента регулирования рыболовства ВНИРО Сергей Камшуков, заявил, что выброс краба, происходящий повсеместно среди компаний, работающих на живом крабе, не наносит вреда, так как почти весь краб выживает. Правда, на основе каких многолетних исследований сделан этот научный вывод – он не сообщил. А ведь ранее отраслевая наука выступала за ужесточение правил рыболовства и призывала промысловиков отказаться от сортировки краба на судах, в ходе которой выбирается самый крупный краб, а некондиционный, мелкий и травмированный выбрасывается за борт.

    Появятся пограничные наблюдатели на судах до 2023 г.? Для сохранения запасов биоресурсов важно, чтобы это произошло как можно скорее. Если правила рыболовства поменяют оперативно, то уже в 2023 г. пограничный контроль полностью поменяет сырьевую ситуацию на промысле краба и минтая. А это, по данным ВАРПЭ, 55% от всего экспорта в отрасли в деньгах ($4,66 млрд в 2019 г.). И вполне возможно, что позиция Росрыболовства, которая сегодня направлена на выставление максимального количества биоресурсов на аукционы, будет серьезно скорректирована новыми реалиями.

Возможно, реальная обстановка с состоянием запасов биоресурсов и крайне негативная перспектива их сохранения побуждает Росрыболовство так спешить с проведением новых инвестиционных аукционов: чиновники четко понимают, что если не провести аукционы в ближайшие два года, то через 3-5 лет выставлять на эти инвестиционные аукционы будет уже нечего. Однако что ответят в Росрыболовстве на вопрос инвестора, заплатившего огромные средства на аукционах, когда закроется промысел? Ведь инвестор приобрел право на их вылов и взял обязательства по кредитным договорам с банками. Но в связи с закрытием промысла, как это уже случилось с камчатским крабом в подзоне Приморья, не сможет их выполнить. Устроят ли инвестора и кредитные организации ответы, которые они получат?

Ситуация с оптимистическими прогнозами при фактах снижения ресурсов и привлечения инвесторов на новые аукционы начинает выглядеть как классическая финансовая пирамида, только в роли ГКО (государственные казначейские обязательства) выступают 15-летние обязательства по предоставлению ресурса с указанием мелким шрифтом «в случае их наличия». За ширмой лозунгов и вдохновляющих отчетов о полезности инвестиционных аукционов на самом деле раздувается большой «акционный пузырь», который в итоге лопнет и оставит рыбную отрасль в руинах.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: