e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Квотные замыслы Росрыболовства могут дорого обойтись игрокам отрасли



11.09.2021 Источник: dalekayaokraina.ru

Правительство страны, планируя новый этап инвестиционных квот, более не делает ставку на строительство огромных траулеров. Об этом на «рыбной» сессии ВЭФ рассказал руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Отказ от поддержки стратегии, направленной исключительно на развитие океанического рыболовства, и поворот в сторону создания береговой инфраструктуры и строительства среднетоннажного флота произошел после того, как ФАР оценило результаты реформы.

По словам Ильи Шестакова, на Северном бассейне, где ожидается обновление флота по итогам первого этапа на 80%, регулятор считает программу инвестквот фактически выполненной. А вот на Дальнем Востоке ее планируется продолжить. По Дальневосточному бассейну, предлагает ведомство, в копилку инвестквот должно отойти еще 20% объемов с таким распределением: 10% – на суда и 10% – на заводы. Предполагается продолжить изменения по крабам, а также реализовать все 100% объемов по другим ценным видам водных биоресурсов.

Приступать к созданию новых береговых заводов можно будет сразу после принятия законодательных инициатив, а по флоту сроки еще требуют дополнительного обсуждения: задавать в качестве стартового 2023 г. может быть слишком оптимистично, отметил Илья Шестаков.

Рыбаки, отмечая результаты реформ, делали акцент на то, что береговые заводы, построенные под инвестиционные квоты, производят продукцию и создают в регионах новые рабочие места. Владелец компании «Гидрострой» Александр Верховский рассказал, что на первом этапе инвестквот «Гидрострой» запустил на Шикотане большой перерабатывающий комплекс. За прошлый год там обработано 100 тыс. тонн водных биоресурсов.

«Пандемия изменила ситуацию с выпуском продукции в Китае, и у России появились новые возможности. Решение о стимулах для береговых заводов не стоит откладывать: пять-семь заводов, способных принимать 100–150 тыс. тонн, могут полностью изменить систему добычи на Дальнем Востоке», –— считает основатель «Гидростроя».

Гендиректор Южно-Курильского рыбокомбината Константин Коробков сообщил, что уже многие годы реализуется программа развития Курил, делаются вложения в береговую инфраструктуру островов. Если поддержать за счет квот флот, их не получит берег, таким образом, государственные усилия будут носить разнонаправленный характер.

Выступления рыбопромышленников еще раз иллюстрировали основную тенденцию развития отрасли. Инвестиционные квоты, которые еще пять лет назад воспринимались бизнесом в штыки, сегодня работают на развитие предприятий.

По статистике, объем инвестиций по заключенным договорам оценивается на уровне 213 млрд руб., из которых почти 88% –— в обновление флота (25 судов для Северного бассейна и 30 судов – для Дальнего Востока). Строительство ведется на девяти верфях, к июлю 2021 г. рыбакам передано только пять судов. Строительство последнего судна в рамках первого инвестиционного цикла должно завершиться в 2025 г.

В сфере береговой переработки в программе первого этапа из строящихся 24 заводов 20 уже введены в эксплуатацию: 10 предприятий – на Дальнем Востоке и 10 – на Севере. Оставшиеся четыре в высокой степени готовности: один уже готов к приемке, окончание строительства трех фабрик запланировано в 2022 г.

На фоне этих достижений очень тревожной выглядит судостроительная программа по возведению десяти супертраулеров для ловли минтая и сельди. Обсуждение проблем с супертраулерами затеял на сессии владелец РРПК Глеб Франк. По его словам, регулятору нужно и дальше делать упор на флот. «Учитывая нехватку опыта у верфей в строительстве рыбопромысловых судов, сложности, которые возникли при реализации первых заказов, вполне логичны, – заявил председатель совета директоров РРПК Глеб Франк. – Если, допустим, многие рыбаки говорили, что на Западе суда строятся 28 месяцев, то в России по факту пилотные суда строились около 40 месяцев», – сказал он.

Задержки увеличивают расходы предприятий. Однако создан фундамент для интенсивного развития, и надо двигаться дальше: новые, современные суда в два раза повышают эффективность промысла, подчеркнул Франк. Согласно его утверждениям, рывок в отрасли произойдет тогда, когда российские компании смогут получать с тонны сырца минтая в два раза больше добавочной стоимости, чем сейчас. Бизнесмен уверен, что повысить маржинальность в два раза могут только те 10 супертраулеров, которые сейчас строятся на «Адмиралтейских верфях».

Поэтому предложения, исходящие от Ильи Шестакова, заставили Глеба Франка выступить против позиции Росрыболовства в отношении предложенной схемы второго этапа инвестиционных квот. По его словам, предложенное распределение – «10% на суда и 10% на заводы» – нарушает права инвесторов первой волны.

«Нужно учитывать, что это нарушает интересы инвесторов. Если буквально читать предложения регулятора, то все эти нововведения сегодняшние наделения инвестора первой волны инвестиционными квотами под проект строительства десяти судов должны сократиться на 20%. Это несправедливо, и мы возражаем против такого подхода. Нужно максимально эффективно использовать то, что уже создано или создается. Сейчас всем инвесторам первой волны на Дальнем Востоке будет принадлежать 43 доли от ОДУ, после предложений регулятора, если оно пройдет, то наша доля инвесторов сократится до 36%. При этом сейчас каждая доля расписана под каждый траулер. Инвестиционные квоты никогда не рассматривались как отдельный вид квот, они складывались вместе с историческими квотами в пакет, который закладывался в банки», – считает владелец РРПК.

Глава Росрыболовства не видит ущемлений интересов инвесторов первой волны. По его словам, все трудности между заказчиками судов и судостроителями – это бизнес-риски тех, кто решил строить супертраулеры. При этом регулятор считает необходимым расширить список инвестиционных объектов, под создание которых будет предоставляться право на вылов. Так, нужно развивать холодильные мощности, портовую инфраструктуру, отметил руководитель ведомства. Также руководитель Росрыболовства подчеркнул, что при формировании программ речь идет не только об экономике рыбной отрасли и компаний.

«Для нас как для регулятора, конечно же, важен комплексный эффект, – заявил Илья Шестаков. – Это и результаты для социальной сферы регионов».

То есть теперь, когда очевидно, что государство больше не делает ставку на супертраулеры, инвесторам, которые проллобировали в 2018 г. именно этот тип судов, придется самим выкручиваться. Обеспечение квотами судов более 100 м – всего 20 тыс. тонн, остальные 40 компаниям придется где-то «выискивать».

Владимир Ситнов, старший вице-президент Сбербанка: «Первый этап инвестквот кардинальным образом изменил финансовый ландшафт для всего банковского сообщества. Совокупный кредитный портфель возрос почти в три раза. В этом проекте 85% инвестиций – инвестиции Сбера. Поэтому обсуждение, которое сейчас идет, очень чувствительно для банков. Если посмотреть, к чему привел первый этап, то можно сделать выводы: нам нужно серийное производство в судостроительстве с понятной рентабельностью. Мы, конечно же, поддерживаем планы регулятора на второй этап, но пока остаются открытыми вопросы: что будет дальше, как это ляжет на экономику, как стресс-тестировать рынок».

«Конкурент»

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: