Автор данного письма любезно разрешила разместить его на Фарпосте. Рекомендую ознакомиться. Взвешенный , профессиональный взгляд.
Общество с ограниченной ответственностью «БЮРО»
685000, г. Магадан, ул. Парковая д. 10/10, оф. 1, 2., ИНН 4909093708, КПП 490901001, ОКАТО: 44440100000, ОГРН 1074910000725.
исх. №_ 8 от_27.03.2024 г.
на №_____от_______20_г.
Федеральное агентство
по рыболовству
(Дальневосточный
бассейновый
научно-промысловый совет
(ДВНПС))
адрес электронной почты:
harbour@fishcom.ruКопия:
ФГБНУ «ВНИРО»
(Дальневосточный
бассейновый
научно-промысловый совет
(ДВНПС))
адрес электронной почты:
vniro@vniro.ruПрошу включить в повестку весенней сессии Дальневосточного научно-промыслового совета (ДВНПС) 2024 года вопросы, касающиеся деятельности рыбной отрасли:
1. Рыбная промышленность России – одно из направлений пищевой промышленности, призванное удовлетворить потребность населения в рыбе и морепродуктах.
В Российской федерации основным законом, охраняющим рыболовство является «Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-Ф3 (далее – Закон). Основной целью Закона является обеспечение нормативно-правового регулирования осуществления и развития рыболовства. Данный Закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Законом определяются правовые основы деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов, под которыми понимаются рыба, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли и другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
В настоящее время, добыча (вылов) и переработка водных биологических ресурсов (далее – ВБР) обеспечивается различными системами государственного мониторинга.
ОСМ – это многоуровневая информационно-аналитическая система, обеспечивающая в реальном времени сбор, анализ и передачу данных о производственной деятельности судов рыбопромыслового флота и их местоположении. Программное обеспечение позволяет структурировать получаемые сведения и, в автоматическом режиме формировать отчёты об освоении квот, нарушениях и объёмах вылова.
Вся информация (сведения) о добыче (вылове) ВБР вносится либо в автоматическом, либо в ручном режиме в систему ФГИС «ВетИС» компонент «Меркурий» – автоматизированная система для прослеживания грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль на территории РФ. И, которая позволяет отслеживать все этапы – вылова ВБР, переработки (в том числе, замораживания), транспортировки, хранения и реализации как сырья, так и продукции, выработанной из них, в том числе, для последующей переработки и годной к употреблению.
В рамках Постановления правительства РФ «О порядке осуществления мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов» от 23.06.2016 г. № 718 мониторинг осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Служба) в соответствии с планом мониторинга, утверждённым Службой в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Мониторинг включает в себя проведение лабораторных исследований проб (образцов) уловов водных биоресурсов, добываемых (вылавливаемых) во внутренних водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и в открытом море (далее - районы добычи (вылова) водных биоресурсов) для обнаружения возбудителей болезней и загрязнителей.
В настоящие время, все сведения сформированные в вышеперечисленных системах мониторинга, а так же результаты ветеринарной санитарной экспертизы (ВСЭ) уловов и лабораторных исследований на выработанную (изготовленную) продукцию отображаются в системе ФГИС «ВетИС» компонент «Меркурий» в электроном ветеринарном сопроводительном документе (ЭВСД) с целью «хранения, для дальнейшей реализации», «реализация в пищу людям», то есть право выпуска продукции в оборот.
Из вышеизложенного следует, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) полностью обеспечивает контроль и надзор за выпуском продукции из ВБР, как непереработанной, так и готовой к употреблению.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 (с изменениями и дополнениями) полномочия которого не включают в себя контроль и надзор за непереработанной продукцией из ВБР.
Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), принятый Решением Совета
Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года N 162 содержит следующие понятия:
- «непереработанная пищевая рыбная продукция» - пищевая рыбная продукция, изготовленная из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, а также водорослей и других водных растений, не прошедшая переработку (обработку);
- «мороженая пищевая рыбная продукция» - рыба, водные беспозвоночные, водные млекопитающие и другие водные животные, а также водоросли и другие водные растения, в том числе продукция из них, подвергнутые процессу замораживания до температуры в толще продукта не выше минус 18°C;
- «переработка (обработка)» – термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов;
- "икра ястычная" – пищевая рыбная продукция, изготовленная из целых или разрезанных на куски ястыков рыбы, моллюсков и иглокожих, в охлажденном, мороженом, соленом, копченом или вяленом видах.
Икра ястычная мороженая не является продуктом готовым к употреблению и подлежит обязательной промышленной переработке для употребления в пищу человеком.
На территории Российской федерации широко внедряется система «Честный знак» – это национальная система мониторинга, которая обеспечивает прослеживаемость движения товаров, подлежащих обязательной маркировке, с момента изготовления и до реализации конечному потребителю.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.2023 г. № 2028 «Об утверждении Правил маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры) средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении икры осетровых и икры лососевых (красной икры)» (далее – Постановление) введено обязательное требование маркировки средствами идентификации икры лососёвых (красной икры) с 01 мая 2024 года, в том числе продукции относящейся к кодам ТНВЭД 0302 91 000 0,0303 91 100 0,0303 91 900 0 (икра замороженная, охлажденная).
Данное Постановление не содержит сведений, что поименованная выше продукция вырабатывается непосредственно из рыбы. В то же время, производственный цикл выработки икры лососёвых (красной икры) с последующей заморозкой, предусматривает извлечение ястыка (тонкая, но прочная пленка, образующая мешок – оболочку, в которой находится икра) непосредственно из рыбы – сырца для производства икры лососёвых (красной икры) (ястычной) замороженной и подлежащей обязательной ветеринарной санитарной экспертизе (ВСЭ).
При этом мороженая пищевая рыбная продукция, относящаяся к вышеуказанным кодам ТНВЭД, не подлежит обязательному декларированию.
Первый вариант проекта указанного Постановления, размещенный на Официальном сайте для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов не предусматривал включение в Постановление продукции, относящейся к кодам ТНВЭД 0302 91 000 0,0303 91 100 0,0303 91 900 0 для обязательной маркировки с предоставлением сведений о ее нанесении в систему «Честный знак».
В связи с тем, что не указаны ссылки на нормативно – правовые акты и мотивы принятия решения о том, что пищевая продукция - икра лососёвых (красная икра) мороженая включена в указанное Постановление для обязательной маркировки, считаем необходимым исключить коды ТНВЭД (икра лососёвых (красная икра) мороженая), как объекты, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, предусмотренной системой «Честный знак».
Кроме того, полагаю, что продукция - икра лососёвых (красная икра) солёная, готовая к употреблению, должна подлежать обязательной маркировке средствами идентификации, предусмотренной системой «Честный знак» только в случае фасовки новым собственником икры лососёвых (красной икры) солёной в потребительскую упаковку для дальнейшей реализации в оптовой и (или) розничной сети.
Обращает внимание на себя тот факт, что основной объём, выпускаемой икры лососёвых (красной икры) солёной, производимой непосредственно из рыбы – сырца, упаковывается в транспортную тару (куботейнер) и сопровождается всеми, предусмотренными законодательством документами, подтверждающими происхождение, качество и безопасность выпущенной продукции и, предназначена для дальнейшей фасовки в потребительскую тару (ж/б, ст./б и т. п.) для реализации потребителю и сопровождается иными документами. Ответственность по обязательной маркировке должна возлагаться непосредственно на участника оборота, осуществляющего фасовку в потребительскую тару.
Полагаю, целесообразным, осуществлять обязательную маркировку средствами идентификации, предусмотренной системой «Честный знак» либо после обязательной процедуры осмотра транспортной упаковки (куботейнер) ветеринарной службой субъекта, подтверждающей соответствие идентификации продукции с заявленными документами, либо на стадии фасовки в потребительскую тару для дальнейшей реализации в оптовой и (или) в розничной сети.
Кроме того, Постановление не содержит в себе процедуру обновления средства идентификации – маркировки, в случаях их повреждения (отклеивания, замятия), нечитаемости в результате стихийного бедствия, человеческого фактора, повреждения транспортной тары (куботейнер) и его замены на другой.
Сверх того, реализация потребителю икры лососёвых (красной икры) солёной на рынках непосредственно из транспортной тары (куботейнер), не позволяет соблюдать обязательные требования качества и безопасности для человека и, способствует реализации неучтённой (браконьерской) икры.
2. В настоящее время, в состав Государственной ветеринарной службы Российской Федерации входят субъектово-ветеринарные (ОГБУ СББЖ) службы, находящиеся в подчинении субъекта, которые обеспечивают полномочия субъекта в части ветеринарии (ст. 3.1. Закона РФ от 14.05.1993 № 4979 – 1 “О ветеринарии”), включая в себя проведение ветеринарно-санитарной экспертизы (далее ВСЭ) уловов, замороженной рыбной продукции и нерыбных объектов промысла, и икры. ОГБУ СББЖ входят в Министерство сельского хозяйства, к которому так же относится Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), одним из полномочий которой является государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (п. п. 5.1.6 введен Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476) и Территориальное управление Росрыболовства, в полномочия которого входят: мониторинг районов промысла, оформление, выдача, регистрация разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, охрана на внутренних водных объектах анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных биологических ресурсов, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранение водных биологических ресурсов (Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444
"О Федеральном агентстве по рыболовству"
.
В настоящее время, меры предпринимаемые Государством по обеспечению безопасности сырья, поступающего в производство, обеспечиваются ветеринарной службой субъекта, при этом мониторинг районов промысла возложен на Территориальное управление Росрыболовства. Так же мониторинг пищевой продукции (в частности рыбы мороженой), осуществляется Управлением Россельхознадзора. На основании полученных данных известно, что, практически все районы промысла, являются неблагополучными по паразитарной чистоте. При этом суть проведения ВСЭ заключается в исследовании по органолептическим показателям (внешний вид, запах, вкус, консистенция), а также по паразитарным показателям. Учитывая вышеизложенное, требование проведения ВСЭ уловов можно считать абсурдным.
Техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016) и уловы водно-биологических ресурсов (далее ВБР), и замороженная продукция из них, относятся к непереработанной продукции. Согласно вступившему в действие приказу Минсельхоза России от 24 ноября 2021 г. № 793 и актуализации положения Правил ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13 ноября 2008 г. №462, у участников рынка, осуществляющих добычу и переработку уловов, и проводящих процедуру замораживания данных уловов при температуре не ниже 18 градусов, по формальному признаку обязаны дважды проводить процедуру ВСЭ как до начала процедуры замораживания для обеспечения требований к сырью (продукция выработана из сырья, прошедшего ВСЭ), так и проведение ВСЭ после выработки замороженной продукции.
Таким образом, учитывая, что замороженная продукция вырабатывается из сырья, добытого в естественной среде обитания (является «дикой»), заведомо зная, что она не может быть признана годной, а является «условно годной» к употреблению (в части паразитарной чистоты), и должна подлежать замораживанию, возникает вопрос о целесообразности проведения ВСЭ уловов ВБР на этапе направления их в производство для последующей процедуры замораживания в разделанном, так и в неразделанном виде.
При этом при создании системы ФГИС «Меркурий», до настоящего момента, не учтена отраслевая специфика, в том числе связанная с переходом права собственности в момент использования его как давальческое сырье и рыбы, замораживаемой на льду (ворошёнка).
Требования ветеринарно-санитарных экспертиз к уловам («дикой рыбы»), фактически, блокируют возможность изготовления таких видов продукции, как печень, икра, молоки, мука, жир непосредственно в труднодоступных и отдалённых районах промысла, а так же на судах.
Такие ценные продукты питания, как печень, икра, молоки руководствуясь рядом нормативных документов (ГОСТ, ТУ) должны вырабатываться из свежего или охлаждённого сырья, что сохраняет их полезные и вкусовые свойства.
Так же вышеуказанные требования не позволяют вырабатывать рыбную муку, которая характеризуется высоким содержанием высококачественного белка в местах переработки рыбы. Поэтому, производители чаще всего уничтожают отходы.
Граждане Российской Федерации лишаются возможности получения свежей продукции.
Наши обращения, ранее направленные во многие инстанции Российской Федерации, оставлены без ответов.
В связи с вышеизложенным, полагаю целесообразным внести изменения в приказ Минсельхоза России от 24 ноября 2021 г. № 793, а именно, дополнить следующим:
1. Не распространять требование обязательного проведения ВСЭ:
- в отношении уловов ВБР, изъятых из естественной среды обитания («диких») ВБР, с целью последующей процедуры замораживания в том числе при смене собственника на нового собственника, урегулированной договорными обязательствами;
2. На сырье, направляемое для изготовления следующих видов продукции: икра, молоки, печень, жир, головы.
3. На отходы, направляемые для изготовление муки.
Директор С.С. Стрельченко