Мурманский морской рыбный порт – как работает сердце региона в эпоху санкций и импортозамещения
![]() |
27.08.2025
Источник: paluba.media
Мурманский морской рыбный порт в 2024 году отметил 90-летие со дня основания. За эти годы порт стал жемчужиной региона, одним из ключевых инфраструктурных элементов, без которого невозможно представить себе развитие отечественного рыбопромышленного комплекса в северной акватории. |
Сегодня Мурманский морской рыбный порт — яркий пример того, как грамотная работа региональной команды, квалификация местных специалистов IT-отрасли и внедрение передовых технологий позволяют успешно преодолевать трудности санкционного давления и эффективно реализовывать программы импортозамещения. Здесь не ждут чуда извне — здесь делают его сами.
Мы поговорили с генеральным директором ММРП Андреем Бородиным о нынешней работе порта, с руководителем службы информационных технологий и связи Андреем Обором и с генеральным директором «Центра консалтинговых проектов» Оксаной Бетевой о цифровой модернизации и автоматизации порта.
В 2024 году Мурманский морской рыбный порт установил рекорд по грузообороту за последние 18 лет. Общий объем перевалки составил 418 200 тонн, из которых 278 200 тонн пришлось на рыбопродукцию, что лучший показатель с 2010 года.

П: Каковы итоги работы порта в 2024 году? Как изменился грузооборот и какие категории грузов показывают рост?
Итоги 2024 года демонстрируют значительный объем обработки грузов: суммарный грузооборот составил 418 200 тонн, среди которых преобладает рыбопродукция — 278 200 тонн, также было обработано 129 100 тонн нефтепродуктов и 10 900 тонн иных видов грузов. Общий показатель грузооборота стал лучшим результатом за последние 18 лет, а объемы переработки рыбопродукции достигли максимума с 2010 года.
П: Какие ключевые изменения произошли в порту за последнее время, особенно после национализации?
После национализации нами проведена работа по стабилизации состояния порта. К примеру, была повышена заработная плата, которая увеличилась на 24%, а для некоторых специалистов — до 40%, что позволило остановить отток кадров и начать привлекать квалифицированных специалистов. Была обновлена часть оборудования. Ведутся работы по монтажу новых портальных кранов. Также портом последовательно и целенаправленно ведется работа по возвращению ранее незаконно выведенных активов. Важно сказать, что в прошлом году была разработана и утверждена «Стратегия развития порта на период до 2030 года». Таким образом, программа развития порта носит системный и взвешенный характер.
П: Какие шаги предпринимаются портом для развития экспорта рыбопродукции?
Было организовано и проведено несколько встреч с представителями Китая. В результате проделанной работы нам удалось в рекордно короткие сроки, за два месяца, получить разрешение на хранение экспортной рыбопродукции в принадлежащем порту холодильнике в страны Таможенного союза, а также в 28 государств, включая США, Японию, Объединенные Арабские Эмираты, Иран и Китай. Что касается стран Евросоюза — планируется при изменении международной политической обстановки.

П: Насколько изношены основные фонды порта, в частности причалы? Какие инвестиции требуются для их модернизации?
Согласно результатам последнего обследования, изношенность причалов составляет порядка 30%. По проведенным расчетам, стоимость капитального ремонта оценивается в 4,8 млрд рублей. Мы говорим о тех причалах, которым насчитывается уже полвека и на которых не проводился капитальный ремонт. Они расположены в Южном грузовом районе порта.
Для реализации стратегических планов развития порта эту проблему, конечно, необходимо решать. Сейчас речь идет не столько о поддержании текущего состояния путем мелких ремонтов, сколько о проведении масштабного капитального ремонта, необходимого для безопасной и эффективной работы порта в будущем. Этот вопрос крайне важен для нас самих, для рыбопромышленных компаний и всей отрасли в целом. Все причалы — государственная собственность, они находятся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс».
П: Какие инфраструктурные проекты реализуются в порту?
Я уже упоминал, что была разработана и утверждена стратегия развития порта. Ее реализация подразумевает под собой развитие Южного грузового района в качестве главного Арктического грузового порта в Северном рыбохозяйственном бассейне. По поводу использования возможностей района Угольной базы, мы планируем строительство судоремонтного кластера при участии ГТЛК и правительства Мурманской области. Стоит задача предоставления «рыбакам» полного спектра услуг.
Ведутся работы по монтажу новых портальных кранов. Так, 3 июля введен в эксплуатацию современный портальный перегрузочный кран типа «Нарвал», модель «Стриж», разработанный и изготовленный отечественным производителем — компанией «СММ». Этот кран — первое в России после распада СССР грузоподъемное оборудование подобного типа, специализирующееся на обработке рыболовецких судов. Также до конца года запланирован монтаж и ввод в эксплуатацию еще двух подобных кранов.
П: А что с холодильными мощностями?
После того как в пользование порта был возвращен самый крупный в регионе «Холодильник № 3», мы инвестировали порядка 20 млн рублей, чтобы оперативно привести его в соответствие требованиям к хранению экспортной рыбопродукции и разработать техническую документацию.
П: Планируете ли развивать судоремонт?
Да, вопросам судоремонта уделено особенное внимание. Заключен корпоративный договор между портом, ГТЛК и правительством Мурманской области по созданию судоремонтного кластера. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы.
П: Какие меры принимает порт для повышения своей привлекательности? Какая поддержка от государства была бы наиболее важной?
В этом вопросе порту необходимо реализовывать самостоятельные инициативы. Мы конкурируем как с предприятиями внутри Кольского залива, так и с мощностями Санкт-Петербурга. По данным Росрыболовства, предприятия СЗФО ежегодно добывают около 400 000 тонн пелагических ресурсов. Несмотря на выгодное расположение Мурманска, поставки продукции из Северной Атлантики в порты Санкт-Петербурга сегодня экономически выгоднее благодаря близкому размещению складских мощностей и рынков сбыта.
В качестве мер компенсации возможных расходов рыбопромышленников предлагается внедрение лучшего опыта конкурентных рынков: гибкая ценовая политика, введение дополнительных сервисов, улучшение планирования операций для оперативного обслуживания флота.

П: Как санкции повлияли на работу порта? Удалось ли найти альтернативные решения для обслуживания флота и поставок оборудования?
Безусловно, введенные санкции несут негативные последствия, среди которых наиболее значимое — отсутствие возможности получения разрешений на хранение рыбопродукции для ее последующего ввоза в государства Европейского союза, что существенно ограничивает наши экспортные возможности.
Относительно вопроса замещения оборудования, санкционные меры влияют и в этом направлении, создавая дополнительные ограничения. Тем не менее есть возможность выбора необходимого оборудования из числа продукции дружественных государств и доступно использование отечественной техники.
Необходимо подчеркнуть, что руководство порта своевременно адаптируется к изменениям, инициированным странами Евросоюза, включая закрытие европейских портов для российского рыболовецкого флота и введение ограничений на деятельность отечественных компаний. Нашей задачей остается принятие всех необходимых мер для поддержания стабильной работы российских «рыбаков». Современная инфраструктура порта позволяет эффективно обслуживать дополнительное число судов и поддерживать бесперебойность операций в интересах наших клиентов.
П: Какие стратегические цели ставит перед собой порт на ближайшие 5–10 лет?
Мы видим перед собой задачу стать ведущим мультифункциональным хабом Арктики, объединяющим комплексное обслуживание рыбопромыслового флота, диверсифицированные логистические услуги и интеграцию в глобальные транспортные коридоры для устойчивого развития рыбной отрасли России.
Первое направление — превращение порта в центр полного цикла обслуживания рыбопромыслового флота. Будем создавать базу, где суда смогут получать весь набор необходимых услуг: снабжение, ремонт, обработку уловов, причем круглогодично, круглосуточно и качественно. Для этого обновляем производственно-техническую базу, оснащаемся современным оборудованием и достаточным количеством холодильных емкостей и складов. Важно обеспечить возможность быстрой отправки готовой продукции автотранспортом или железной дорогой, в любом удобном формате — как в палетизированном виде, так и погруженной в рефконтейнеры. Кроме того, развиваем новые мощности для приема, переработки и длительного хранения морепродуктов.
Следующее направление — диверсификация бизнеса. Мы стремимся расширить деятельность, охватывая дополнительные сферы: экспедиторские услуги, контейнерные перевозки, организацию складской логистики. Специально портом были приобретены два тягача КамАЗ с рефрижераторными прицепами для качественного исполнения грузоперевозок сборных грузов, требующих поддержания определенного температурного режима.
Здесь же важно отметить необходимость создания мультимодального терминала, соединяющего морские, железнодорожные и автотранспортные перевозки. В качестве примера, совместно с ГК «Антей» и «Дальрефтрансом» был налажен принципиально новый логистический маршрут по загрузке и транспортировке свежезамороженного краба из Мурманска в Пусан через Владивосток.
Третье направление — интеграция в международные транспортные коридоры. Подразумевает под собой превращение в ключевой узел на СМП для экспорта рыбной продукции в Азию и Европу, участие в коридоре «Север-Юг», связывающем Россию с Ближним Востоком и Индией для обеспечения стабильного грузооборота, бесшовной логистики и продовольственной безопасности и развитие транзитного потенциала для арктических грузопотоков.
Отдельное и важное направление для нас — внедрение цифровых технологий. Мы сотрудничаем с ведущими предприятиями в отрасли цифровизации технологических процессов для изучения возможностей повышения качества и скорости оказываемых нами услуг.
Интервью о цифровой модернизации
Интервью с руководителем службы информационных технологий и связи Андреем Обором.
П: Андрей, вы руководите службой информационных технологий и связи. Расскажите, как сейчас живет Мурманский рыбный порт с цифровой точки зрения?
Сейчас порт полностью принадлежит государству. Сегодня мы восстанавливаем IT-структуру предприятия и думаем о будущем. После национализации мы хотим по полной автоматизировать порт и цифровизировать его, чтобы работа была максимально прозрачной. Сейчас находимся в начале этого большого пути.

П: А какие технологии уже внедрены?
Идет автоматизация бухгалтерии, складского учета, документооборота. Мы идем к созданию единой системы, чтобы все процессы были доступны в цифровом виде и ясны. Наша цель — обеспечить возможность руководству быстро получать полную картину происходящего в порту с помощью всего нескольких кликов.
П: Что такие планы могут означать для «рыбаков» и грузоотправителей, которые работают с портом?
Ключевая идея в том, чтобы они могли зайти в порт, оформить необходимую документацию, разгрузить рыбу, получить топливо, питание, обслуживание — все в одном месте. Сейчас мы удовлетворяем эти потребности, но хотим делать это еще лучше: повышать качество оказываемых услуг, увеличивать скорость их предоставления. Наши действия должны быть направлены на удовлетворение запросов клиентов. Именно в этом мы видим большой потенциал для всех.
П: А какие тогда конкретно информационные технологии уже работают?
Закуплена новая техника, была внедрена система автоматизированного бухучета на базе 1С, совместно с ЦКП был выполнен проект по учету на холодильниках — автоматизация транспортно-складской группы. В настоящее время осуществляется внедрение системы электронного документооборота, параллельно разрабатывается проект автоматизации процессов охраны труда. Готовых программных решений, адаптированных под особенности деятельности рыбного порта, на рынке не представлено. В связи с этим ведется разработка собственных информационных систем совместно с профильными специалистами предприятия.
П: А в чем особенность складского учета в рыбном порту? Почему стандартные программы не подходят?
На холодильниках размещается широкий ассортимент морепродукции, причем по каждой единице необходимо иметь сведения о владельце, содержимом коробки, артикулах, качестве продукта, размере рыбы, сертификатах качества, сроках хранения, тарифах, медицинских и ветеринарных документах. Все перечисленные данные многомерные и не поддерживаются стандартными программными продуктами. Сбор такой информации производится нами вручную, после чего создаются собственные модули, удовлетворяющие нашим требованиям.
П: Как сотрудники реагируют на новые технологии? Быстро ли адаптируются?
Разработка программного обеспечения по складскому учету осуществлялась совместно с сотрудниками порта, поэтому трудностей не возникало. Коллеги вносили собственные идеи, выполняли необходимые доработки, ориентируясь на удобство эксплуатации. Источником предложений служили знания, накопленные многолетним опытом сотрудников. Я сам имею стаж работы в рыбном порту свыше 17 лет, аналогичный опыт имеют и коллеги. Новоприбывшие специалисты также принимают участие в процессе улучшения продукта: знакомятся с итоговым результатом и предлагают свои рекомендации. Таким образом, сформированное решение представляет собой своеобразное ноу-хау — уникальный продукт, созданный специально для удовлетворения наших потребностей.
П: В чем еще уникальность Мурманского рыбного порта? Чем он отличается, например, от портов в Петербурге или Владивостоке?
Наш порт не замерзает, работает круглый год без необходимости ледокольной проводки. Даже в феврале — марте идет активная работа. Конечно, все зависит от квот и сезона, но мы всегда готовы принимать грузы. Кроме того, мы, возможно, единственные, кто сохранил свою специализацию. Это касается и хранения рыбопродукции на берегу, и комплексного обслуживания судов.
П: На какую перспективу вы смотрите сейчас? Какие главные вызовы для порта в ближайшие годы в технологическом плане?
В рамках Стратегии развития порта предусмотрено несколько крупных проектов. Они носят масштабный характер и требуют современной информационной поддержки, внедрения инновационных решений и высоких стандартов цифровой безопасности. Технологическая сторона каждого из них и составляет основной фокус нашего внимания.
П: Что вы считаете главным в своей работе?
Главное в нашей работе — осознавать высокий уровень ответственности и значимости внедрения новых информационных технологий для инфраструктуры рыбного порта. Чем лучше организованы технические процессы, тем эффективнее работает терминал, комфортнее становится клиентам и удобнее сотрудникам.
Успехи начинающейся модернизации подтверждает и генеральный директор «Центра консалтинговых проектов» Оксана Бетева
П: Оксана, можете объяснить простым языком, в чем заключается цифровая модернизация порта и над чем конкретно работала ваша компания?
Если по-простому, то мы помогли ММРП перевести бухгалтерию и кадры с бумаги и «Экселя» в цифру — в одну программу на базе 1С. Автоматизировали их склады? чтобы было понятно, что где лежит и сколько стоит хранение. И конечно, автоматизировали работу с документами с помощью системы «1С: Документооборот»: все договоры, письма, поручения и задачи теперь не теряются и ходят между отделами быстро и понятно.
П: Порты — это довольно специфичная отрасль. В чем заключаются главные сложности в таких проектах?
Порт — это как город в городе со своей уникальной жизнью. Там же не просто работают офисные сотрудники, а есть целые докерские бригады, у которых особенный график и сложная система оплаты труда. Там не просто склады, а огромные морозильные камеры с тоннами рыбы, свои котельные и постоянная погрузка-разгрузка судов. Именно из-за этой сложности им постоянно нужны нестандартные IT-решения, все эти нюансы нужно учитывать. Сейчас они активно растут, и их главная цель — навести идеальный порядок во всех процессах с помощью одной большой системы.

П: Можете назвать этот проект своей историей успеха?
Не просто могу, а с гордостью заявляю: однозначно да! Главный показатель здесь — 16 лет партнерства. Мы не просто один раз что-то внедрили и забыли, а постоянно помогаем развивать их системы, решаем новые задачи. Это долгая и уверенная дорога, которую мы прошли вместе.
П: На чем сфокусирована ваша работа с портом?
Если совсем кратко, то мы фокусируемся на трех главных вещах. Во-первых, это информационная безопасность. Конечно, она есть у любого «города в городе», но сейчас это важно, как никогда. Нужно надежно защитить все данные порта от любых угроз. Во-вторых, чтобы работа не зависела ни от каких внешних факторов, мы максимально помогаем перейти на отечественное ПО для обеспечения цифровой независимости предприятия. А в-третьих, и это наша главная цель, создать для порта единую цифровую «нервную систему», которая свяжет абсолютно все отделы — от бухгалтерии до докеров на причале. Чтобы вся информация была в одном месте и работа была слаженной, как часы.