Производственный контроль пока напоминает хромую лошадь
![]() |
25.06.2025
Источник: fishnews.ru
Госорганы уже говорят о том, что механизм производственного контроля успел показать свою эффективность на рыболовных участках. Идея, казалось бы, благая: дать возможность самим пользователям рыбных запасов обеспечивать их охрану. И это действительно могло бы стать поддержкой федеральным органам рыбоохраны, но картина далеко не столь благостна, как может показаться вначале, отмечает президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов. |
«Мы серьезно обеспокоены ситуацией с браконьерством на Сахалине. Это становится настоящий остров браконьерства! — рассказал Fishnews Максим Козлов. — Всё свидетельствует о том, что по итогам прошлого года незаконно было добыто рекордное количество лосося и заготовлено рекордное количество икры. По самым низким оценкам, объем браконьерской икры в путину 2024 года составил не менее чем 150 тонн. В пересчете на сырец это 3 750 тонн незаконно добытой рыбы. Ущерб оценивается в 500 млн рублей.
Люди собираются в большие группы, хорошо экипированные, на лодках. Не боятся оказывать сопротивление государственным органам рыбоохраны. Уже возбуждено уголовное дело по факту применения насилия в отношении представителя власти.
Впереди лососевая путина, и мы точно знаем, что браконьеры к ней готовятся, чтобы ловить рыбу организованными, профессионально оснащенными группами. Хотя страдают, к сожалению, не только запасы лосося.
Незаконные добытчики чувствуют свою безнаказанность. Масштабы браконьерства на Сахалине принимают угрожающие масштабы. По объемам нелегальный промысел сравнялся с промышленным рыболовством. А ведь браконьерство — это теневая экономика, отсутствие налогов, ветеринарно-санитарного контроля и прочие массовые нарушения. Открыто на дорогах торгуют крабом, не стесняются ловить и продавать самок краба, растут группы скупки и реализации браконьерской продукции.
На этом фоне механизм производственного контроля (деятельность пользователей рыболовных участков по предупреждению и выявлению нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов — прим. ред.) мог бы стать эффективной помощью в борьбе с браконьерами. Но для этого у производственных инспекторов должна быть возможность не только фиксировать нарушения. На самом деле раньше такая функция была и у внештатных инспекторов рыбоохраны — тут ничего не изменилось.
Мы готовы содействовать государственных органам рыбоохраны и организовывать охрану участков, но для этого нужны новые компетенции и полномочия. Просто наблюдать, как браконьер занимается своим «делом», в ожидании госинспектора — это не выход, это результатов не принесет.
Сегодня государственные органы рыбоохраны ощущают острую нехватку кадров. Вызывает вопросы кадровая политика Сахалино-Курильского теруправления Росрыболовства: при наличии более чем 30 вакантных должностей инспекторов в территориальном управлении произошло сокращение действующего оперативного отдела с фактически работавшими людьми. Это большая проблема.
Поэтому мы и просим, чтобы у инспекторов производственного контроля была возможность изымать брошенные, бесхозные, немаркированные орудия лова на рыболовных участках. Иначе этот механизм напоминает хромую лошадь: с одной стороны, получается, что есть уполномоченные на охрану представители пользователя рыболовного участка, а с другой стороны, — у них недостаточно прав.
Еще один момент, на котором бы хотелось сделать акцент. Производственный контроль из механизма по борьбе с браконьерами не должен превращаться в рычаг административного давления на добросовестных пользователей. Госорганы уже рассылают письма предприятиям о том, что в случае выявления браконьерства на участке это может расцениваться как несоблюдение условия об охране участка, а значит, привести к расторжению договора на него. Вот такие тревожные наблюдения.
Введение производственного контроля — достаточно серьезные изменения. И я предлагал дать разъяснения, что конкретно может и чего не может делать в рамках своих функций производственный инспектор. По этому вопросу обращался в прокуратуру области, но ответа о готовности провести совещание и дать разъяснение так и не получил. Такое чувство, что госорганы наблюдают, а что же получится на практике, чтобы применять в случае чего к производственным инспекторам меры воздействия.
Наше мнение — надо создать какой-то штаб, рабочую группу, чтобы можно было обсудить вопросы производственного контроля и проблему браконьерства. И конечно, как я уже говорил, надо доработать функционал и возможности производственных инспекторов.
Подготовила Маргарита Крючкова