e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Какие угрозы безопасности России несёт отечественное рыбное хозяйство


Какие угрозы безопасности России несёт отечественное рыбное хозяйство
24.06.2025 Источник: fishkamchatka.ru

В начале июня члены двух общественных советов (при Росрыболовстве и при Федеральной антимонопольной службе) обсуждали разработанный ФАС России проект федерального закона («О внесении изменений в федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

 

А где проблема

Оборона и безопасность – главные цели указанного нормативного правового акта.

Не вызывает сомнений задача по укреплению системы, в том числе, экономических мер подготовки к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне").

В этой связи, в части, касающейся внешнего влияния на российский бизнес, об иностранном контроле российских хозяйствующих субъектов говорит Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности".

Закон говорит: «Для обеспечения безопасности применяются специальные экономические меры в отношении блокируемых лиц, в частности, юридических лиц, подконтрольных иностранным организациям, и (или) иностранным гражданам, и (или) лицам без гражданства.Под юридическим лицом, подконтрольным иностранной организации, и (или) иностранному гражданину, и (или) лицу без гражданства, понимается юридическое лицо, в котором указанные лица и (или) организация вправе прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе входящих в одну группу лиц) самостоятельно или совместно распоряжаться в силу участия в этом подконтрольном юридическом лице более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления этого подконтрольного юридического лица».Базовый и инструментальный подход в Законе заданы.

Рассматривая очередной законопроект, его цели и задачи в разрезе «обеспечение обороны страны и безопасности государства», в частности, об экономических мерах, указанных в федеральном законе "О безопасности", следует заглянуть в Федеральный закон от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах".

Как гласит этот Закон, «Указанные меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц». Целями применения специальных экономических мер являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан. Специальные экономические меры носят временный характер и применяются, в том числе, по отношению к юридическим лицам, подконтрольным иностранным организациям, и (или) иностранным гражданам, и (или) лицам без гражданства. Критерии определения подконтрольного юридического лица полностью совпадают с аналогичными критериями федерального закона «О безопасности».

В основу специальных экономических мер заложен принцип обоснованности и объективности их применения.Специальные экономические меры не должны носить более ограничительный характер, чем это необходимо для устранения обстоятельств, послуживших основанием их применения. То есть, данный федеральный закон – это механизм быстрого реагирования. Решение может быть оперативно принято главой государства, и после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его принятия специальные экономические меры, могут быть отменены или изменены.

Отраслей сельского хозяйства в списке «стратегических» нет, кроме рыболовства.

Целью обсуждаемого членами двух общественных советов Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", как это следует из самого названия Закона, также является обеспечение обороны страны и безопасности государства.Закон устанавливает меры, направленные на предотвращение контроля иностранных инвесторов над российскими субъектами хозяйственной деятельности, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В этой связи Законом введена характеристика «стратегический». Соответственно, сформулированы ограничительные нормы для предприятий - «стратегические». То есть надолго. Субъектов хозяйственной деятельности «откалибровали».

Хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства – это общество, осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.Всего в Законе перечислено 50 видов деятельности. В целом это действительно имеющие прямое отношение к обеспечению обороны страны и безопасности государства отрасли экономики. И что важно, нескольких десятков отраслей сельского хозяйства в этом списке нет. Кроме рыболовства. Интересно, чем оно «СТРАТЕГИЧНЕЕ» растениеводства, овощеводства или животноводства - сказать трудно. Доля рыбы в обеспечении продовольственной безопасности незначительна по сравнению с продукцией перечисленных отраслей сельского хозяйства. Однако, факт остаётся фактом:

Рыболовство – стратегический вид экономической деятельности, наряду с производством и оборотом вооружений, ядерной индустрией икосмической деятельностью.

Теперь, похоже, взялись за рыбацкую инфраструктуру – хозяйствующие субъекты, осуществляющие приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, а также производство рыбной продукции.

Вопрос, а этих то за что?

На огромной территории Российской Федерации от Владивостока до Калининграда, от Дагестана до Мурманска тысячи частных предприятий и предпринимателей, занимающихся транспортировкой рыбы с использованием рефрижераторного автотранспорта. Множество морозильных складов, в которые хранят различные виды пищевой продукции, включая рыбу. Сотни предприятий по обработке рыбы и производству рыбной продукции, морские порты, которые принимают, перегружают и выгружают рыбу. А ещё есть частные операторы железнодорожных рефрижераторных вагонов, в которых рыба транспортируется. Они что, юридически все разом станут стратегическими лицами, обеспечивающими оборону страны и безопасность государства? Над ними всеми нависла перспектива государственного контроля за контролем иностранным инвестором их деятельности?

В этой связи ярко выделяется перевозка рыбной продукции морским транспортом. Если этот закон состоится, то для удалённых районов российского промысла в Атлантическом океане, в части, касающейся экспорта рыбной продукции оттуда на рынки Евросоюза – будет тупик. Наши транспортные суда с рыбой уже не пускают в порты недружественных стран, а теперь, похоже, и иностранные транспорта с отечественной рыбной продукцией свои родные чиновники запретят.

Для кого и для чего декларируется государственная стратегия роста объемов экспорта продукции агропромышленного комплекса?

Контролеры рулят

Мы наблюдаем, как система государственного контроля растёт, и уже сама инициирует административные барьеры, которые потом ей же нужно охранять и наказывать предпринимателя за нарушения. В нашем случае в морском рыболовстве России по сути по инициативе проверяющих «ареал обитания» объектов контроля с точки зрения видов экономической деятельности масштабируется в безгранично широкий межотраслевой формат.

В случае принятия предлагаемых норм будут установлены особые требования к организациям инфраструктуры рыболовства, которые распространятся на неопределённо широкий круг лиц. Взаимозависимость бизнес-процессов и многочисленных частных организаций друг от друга и от иностранных инвесторов станет опасной для субъектов разнообразных видов экономической деятельности. После вступления в силу этого закона в представленном виде, неизвестно, когда и кому «прилетит» за иностранный контроль.

Это создаст критические системные риски в межотраслевой кооперации рыбной индустрии, что неизбежно ведёт к снижению эффективности производства рыбной продукции и к росту цен на внутреннем рынке.

 

У рыбопромышленников предложение

Пусть разработчики законопроекта в части, касающейся перечисленных выше видов экономической деятельности, официально на бумаге пояснят, какую цель преследуют предлагаемые ими дополнительные нормы ограничительного характера, и какие практические задачи они решат. Попросту говоря, в чём проблема. Или языком выше упомянутых трёх федеральных законов - какие «угрозы интересам и безопасности Российской Федерации и (или) угрозы нарушающие права и свободы ее граждан» ещё разглядели контролёры в отечественном рыбном хозяйстве.

В этой связи следует задать один важный вопрос. Придерживались ли инициаторы и исполнители данного законопроекта принципа обоснованности и объективности в оценке угроз обороне страны и безопасности государства. Если да, то хотелось бы видеть анализ и обоснование возможных угроз обороне страны и безопасности государства со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, а также производство рыбной продукции, с разбивкой по каждому виду деятельности.

Cистема государственного контроля разрастается и уже сама инициирует административные барьеры, которые потом ей же нужно охранять и наказывать предпринимателя за нарушения.

Рыбаки Севера России консолидировано против включения в представленный законопроект положений, касающихся приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биоресурсов, а также производства рыбной продукции и предлагают исключить соответствующие нормы из рассматриваемого проекта федерального закона.

В.В. Балашов

 

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: