Здесь начинается Северный морской путь — интервью с губернатором Мурманской области
![]() |
11.06.2025
Источник: paluba.media
Мурманск называют «ворота в Арктику». В этом городе начинается Северный морской путь, базируется российский атомный ледокольный флот, живет и развивается промышленный рыболовецкий промысел и работают важные для России незамерзающие порты. В последние годы в Мурманской области реализуют много инфраструктурных проектов — от производства СПГ до создания крупного судоремонтного кластера. Из-за этого к региону совершенно заслуженно приковано внимание всей страны. |
Редакция «Медиапалубы» уже откровенно поговорила с Александром Витальевичем Цыбульским, губернатором Архангельской области, о важности региона как стратегической точки на маршруте СМП. Теперь мы пообщались с главой Мурманской области Андреем Владимировичем Чибисом о том, как регион живет в условиях больших ставок на развитие Арктики.

П: Андрей Владимирович, спасибо большое, что откликнулись на наше предложение об интервью! Предлагаем начать с вводного вопроса: насколько рыболовецкая, судоремонтная, СПГ и портовая отрасли важны для региона? Какую роль играют среди других промышленностей?
Мурманск — это крупный портовый город, чье экономическое благополучие связано с круглогодичным судоходством и богатыми ресурсами Баренцева и Белого морей.
Здесь начинается стратегическая морская транспортная артерия — Северный морской путь, который позволяет осваивать природные богатства Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока и развивать морские перевозки между Атлантикой и Тихим океаном.
Мурманский порт уверенно удерживает лидерство по объему переработки грузов среди арктических портов России и входит в топ-5 крупнейших отечественных портов. Благодаря своему географическому положению, город доступен для захода круглый год и открыт для приема судов любых размеров.
Судоремонт занимает особое место в поддержании работоспособности флота и необходим для регулярного технического обслуживания судов. Многие местные предприятия судоремонта строили именно для нужд военного флота и традиционно располагали рядом с военно-морскими базами.
Сейчас развитие судоремонтной сферы стало крайне важным, поскольку санкции закрыли доступ к зарубежным судоремонтным возможностям Европы. Чтобы избежать рисков, нам необходимо становиться самодостаточными и проводить ремонт судов независимо от внешнего давления.
Помимо этого, Мурманск давно стал сердцем рыбной промышленности Северо-Запада, располагая большими запасами морских ресурсов. Здесь работают промысловый флот и сеть береговых предприятий, включающая портовую инфраструктуру, рыбоперерабатывающие заводы и судоремонтные компании.
Важным направлением становится и развитие аквакультуры, позволяющей получать ценные продукты питания прямо в регионе.
Эти отрасли вносят значительный вклад в экономику Мурманской области, обеспечивая примерно 15% регионального валового продукта. На предприятиях трудится около 16% занятого населения. Если говорить точнее, то в рыболовстве и рыбоводстве заняты 6700 человек, в обрабатывающих производствах — 10 900. В транспорте и логистике работают 22 800 специалистов, включая 12 600 во вспомогательной транспортной деятельности.
П: Какой процент работоспособного населения заняты в вышеперечисленных отраслях? Насколько они востребованы среди жителей?
Согласно данным за 2024 год, в компаниях этих направлений работают около 16% всех официально зарегистрированных сотрудников региона — это больше 40 000 человек. Зарплаты здесь ощутимо выше средних показателей по области: от +10% на ремонте и монтаже техники до +215% в сфере рыболовства и рыбоводства, и это становится локомотивом роста среднемесячной заработной платы в целом по региону (113 600 рублей). А вакансии есть на 9–10% местных предприятий.
П: Какой процент налоговых отчислений в бюджет региона приносят судоремонт, СПГ, порты и рыболовство?
Эти направления становятся все весомее для региональной казны. Их общий вклад в налоги и прочие платежи увеличился с 14% в 2023-м до 16% в 2024 году, что обеспечивает региональному бюджету дополнительно почти 20 млрд рублей.
П: Расскажите о грузообороте региональных портов. Сколько обрабатывают порты и какие виды грузов?
Как я уже упоминал в начале, одно из ключевых преимуществ нашего региона — высокий транспортный потенциал, связанный с морским глубоководным портом Мурманск. Это крупнейший в мире незамерзающий порт за полярным кругом, способный работать круглый год без ограничений по размеру принимаемых судов.
Порт уверенно входит в пятерку лидеров России по грузообороту (5–6-е места), занимает первое место среди северных портов страны. В 2024 году здесь обработали впечатляющие 52,1 млн тонн товаров разного типа, что составило ровно 6% от всего объема грузоперевозок морских портов России. Больше половины нагрузки составили жидкие грузы вроде нефти и топлива — около 31,9 млн тонн. Среди остальных крупных позиций — уголь, металл, удобрения, цветные металлы, сжиженный газ и продукция рыбного хозяйства.
П: Сейчас вся страна следит за развитием проекта порта «Лавна». Какую производительность в год ожидаете? Если весь уголь будет идти через «Лавну», то чем планируется загрузить Мурманский морской торговый порт?
«Лавна» — первый новый порт в Мурманске за полвека. После запуска он сможет обрабатывать до 18 млн тонн угля каждый год. Для управления всеми процессами используется современное российское ПО, а сама перевалка организована в автоматическом режиме и проходит внутри закрытого пространства. Это практически устраняет негативные последствия для экологии.
Рабочее движение поездов по новому мосту через реку Тулому, соединяющему станцию Выходной и новый порт «Лавна», 15 декабря 2023 года открыл президент Владимир Путин. И он же дал старт погрузке первой партии угля в новом порту 27 марта 2025 года.
Выход порта на полную мощность позволит нарастить грузооборот по Северному морскому пути. Он станет важным звеном в раскатке этого логистического маршрута и поможет поддерживать круглогодичную навигацию по СМП, что стратегически важная задача для России.
Да, встает закономерный вопрос: чем занять традиционный Мурманский торговый порт, если большую часть угля перенаправят в «Лавну»? Ответ найден: акцент сделан на диверсификации грузовой базы, в частности на развитии контейнерных перевозок.
Такие крупные игроки, как группа «Дело» и компания FESCO, уже высоко оценивают потенциал Мурманска как крупного хаба для контейнерных маршрутов. Правительство Мурманской области прямо сейчас активно продвигает идею регулярных заходов китайского судна-контейнеровоза New New Shipping Line в наш порт.
Одновременно область активно взаимодействует с различными грузоотправителями. Один из ярких примеров — сотрудничество с Белоруссией, которая рассматривает Мурманск как площадку для строительства терминала по перевалке удобрений и нефтепродуктов.
Новая железнодорожная линия обещает стать серьезным катализатором развития региона и увеличить грузооборот порта Мурманск. Уже к 2030 году через Мурманск планируют переправлять до 100 млн тонн грузов ежегодно. Будущие поставки будут включать не только уголь, но и минеральные удобрения, рудные материалы, нефтепродукты, контейнеры и многое другое.
П: Мурманск — столица российской Арктики и, как следствие, Северного морского пути. Насколько развитие СМП затрагивает сам город, готова ли инфраструктура Мурманска и области к росту грузопотока по СМП, что уже сделано в этой части за последние годы, что предстоит сделать?
Во время Международного арктического форума президент Владимир Путин обозначил Мурманскую область как стратегически значимый регион, который играет определяющую роль в освоении арктических судоходных трасс, Арктики. Регион, где реализуются масштабные уникальные промышленные и логистические проекты.
Он поручил усилить транспортные узлы, развить инфраструктуру и создать условия для роста экономики и бизнеса. Особое внимание президент обратил на необходимость утроить пропускную способность Мурманского транспортного узла.
Правительство Мурманской области совместно с федеральными коллегами работает над вопросами ограничения объемов грузопотока, который могут «переварить» ближние и дальние железнодорожные подходы Мурманского транспортного узла. Нам необходимо расшить узкие места.
Я на том же Арктическом форуме предложил конкретные меры: расширить железнодорожные походы к порту Мурманск, модернизировать энергоинфраструктуру, обновить флот специальных судов для очистки каналов и углубления дна. Отдельно важно организовать собственные судостроительные мощности прямо в Мурманске, чтобы обеспечить эффективное обслуживание и поддержание флота, занятого на СМП.
Как было сказано выше, новый участок железной дороги к западу Кольского полуострова уже помог активизировать перевозки, а появление нового порта «Лавна» позволило серьезно нарастить грузооборот и начать движение круглый год.
Однако многое еще предстоит сделать. Для превращения СМП в конкурентоспособный транспортный коридор на мировом рынке необходимо строить новые атомные ледоколы, дальше работать над повышением безопасности судоходства в Северном Ледовитом океане и развивать технологии.
П: Расскажите о проекте «Мурманский СПГ» компании «НОВАТЭК». На каком этапе сейчас находится проект? Когда планируют завершить стройку? Сколько СПГ будет производить комплекс?
Сегодня проект подразумевает создание трех технологических линий мощностью по 6,8 млн тонн сжиженного газа каждая и морского терминала для загрузки готовых партий СПГ на танкеры. Мощность всего комплекса достигнет 20,4 млн тонн в год, как запланировано в постановлении правительства от 12 апреля 2025 года.
После завершения строительства в регионе появится уникальное современное производство. Параллельно создадут инфраструктуру для снабжения удаленных районов Мурманской области сжиженным газом — от этого напрямую зависит программа газификации. Сейчас идет важный этап согласования сроков возведения завода и прокладки газопровода, чтобы оба проекта работали синхронно и эффективно.
П: Сколько рыбы добывает регион в общем количестве рыбодобычи?
Доля Мурманской области в общероссийском объеме вылова в 2024 году составила около 10,6%. Ежегодно рыбодобывающие предприятия региона обеспечивают добычу от 500 000 до 700 000 тонн рыбы и морепродуктов: объемы зависят от размера предоставленных региональным компаниям квот на вылов водных биоресурсов.
За январь — декабрь 2024 года общий объем вылова достиг 520 800 тонн, что почти соответствует уровню предыдущего года (95,2%). Основной причиной небольшого снижения общего объема стало сокращение квот на добычу трески и пикши. Однако стали больше ловить путассу (+11,4%) и прочие виды рыб (+4,4%), поскольку увеличились объемы вылова ставриды и сардины в зоне Мавритании и Марокко и креветки — в Баренцевом море.

Рыбопромысловый флот Мурманской области на начало года включал 193 судна. Местные компании активно участвуют в программе распределения инвестиционных квот, направленной на модернизацию рыболовства. В рамках программы 14 рыбодобывающих предприятий Мурманской области заявились на строительство 16 рыбодобывающих судов на отечественных верфях. В настоящее время построено и введено в эксплуатацию пять судов, остальные находятся на различных этапах строительства.
П: Не первый год говорят о создании в Мурманске судоремонтного кластера. Расскажите подробнее о нем: что планируется сделать в рамках создания кластера, какие предприятия будут в него входить, какой эффект ожидается? Какова судьба 10-го судоремонтного завода и есть ли у него перспективы? Какие планы у региона на загрузку предприятия?
Власти Мурманской области активно работают вместе с компанией «Газпром шельфпроект» над проектом модернизации 10-го судоремонтного завода. Уже ведется разработка концепции, учитывающая потребности инвесторов. Также подготовка проекта ведется в сотрудничестве с ГТЛК. В результате будет создано судоремонтное предприятие кластерного типа.
Этот проект станет одним из ключевых по развитию судоремонтной отрасли на территории Мурманской области и в акватории Северного морского пути. Сегодня уже создано специальное юридическое лицо с ГТЛК, «Корпорацией развития Мурманской области» и Мурманским морским рыбным портом, которое будет отвечать за его реализацию.
П: Какие предприятия в регионе работают на рынке судостроения, судоремонта и судоходства? Как власти помогают компаниям развиваться?
Мурманская область заслуженно ассоциируется с судоремонтной отраслью, на территории нашего региона базируется множество предприятий с разными направлениями работ и уникальными возможностями.
Специфика и стратегическое положение региона способствуют тому, что многие местные заводы сотрудничают с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, выполняя важные заказы, поддерживая безопасность и оборону России. При этом многие региональные организации оказывают широкий спектр услуг — от ремонта корпусов суден до восстановления интерьеров и бытовых помещений на борту.
Чтобы поддержать бизнес, государство предлагает различные льготы и преференции для тех, кто развивает производственные мощности на территории региона. Например, предоставляются налоговые послабления для организаций, участвующих в стратегических или приоритетных инвестиционных проектах, направленных на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение или расширение действующего производства. Подобными мерами могут воспользоваться и судоремонтные предприятия.

Отдельно отметим, что существует «Корпорация развития Мурманской области», которая с 2013 года выступает специализированной организацией для комплексного сопровождения проектов совместно с командой правительства региона. Она занимается поддержкой крупных проектов, предоставляет помощь в подготовке документов, поиске финансирования и привлечении партнеров. Инвестор может быть уверен, что получит квалифицированное сопровождение и индивидуальный подход. В комплексе это помогает ускорить принятие положительных решений, которые так важны для инвесторов на каждом этапе проекта.
П: Сколько судов прошли ремонт в 2024 году на мощностях региональных предприятий?
Как уже говорилось ранее, судоремонтная отрасль в Мурманской области развита достаточно широко и представлена большим количеством разнопрофильных предприятий. Они выполняют как полный цикл обслуживания на своих заводских площадках, так и точечные ремонтные работы выездными бригадами.
Из-за этого сложно точно подсчитать, сколько было выполнено ремонтов, какие суда ремонтировались: одни привлекали нескольких подрядчиков, а другие проходили обслуживание в одном месте и получали комплексные услуги. Кроме того, многие работы по судоремонту выполняются в рамках гособоронзаказа и попадают под грифы секретности.
С учетом этих вводных отметим нижнюю границу: более 300 судов и кораблей получили услуги по ремонту и обслуживанию на крупнейших предприятиях региона в 2024 году без учета совсем малых ремонтных работ небольшими выездными бригадами. Емкость сектора услуг судоремонта составляет порядка 9–10 млрд рублей в год в зависимости от закрытия актов работ.
П: Планирует ли регион начать строить суда и заявлять о себе как о новой точке судостроения на карте России?
Правительство Мурманской области рассматривает развитие судостроительной отрасли как один из ключевых приоритетов региона, учитывая перспективы роста Северного морского пути и роль Мурманска как важного транспортного узла. Вопрос создания судостроительных производств включен в стратегический план развития области «На Севере — жить!» и активно обсуждается в контексте расширения арктической инфраструктуры.
Возможность организации судостроительных мощностей в регионе поддерживает федеральное правительство. Так, первый вице-премьер России Дмитрий Мантуров одобрил предложение расширить деятельность 10-го судоремонтного завода, включив туда судостроительные проекты.