Герман Зверев: логика перезакрепления РЛУ исключительно фискальная
![]() |
24.03.2025
Источник: prim.rbc.ru
Правительство передало на рассмотрение Госдумы законопроект о перезакреплении рыболовных участков без конкурсов и аукционов в единый период. Предлагается провести процедуру в этом году – вне зависимости от срока окончания действующего договора. О том, как это повлияет на рыболовный бизнес Дальнего Востока РБК Приморье рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. |
– Чем на ваш взгляд руководствовался кабмин, когда предлагал такой вариант? Почему перезаключение договоров предлагается провести одномоментно? Какие аргументы у Правительства РФ?
– Правительство при подготовке законопроекта опиралось на расчеты и предложения Росрыболовства и Минсельхоза. Главным в этих предложениях были расчеты, связанные с увеличением поступлений в федеральный бюджет. В том случае, если закон будет принят и переоформление договоров пользования рыболовными участками произойдет в этом году, в федеральный бюджет в текущем году должны будут поступить, – так рассчитывало Росрыболовство, – 45 млрд руб., в следующем году – 27 млрд руб., в 2027 году – 54 млрд руб., и в 2028 году – еще 54 млрд руб. Поэтому логика внесенного законопроекта – это исключительно фискальная логика, основанная на расчетах возможных поступлений в федеральный бюджет.
– Этот законопроект уже вызвал большой резонанс, и, в частности, дальневосточные рыбаки говорят о том, что размер платы за перезакрепление участков будет для них неподъемным, если это провести сейчас – в этом году.
– К сожалению, в этом году совпали практически все природные и экономические негативные условия, которые делают процесс переоформления, а самое главное – необходимость внесения такого количества денег, которое рассчитало Росрыболовство, очень тяжелым для целого ряда предприятий, и невозможным для значительной части предприятий. Макроэкономические условия всем известны – это существенный рост кредитной ставки, банковской ставки, поэтому предприятия, которые рассчитывали принять участие в кампании по переоформлению и уплатить за 20 лет вперед, – а именно таково условие договора – заплатить за 20 лет вперед стоимость рыболовного участка, – предприятия готовились к этому и рассчитывали на ту банковскую ставку, которая была в прошлом году, когда законопроект принимался, даже в позапрошлом году. За это время банковская ставка увеличилась вдвое. Кроме того, мы находимся на этапе соскальзывания с того пика вылова, в котором находились достаточно долгие периоды, прошлый год стал самым худшим по вылову лососевых за 20 лет. Впереди нас ожидают очень скудные по вылову лососевых годы, поэтому предприятия резонно тревожатся – ожидаемые финансовые доходы от добычи на этих участках будут значительно ниже, чем предполагалось, а стоимость денег, потребных для заключения договора, будет значительно выше, чем предполагалось. Вот в этих «ножницах» предприятия оказались, и, конечно, сейчас выбор будет драматическим для части отрасли.
– Власти рыбацких регионов уже подготовили поправки в этот законопроект, и предлагают перенести сроки переоформления договоров на 2026 год. Это возможно, как вы считаете? И это изменит ситуацию?
– На парламентских слушаниях руководители законодательных органов Хабаровского края и Камчатского края об этом сказали. О том, что 6 законодательных органов дальневосточных субъектов федерации такую поправку внесли. В соответствии с регламентом Думы до 25 марта эти поправки должны были быть внесены, и они внесены. Сейчас комитет Государственной Думы по аграрным вопросам будет готовить законопроект ко второму чтению. Эта подготовка будет включать в себя подготовку таблицы поправок и рассмотрение на комитете принимаемых и одобренных поправок. Безусловно, ключевую роль в принятии решения будет играть позиция Правительства Российской Федерации, потому что этот законопроект внесен Правительством Российской Федерации, и любые изменения в тексте законопроекта, – а изменение срока переоформления договоров пользования – это ключевая норма закона, – любые изменения в закон не могут быть приняты без положительного решения Правительства. Поэтому все зависит от того, какое решение при подготовке законопроекта ко второму чтению примет Правительство Российской Федерации.
— Возможно ли пересмотреть формулу расчета платы за перезакрепление участков? В частности, хабаровские рыбаки об этом говорили – что необходимо найти какой-то более оптимальный для всех вариант? Он возможен? Есть ли такой вариант оптимальный, который устроил бы всех?
— Нет такого варианта, который бы устроил всех. У Правительства, у Министерства финансов главная цель — это собрать больше денег, у бизнеса все-таки – чтобы стоимость была соразмерна их финансовым возможностям. Поэтому какая-то компромиссная формула могла быть использована, но сейчас об этом говорить уже не стоит, это в прошлом времени. Постановлением Правительства №959 формула утверждена летом прошлого года. Сейчас, после многочисленных обращений регионов и проведенного в Государственной Думе под председательством вице-спикера ГД Алексея Гордеева совещания, подготовлен проект постановления, вносящий изменения в Постановление №959, но эти изменения не касаются формулы. Они касаются только рассрочки – сроков рассрочки и процентов распределения долей, которыми будет вноситься плата. 959-ое постановление предусматривало внесение платы в течение трех лет, предлагаемые поправки предполагают внесение платы в течение четырех лет и доли, которые предприятие будут вносить в год заключения договора, в следующий и два последующих, изменены.
– Рыбаки и раньше говорили о непростом финансовом положении в отрасли, в частности дальневосточные, наши, приморские рыбаки. Но в последнее время эти голоса звучат особенно громко. Насколько усугубилась ситуация?
– Серьезно изменилось финансовое состояние отрасли. Результаты прошлого года показывают, что выручка отраслевая выросла на 1,8%. Это в пять раз ниже, чем инфляция. Темпы роста выручки существенно меньше, чем за предыдущие 15 лет. Если говорить о прибыли, то в минувшем году российская рыбная отрасль получила в прибыли такой же объем денег, как и 10 лет назад, в 2015 году, хотя и рубль был тогда тяжелее, поэтому финансовое положение отрасли существенно хуже. Это мы видим не только на Дальнем Востоке, но и на северном бассейне. В прошлом году Росрыболовство начало проводить аукционы крабовые на северном бассейне и предполагало, что получит от этих аукционов 64 млрд руб. Однако состоявшиеся аукционы пока что принесли всего 28 млрд руб., то есть 44% от планируемых поступлений. В лучшем случае, в самом лучшем случае, если оставшиеся аукционы также пройдут, Росрыболовство получит на 30% денег меньше, чем планировало, и на год позже. Мы считаем, что с платой за рыболовные участки произойдет ровно такая же история. На заседании Общественного совета мы высказали прогноз, оценку того, что 45 млрд руб., которые запланированы Росрыболовством в этом году в качестве платы за рыболовные участки, получены не будут. По нашим оценкам, в лучшем случае объем поступлений в федеральный бюджет составит 26-27 млрд руб.
– Какие меры господдержки в этой ситуации могли бы помочь рыбакам, и существуют ли сейчас какие-то эффективные инструменты для поддержки отрасли?
– Меры государственной поддержки отрасли должны носить адресный характер с учетом того, что отрасль многоукладна. Она состоит из 20 крупных холдингов, с объемом выручки 465 млрд руб., это 68% выручки в секторе рыбодобычи. Она состоит из большого количества малых и средних предприятий, в которых занято две трети работников, то есть: две трети выручки – в суперкрупных компаниях, но одна треть занятых; одна треть выручки и две трети занятых – в небольших компаниях. Поэтому меры государственной поддержки должны быть ориентированы на обе эти составные части отрасли. К сожалению, пока что мы видим от Росрыболовства большее внимание к крупному бизнесу. Не спорю, его нужно поддерживать, потому что главный объем инвестиций и главный объем задолженности перед банками сейчас у крупного бизнеса. Но люди – главная армия занятых в отрасли, предприятия, которые работают в прибрежных регионах – это малый и средний бизнес. Поэтому меры государственной поддержки должны быть предусмотрены для обеих этих категорий. Сейчас мы видим определенный перекос в сторону крупняка. Это нужно, но только этого недостаточно. Мы считаем, что необходимы меры поддержки для предприятий, которые строят и построили береговые перерабатывающие заводы на Камчатке, в Заполярье, на Сахалине, в Карелии. Их надо поддерживать. Многие из этих предприятий небольшие, но их надо поддерживать, там работают свыше 6 тыс. человек, это примерно 6% от общего количества занятых в отрасли. Надо поддерживать предприятия аквакультуры. Мы видим, что на предприятиях аквакультуры происходит снижение объема выращиваемой рыбы, в прошлом году это произошло. Меры государственной поддержки должны быть не только в форме финансовой помощи, кредитной помощи, но и в форме снижения административной нагрузки. Для предприятий аквакультуры это особенно характерно, потому что из более 100 аквакультурных предприятий Приморского края все требования, связанные с государственной экологической экспертизой, установленной Росприроднадзором, смогли выполнить только 9. Остальные 90% находятся в зоне риска. Вот это – набор мер помощи, который должен осуществляться.
– Еще об одной проблеме хотела вас спросить, на которую, в частности, жалуются малые и средние предприятия: это вопрос цифровой маркировки «Честный знак». В ассоциации рыбопромышленников Приморья считают, что систему еще нужно дорабатывать, чтобы она действительно выполняла функции по борьбе за чистоту рынка. С этой системой у рыбаков возникают проблемы. Что вы об этом думаете?
– Какие проблемы? Хотелось бы больше конкретики: какие проблемы и как улучшать? Знаете, общие разговоры и общие теоретические рассуждения — это уже пройденный этап. Если речь о конкретном модуле, о вводе информации, надо давать четкие, ясные предложения. Эта система была нацелена на то, чтобы вывести из тени производителей икры, которые отнимали прибыль, воровали прибыль у добросовестных пользователей, по итогам первым, я подчеркиваю – предварительным, – система работает не так долго, – 89 новых предприятий зарегистрированы в этой системе. Поэтому, с моей точки зрения, плюсов от работы этой системы больше, чем минусов. Были замечания, связанные со сложностью цифровой маркировки замороженной икры в ястыках. Мы об этом говорили на заседание Общественного совета, Минпромторг подготовил проект соответствующего постановления и вносит соответствующее изменение. Поэтому я бы предложил это решение, как и любое другое государственное решение, обсуждать конкретно – какие проблемы возникают, какие улучшения необходимо сделать: пункт постановления, пункт инструкции, табличка или столбец в заполняемой форме. Конкретный разговор без общего рассуждения.
– И последний вопрос. Ранее вы заявляли, что вклад рыбаков в экономику ДФО недооценен в принципе. В чем именно вы видите эту недооценку?
– Росстат оценивает вклад отрасли рыболовства и рыбоводства, это вид экономической деятельности, в валовый региональный продукт, считает по этому виду экономической деятельности. Однако рыбопромышленные предприятия осуществляют производственную деятельность, которая маркируется и другими кодами экономическими. Например, производство продукции из водных биологических ресурсов. Этот вид экономической деятельности в общероссийском масштабе дает доход или выручку свыше 550 млрд руб. Многие предприятия осуществляют судоремонтные работы, многие предприятия осуществляют строительство рыбопромыслового флота, эти виды экономической деятельности не вносятся Росcтатом в зачет рыбной отрасли. Поэтому на Восточном экономическом форуме в прошлом году, в ходе сессии, я высказал предложение о том, чтобы оценивать все экономические операции, которые осуществляют рыбопромышленные предприятия. Только так можно оценить реальный вклад рыбопромышленной отрасли в экономику конкретного региона.
– То есть речь идет не только о Дальнем Востоке, в принципе нужно в каждом регионе смотреть индивидуально.
– И на уровне страны тоже.
Автор: Татьяна Клейменова.