e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Рыбаки и право на рыболовство



17.09.2024 Источник: nord-news.ru

Десять лет назад 26 сентября 2014 года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялся круглый стол с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и экспертов. Тема дискуссии: «Оценка эффективности дополнительного обременения при выдаче квот на вылов водных биологических ресурсов». Где-то решили, что рыбаки мало отдают государству и судостроителям. Тогда специалисты доказывали вредность идей искусственно придумываемых дополнительных обременений, привязанных к квотам. Существует налоговое и таможенное регулирование и тут можно точечно корректировать материальную нагрузку на отрасль. Тем не менее было понятно, что мероприятие запускало процесс подготовки фундаментального реформирования рыбного хозяйства.

Через год, 19 октября 2015 года состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в Российской Федерации, на котором были приняты соответствующие решения. Базовым изменением в государственной политике в сфере рыболовства стал постепенный отказ от исторического принципа  распределения и долгосрочного закрепления за лицами права пользования водными биоресурсами. После этого в законодательство было внесено много всякого-разного, в основном связанного с перераспределением между предпринимателями квот добычи (вылова) водных биоресурсов.

Этим летом в рыбном хозяйстве России произошли очередные знаковые события, которые затронули права части рыбаков Дальнего Востока. Пока части. Пока Дальнего Востока. Глядя шире на происходящее в отрасли, можно утверждать: тем, рыбопромышленникам, кого это ещё не касается, следует, как минимум, задуматься.

Иди и лови

Общеизвестно, что основой экономической деятельности предприятий, добывающих сырье и производящих из него готовую продукцию, является наличие права пользования природными ресурсами. Имеет важное значение условия приобретения этого права и срок действия договора с государством.

В отраслях с неустойчивой сырьевой базой, с ежегодными прогнозами объемов базы, как например в рыболовстве, эти условия в определенных случаях являются критическими. Придёт рыба, сколько и где - есть только прогноз. Так что право на рыболовство у предпринимателя может и быть (договор), а рыболовства в какой-то год может не быть. Пример этому, снижение в последние три года более, чем в два раза промыслового запаса атлантической трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях. Или лососевая путина на Дальнем Востоке. Прогнозировали вылов на 2024 год 320 тыс. тонн, а выходит не более 230. Вылов в два с половиной раза ниже прошлогоднего (609 тыс. тонн). Что будет в 2025 году никому не известно. Рыболовство рисковый вид хозяйственной деятельности, здесь всё зависит от природы.

Именно по этой причине во всех значимых морских странах право на рыболовство предоставляется безвозмездно и долгосрочно, квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов закрепляются за судами, физическими лицами или рыболовными компаниями, имеющими длительную историю рыболовства. Большинство приморских государств сохраняют доказавшую свою эффективность, проверенную временем рыбацкую реальность, и не допускают предпринимательской неразберихи c использованием разного рода «конкурентных схем» получения права на рыболовство.

Плати и лови

Двадцать лет назад в России хотели сделать так, как у всех рыбаков мира. Приняли Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ, в котором изначально был заложен исторический принцип получения лицами на долгосрочной основе права на рыболовство. И всё сразу заработало. У отечественного рыбного бизнеса появилась уверенность в завтрашнем дне. Пошёл экономический рост.

Однако, несмотря на очевидную высоко эффективную рыболовную практику, в последнее десятилетие наше государство активно меняет основы функционирования рыбного хозяйства. Отрасль переводится на аукционный принцип получения права на рыболовство. Кроме этого чиновники регулярно придумывают для рыбопромышленников разнообразные дополнительные обременения.

Государственная финансовая нагрузка на отечественную рыбную отрасль продолжает усиливаться.

Этим летом серьёзно досталось дальневосточникам в части, касающейся получение права пользования рыболовными участками, на которых в основном добывается «красная» рыба. Для случая, когда договор на рыболовный участок будет заключен досрочно без аукционных торгов, Постановлением Правительства РФ от 13.07.2024 N 959 утверждены Правила определения размера и взимания платы за заключение нового договора с пользователем рыболовного участка для осуществления им промышленного рыболовства и организации любительского рыболовства.

Для определения размеров платы за заключение нового договора для осуществления промышленного рыболовства анадромных видов рыб и иных видов водных биоресурсов прописали специальные формулы. Согласно указанного документа дополнительный денежный оброк (кроме установленных законодательством налогов и сборов за пользование объектами водных биоресурсов) должен вноситься частями в срок, не позднее 2-х лет с момента заключения нового договора.

Теперь рыбаки прикидывают предстоящие непредвиденные расходы и думают, как быть. Цена вопроса астрономическая, по всем рыболовным участкам на уровне 200 млрд. рублей.

Кроме этого появились и другие виды обременений. Распоряжением Правительства РФ от 04.07.2024 N 1764-р по отношению к рыбопромышленникам пользователям рыболовных участков установлен примерный перечень обязательств, направленных преимущественно на социально-экономическое развитие приморских сельских территорий. Перечнем предусматривается материальное участие рыбаков в мероприятиях, направленных на благоустройство общественных пространств, а также развитие социальной, транспортной инженерной инфраструктуры. В случае заключения с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства нового договора пользования рыболовным участком объем денежных обязательств, предусмотренных указанным перечнем, устанавливается в размере не менее 10% и не более 20% от размера платы за заключение нового договора пользования рыболовным участком. Денежный оброк перечисляется в субъект Российской Федерации на основании соответствующего соглашения (кроме установленных законодательством налогов и сборов за пользование объектами водных биоресурсов). При невыполнении условий соглашения договор пользования рыболовным участком расторгается.

Указанные правительственные акты вступили в силу с 1 сентября 2024 г.

Государственная финансовая нагрузка на отечественную рыбную отрасль продолжает усиливаться.

Что будет дальше

Это вопрос. В настоящее время у большинства пользователей водными биоресурсами на руках договоры с Росрыболовством, заключенные в 2018 году на срок до 2033 года. Вроде бы впереди еще девять лет, можно пока не думать об этом. Тем более, что в статье 31 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» говорится о том, что в случае истечения срока действия договора о закреплении за лицом доли (долей) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов право на соответствующую долю (доли) квот у лица сохраняется. С ним государство заключает новый договор.

И все было бы хорошо, если бы не неожиданные радикальные изменения условий заключения новых договоров пользования рыболовными участками. Прецедент знаковый, юридически прописанный, жди аналогий. Финансовый смысл отраслевых новелл не скрывается - получение дополнительных доходов бюджетной системы. Этот показатель для государственных регуляторов становится чуть ли не ключевым.

Во всех значимых морских странах право на рыболовство предоставляется безвозмездно и долгосрочно, квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов закрепляются за судами, физическими лицами или рыболовными компаниями, имеющими длительную историю рыболовства.

На прошедших в 2019 году аукционах государство, реализовав половину крабовых квот, получило более 142 млрд. руб., от продажи 48% крабовых квот в 2023 году - 214 млрд. руб. Итого, 356 млрд. рублей дополнительных доходов федерального бюджета. Теперь правительство нацелилось на 200 млрд. руб. бюджетных доходов от финансовых обременений при заключении новых договоров пользования рыболовными участками. Десятки миллиардов рублей в последние пять лет были получены от продажи водных биоресурсов на аукционах по другим основаниям.

И в такой «атмосфере» кто-то в отрасли верит в то, что чиновники не положили глаз на непроданные на аукционах и (или) не обремененные «инвестиционными» обязательствами объемы квот ликвидных гидробионтов? Для системы это уже проверенный источник дополнительных бюджетных доходов. Соответствующие инициативы отраслевых государственных руководителей нравятся правительству, более того оно теперь ждёт денег от «рыбы». Сегодня рыбопромышленникам с «историческими» договорами на доли квот следовало бы внимательно присмотреться к соседнему рыбному цеху («красная» рыба), к новеллам в сфере заключения новых договоров пользования рыболовными участками. Не лишним будет проанализировать вероятность появления чего-то подобного для «долевиков-историков», взглянуть на это через призму дорогих долгосрочных корпоративных программ развития. Внимание. Слово «новый» в отраслевом законе становится платным.

Отраслевой закон пока ничего не говорит о дополнительных условиях заключения новых договоров применительно к промышленному и прибрежному рыболовству.

В этой связи следует помнить, что порядок распределения квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, порядок подготовки и заключения договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, примерные формы договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Да, в настоящее время Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» гарантирует сохранение за лицом права на рыболовство (заключение нового договора). Однако, за исключением норм, касающихся рыболовных участков, отраслевой закон пока ничего не говорит о дополнительных условиях заключения новых договоров применительно к промышленному и прибрежному рыболовству. Как показала практика последних двух лет, эти нормы могут появиться. Например, размер платы за заключение нового договора, перечень обязательств, направленных на развитие отраслевой инфраструктуры и (или) на социально-экономическое развитие приморских территорий. Конечно, это на выбор пользователя, как и в случае с рыболовными участками, кто хочет может ждать истечения срока действующего договора.

Следует обратить внимание на то, что нормы о заключении новых договоров о закреплении доли (долей) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов с дополнительными условиями могут быть прописаны в законодательстве и реализованы на практике досрочно, уже в ближайшие годы - деньги государству нужны сейчас, а не потом.

Сохранится ли через девять лет в действующей редакции Статья 31 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» можно только гадать. Очевидно, что в области принятия управленческих решений рациональнее опираться на происходящее в реальности, а не на мечты. А реальность такова: бесплатного права на рыболовство скоро не будет. Система определилась окончательно.

Государство регулярно накладывает дополнительные обременения на рыбопромышленников.

Эффективность реформирования принципа

В заключение хотелось бы вспомнить судьбоносный круглый стол в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации: «Оценка эффективности дополнительного обременения при выдаче квот на вылов водных биологических ресурсов».

Теперь это факт, подтвержденный органами государственной статистики.

Обременения в различных вариантах их исполнения действительно сыграли существенную роль в жизни отечественного рыбного хозяйства. Всего за пять последних лет (60 месяцев) они обрушили отраслевую рентабельность почти в два раза, погрузили основу отрасли - добывающий сектор - в глубокую долговую яму, из которой при благоприятных обстоятельствах теперь выбираться лет десять.

Самое главное. Подорвана основа - доверие бизнеса к государственным институтам, отвечающим за выработку и реализацию политики в сфере рыбной индустрии. В целом экономике российского морского рыболовства обременения нанесли значительный ущерб.

Внутренний рынок. Обременения в рыбном хозяйстве России обеспечили тенденцию роста цен на отраслевую продукцию, внеся свой вклад в снижение потребления рыбы до уровня в 13 кг (в товарном весе) в год на человека.

Такая вот реальность и такая «эффективность». Выходит, что не все государственные «застолья» хорошо кончаются.

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ

Комментарии 1

Пётр    23.10.2024 10:55

Формально платёж не обязателен. Можно продлить его аренду выиграв аукцион... В таком случае его цена не предсказуема будет.

Имя:
E-mail:
Комментарий: