Северные рыбаки в бурных водах
19.07.2024
Источник: mag.hookandnet.com
Оказавшись между молотом спорной программы инвестиционных квот и наковальней турбулентной геополитической ситуации, российские рыбаки переживают всплеск операционных расходов и рост долговой нагрузки, заявил председатель Межрегиональной ассоциации прибрежного рыболовства Северного бассейна Валентин Балашов. |
Организация, объединяющая под единым знаменем прибрежных рыболовов Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Карелии, относительно молода. Созданная в 2014 году, когда на горизонте замаячила перспектива передела квот на вылов рыбы, она поставила своей основной целью защиту интересов тех, у кого было мало шансов самостоятельно конкурировать с крупными игроками рыбной индустрии.
“Существовали опасения, что при очередном наделении квот могут быть ущемлены права «малышей»”, – вспоминает Балашов, объясняя причину создания ассоциации.
Он пояснил, что прибрежные рыбаки находились на вторых ролях по сравнению с крупными операторами, эксплуатирующими глубоководные суда, как правило за пределами исключительной экономической зоны России и вылавливающими значительно большие объемы.
Балашов, возглавил организацию с самого начала, будучи выходцем из рыбацкой семьи.
“Моя профессиональная история была в известном смысле предопределена. Родился в портовом городе в семье рыбака, капитана дальнего плавания. С детства лазил по пароходам и до сих пор помню тот судовой запах железа и рыбы”, он напомнил.
Проведя годы, бороздя моря от Африки до Канады и Шпицбергена, он также приобрел опыт государственной службы, в том числе в качестве руководителя регионального управления Федерального агентства по рыболовству. Филиал, который Балашов помог создать с нуля, курирует рыбный промысел во всей Атлантике, Баренцевом и Белом морях с годовым выловом в миллион тонн, что составляет около 20% от общего российского объема.
Опыт работы Валентина Балашова внутри государственной системы, вероятно, сделал его лучшим кандидатом на роль в недавно созданной ассоциации, ведь прибрежные рыбопромышленники Севера опасались, что предстоящие правительственные реформы могут принести им серьезные проблемы.
Начальным этапом жизненного пути ассоциации стала реализация программы инвестиционных квот – государственной инициативы, направленной на модернизацию и развитие рыбной отрасли.
“Ну, а потом, начиная с 2015 года, задачи посыпались, как из рога изобилия.”, – вспоминает Балашов.
План идет наперекосяк
Программа инвестиционных квот не дала тех результатов, на которые рассчитывали власти и промышленность.
“Давайте посмотрим правде в глаза. Из 105 судов первого этапа «инвестиционных» квот построено и передано заказчику 22 борта. С
остальными проблемы. Очень дорогие для заказчика проблемы.”
Список факторов, которые способствовали такому разочаровывающему результату, длинный, но главный вывод заключается в том, что ситуация вряд ли улучшится в обозримом будущем.
“Я считаю, лет через пять по этой программе, в итоге будет сделано не больше 50 судов. Остальные так и останутся на бумаге. Но, а те, которые достроят будут стоить, как орбитальная космическая станция”, – рассказал Балашов.
Стремительный рост затрат уже стал тяжелым бременем для бизнеса, и некоторым рыболовным компаниям может быть трудно оставаться на плаву.
“Уже вижу на горизонте недалекое будущее – предприниматели будут обращаться за государственной поддержкой. Иначе концы с концами не сведешь”, – сказал он.
По словам Балашова, государственный план по рыбному филе – правительственная инициатива по стимулированию внутреннего потребления рыбы – также делает туманным экономическое будущее перерабатывающих предприятий, в том числе судов, построенных в рамках программы инвестиционных квот.
Второй раунд программы, начатый правительством в 2023 году, также вызвал некоторое недоумение в рыболовном секторе. Например, Балашов усомнился в логике возможного введения обязательства перевозить на судне или хранить в строящемся по программе инвестиционного квотирования холодильном комплексе не менее 70% рыбы от проектной загрузки инвестиционного объекта, определенной государством.
“Ну, подумайте сами, объект инвестиционный, построенный с мерами господдержки, не должен стоять пустым. Тогда для чего рыбакам были распределены дополнительные “инвестиционные” квоты [по этим проектам]?” — спросил Балашов.
“Eсли говорить честно, то уже всем в отрасли очевидно, что в последние годы производителям навязывается много оторванного от жизни, и что самое главное, требующего больших неэффективных затрат”, – сказал Балашов, добавив, что, по его мнению, те, кто стоит на вершине законодательного процесса, уже пришли к пониманию этого факта.
Не все оказалось так просто, как на обложке отраслевого глянцевого буклета, составленного в 2015 году создателями программы инвестиционных квот для рыбной отрасли, признался Балашов.
По итогам программы инвестиционных квот и крабовых аукционов долговая нагрузка российской рыбной отрасли достигла почти 1 триллиона рублей (9,5 миллиарда долларов).
“Ситуация непростая”, – признал он, добавив, что, если принять во внимание все факторы, возникает вопрос, получили ли в итоге более высокую эффективность бизнеса те, кто инвестировал в новые мощности по программе инвестиционных квот.
Обновление флота в рамках этой программы вряд ли окажет существенное влияние на производственные показатели российской рыбной отрасли. В 2023 году российские рыбаки выловили 5,3 млн тонн рыбы, эксплуатируя около 1 тыс судов, из которых лишь около двух десятков — недавно построены.
Особенно прискорбно то, что отрасль сталкивается с дополнительными расходами, в момент когда западные санкции закрыли некоторые экспортные рынки для российских морепродуктов, затруднили поиск новых технологий и повлекли за собой ряд других тяжелых последствий для отрасли.
“Любой промышленник вам скажет, что раньше было лучше”, – сказал Балашов, пояснив, что многих проблем, некоторые из которых стали настоящей головной болью, раньше просто не существовало.
“Техническое обслуживание и ремонты судов внутри страны стали значительно дороже и дольше по времени из-за ожидания импортных судовых агрегатов и ЗИП. Своих нет.”, – сказал Балашов.
Иногда эти проблемы приводят к простоям, что влечет сокращение времени промысла.
“На практике каждое предприятие выкручивается самостоятельно.”, – рассказал Балашов, отметив также, что вопросов “море”, когда речь идет о технической эксплуатации флота в таких условиях.
Валентин Балашов также упомянул о банковских проблемах с платежами в иностранной валюте, которые, по его словам, являются “ребусом” имея в виду трудности, с которыми сталкивается отрасль при осуществлении и получении платежей в иностранной валюте.
После того, как западные санкции против российской финансовой системы затруднили прямые транзакции с иностранными клиентами, бизнес нашел решение, открыв банковские счета в дружественных юрисдикциях Ближнего Востока и Азии.
Однако в последние месяцы многочисленные сообщения в СМИ указывали на то, что банки в Китае, ОАЭ и Турции ужесточили требования по соблюдению санкций, что привело к задержкам или даже отказу в переводах с участием российских компаний.
Естественные проблемы
Перечень вызовов, с которыми сталкивается российская рыбная отрасль также включает в себя некоторые факторы, в той или иной степени характерные для всех европейских стран. Например, нехватка рабочей силы является постоянной проблемой для российской рыбной отрасли.
“В целом рынок труда переходит в длительную стадию дефицита квалифицированных кадров и конкуренции зарплат в среде работодателей”, – сказал Балашов, оценивая, что средний возраст морских офицеров на рыболовных судах уже превышает 55 лет, то же самое касается и палубных экипажей.
“Молодежь не хочет ходить в море, деньги и условия труда тут не играют определяющей роли. Нам придется открывать двери иностранным судовым специалистам – это неизбежно”, – заявил Балашов.
Российскому рынку труда в 2023 году не хватало пяти миллионов работников, показало исследование, опубликованное в декабре Институтом экономики РАН. Ключевыми факторами, способствовавшими этому, были старение населения и эмиграция.
Опрос, проведенный известной российской рекрутинговой компанией Headhunter в конце 2023 года, показал, что 85% российских компаний считают, что нехватка рабочей силы станет самой большой проблемой для экономики страны в 2024 году.
С другой стороны, было бы неправильно говорить, что российская рыбная отрасль только справляется с проблемами. Положительные моменты такие имеют место быть.
В качестве примера Валентин Балашов отметил, что опасения, что постепенное потепление арктических вод может поставить под угрозу рыболовство в Северном бассейне, не оправдались. Несмотря на это, запасы трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях сокращаются, признал он, добавив, что вопрос почему это происходит, лучше адресовать ученым.
Некоторые позитивные сдвиги произошли и на законодательном фронте.
“Cчитаю главным, может быть даже единственным достижением рыбных реформ – создание правового механизма перехода из прибрежного рыболовства в промышленное, и обратно. Это оценили многие рыбопромышленники.”, – сказал Балашов, высказав уверенность, что это будет способствовать развитию прибрежного сегмента рыболовства в Северном бассейне.
Однако общая тенденция – ухудшение конкурентоспособности российской рыбной отрасли.
“В рыночной системе производственных отношений методы государственного принуждения субъектов хозяйственной деятельности ни к чему хорошему не приведет”, – заключил Валентин Балашов.
“Как говорится, благими намерениями вымощена дорога известно куда.”
Владислав Воротников
Програма инвестиционных квот не просто спорна, она реально ничего не дала не российскому потребителю ВБР, т.е не сделала доступней, не рыбацкой экономике.Примитивна до маразма.Хочешь ловить , закредитуйся по самые 'не хочу",отнеси деньги в ОСК , там тебе построят средсва производства , без которых вполне можешь обойтись и ....
называя весь этот экономический анекдот своим имнем,вне рыночное принуждение бизнеса, пришли к тому, за что до сих пор пинают прежний социально -экономический строй нашего Отечества.