e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Мы решаем очень сложную задачу в очень сложных условиях



21.09.2023 Источник: kam24.ru

По инициативе ВАРПЭ вопросы строительства отечественного рыбопромыслового флота обсудили в рамках ключевой судостроительной выставки «НЕВА 2023» Потребности, проекты и системные решения будущего отечественного рыбопромыслового флота обсудили участники конференции «Обновление и развитие промыслового флота: конструктивный диалог ради общего дела» на полях 17-й Международной выставки и конференции «НЕВА 2023», которая проходит в Санкт-Петербурге 18–21 сентября.

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев в своем выступлении попытался состыковать историю с современностью. Он обратился к историческому опыту, когда СССР был одним из лидеров одного из магистральных направлений развития рыболовства и судостроения. Их было два. Первое – «океаническое, индустриальное, крупнотоннажное» – такие суда работали по производственной схеме экспедиционного лова. Второе – «прибрежное, ремесленное, малотоннажное» – было ориентировано для доставки уловов на берег и переработки на берегу. Крайне низкая степень селективности промыслового вооружения роднило эти виды рыболовства.

«Однако, начиная со второй половины 80-х годов, индустриальное рыболовство стало снижать свои объемы, потому что, разогнавшись в 60-70-е годы, индустриальное рыболовство врезалась в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Этот документ юридически завершил огораживание национальных морских пространств, что привело к тому, что привычные районы промысла для океанического рыболовства были закрыты. Это сопровождалось резким увеличением промыслового пресса из-за низкой селективности промыслового вооружения, и, соответственно, ударом по водным биологическим ресурсам. Вся экономическая модель и индустриального, и ремесленного рыболовства была основана на дешевом топливе. И как только этот параметр стал меняться, вся экономическая модель поползла. Это привело к тому, что в конце 80 х годов – начале 90-х годов произошло переосмысление рыболовства и судостроения», – рассказал глава Ассоциации Герман Зверев.

По его словам, в конец 80-х начале 90-х годов в Европе начался переход от «индустриального» к «умному» рыболовству. СССР также принимает действия, направленные на смягчение углубляющегося кризиса. Дело в том, что с 1960-го по 1980-й год количество крупнотоннажного флота в СССР увеличилось в 10 раз – с 80 судов до 829. Количество средне тоннажного флота уменьшилось в два раза – с 1500 до 800. Однако действия СССР носили фрагментарный и разрозненный характер. По причине хозрасчета и приватизации рубежа 80-90-х единый слаженный механизм отсутствовал. Это привело к тому, что из 64 построенных в Испании современных судов для российского рыболовства, две трети были распроданы. Ни программа развития машиностроения, ни проект крупносерийного строительства промысловых судов для Дальнего Востока тогда не дали своих результатов.

«Сейчас мы решаем очень сложную задачу в очень сложных условиях. Современное судостроение работает в нескольких ограничителях, которые принципиально важны и которые нельзя не учитывать. Первое – это экономика и финансы. Сейчас строящееся судно – это инвестиция, объект, который должен приносить доход и верфи, и заказчику. Второе: новые рыбопромысловые суда должны быть оборудованы производственным технологическим оборудованием, основанным на неистощительном принципе. Это весовое оборудование и оборудование для использования отходов. И третья, очень важная позиция – это двигатель. Двигатель – сердце рыбопромыслового судна. Он должен быть экономным и мощным, потому что стоимость топлива на сегодняшний день – это та величина, которую мы не можем назвать константой, это переменная», – сообщил президент крупнейшего объединения рыбопромышленников страны. 

Также Герман Зверев отметил, что финансовым инструментам для строительства разных типов судов сегодня не хватает гибкости. На сегодняшний день финансовая система исходит из того, что две трети квот принадлежит 12 крупным промысловым консорциумам, каждый из которых располагает хорошими финансовыми мышцами. Но треть вылова и примерно 60% занятых в отрасли работают на других предприятиях, которые оперируют малотоннажным, среднетоннажным флотом, которые работают с видами водных биологических ресурсов, вылавливаемых в небольших объемах. Пока радары финансовой банковской системы этого клиента не видят.

Своим видением ситуации со строительством рыбопромыслового флота поделился начальник отдела судостроения АО «Океанрыбфлот» Сергей Кислов, мы построили два супертраулера на турецкой верфи «Терсан»: «Георгий Мещеряков» и «Владимир Бирюков», которые достаточно успешно работают, но проблемы появились с эксплуатацией из-за санкционного режима. Мы готовы строить корабли на российских верфях, но в России нет рыбопромыслового оборудования, а мы хотим получить высокого качества рыбную продукцию, мы хотим «умное рыболовство», а не просто голову отрубил рыбе и в трюм. Требуется высокотехнологическое оборудование в рыбные цеха. Стоит задуматься о едином центре конструкторских решений.

Как ранее сообщало ИА «Кам24», ВАРПЭ стало организатором всех мероприятий официальной программы «НЕВЫ 2023» по рыбной тематике, центральным событием которой стала конференция «Обновление и развитие промыслового флота: конструктивный диалог ради общего дела». Также проходят деловые переговоры и подписания соглашений, а в студии ТАСС – серия эксклюзивных интервью с предприятиями-членами ВАРПЭ.

От редакции ИА «Кам24» отметим, что в настоящее время в России реализуется масштабная программа обновления рыбопромыслового флота: суда строятся как на отечественных, так и на зарубежных верфях. Камчатские предприятия в числе первых приняли участие в программе инвестиционных квот. На отечественных вервях построено три среднетоннажных судна для Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина, на стадии строительства еще 17 судов. Значительные средства в строительство и модернизацию флота инвестирует крупнейший в Камчатском крае добытчик минтая «Океанрыбфлот», который построил два супертраулера на турецкой верфи. Фотоработы культовых судов камчатских предприятий представлены в рамках фотовыставки «История отечественного рыбопромыслового флота», организатором которой также выступает ВАРПЭ.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: