В ближайшее десятилетие ничего хорошего отрасль не ждет
04.02.2023
Источник: fishnews.ru
Нет сомнений, что квотная реформа — 2022 станет важной вехой в истории отечественного рыболовства. Нас ждут серьезные изменения, причем пока сложно спрогнозировать и их масштабы, и последствия. Своим видением, куда теперь движется отрасль, поделился председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. |
ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЖЕ УХУДШАЮТСЯ
— Валентин Валентинович, недавно принят закон о втором этапе перераспределения рыбных и крабовых квот. Как, на ваш взгляд, будет выглядеть отрасль в результате?
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо видеть картину в целом. В 2004 году был подписан закон о рыболовстве, в основу которого положен исторический долевой принцип распределения квот добычи водных биоресурсов. Вспомним экономическую ситуацию того времени. В 2006 году — резкое увеличение цен на топливо на внутреннем рынке, масштабный рост производственных затрат. В 2007 году, по информации Контрольного управления президента, «финансово-экономическое положение основной части предприятий и организаций рыбопромышленного комплекса остается неудовлетворительным. Более половины из них являются убыточными».
В результате в 2007 году был проведен президиум Госсовета по рыбе. В 2008 году с рыбаками повторно заключили соответствующие договоры на десять лет по тому же принципу, без каких-либо дополнительных обременений. Росрыболовство готовит меры поддержки отрасли налогового характера. В рамках программ развития гражданского судостроения правительству поручено разработать систему государственной поддержки строительства рыбопромыслового флота. Все вроде логично и предсказуемо: работай, плати налоги. Рыбное хозяйство начало набирать обороты в ожидании поддержанных государством добрых судостроителей.
И вдруг, внимание, всего через год, в 2010 году, начинают происходить удивительные вещи: на головы рыбаков неожиданно обрушивается жесткая критика за то, что они не строят суда на российских верфях. Тему начали раскручивать с самого верха. Заявлялось буквально, что кроме рыбы существует еще и судостроение, что нужен компромисс, что есть решение, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». Не скрывалось, что «придется использовать административный ресурс». Что было потом — в 2015, 2016, 2019, 2022 — и уже маячит в 2023 году, мы знаем. Компромисса тут нет и в помине, сытых и целых тоже не наблюдается — и «волки», и «овцы» становятся больными и слабыми.
Суть. Меняются правительства, руководители Минсельхоза, Росрыболовства, Объединенной судостроительной корпорации, а с 2010 года нападки на рыбаков только нарастают. К сожалению, для отрасли вред от этого получается весьма серьезным. И он системный. Мировой фундамент организации морского рыболовства — исторический принцип распределения между предприятиями квот добычи водных биоресурсов — в России почти окончательно разломали. Что будет дальше? Получится отрасль-инвалид, состоящая, за редким исключением, из финансово нездоровых субъектов хозяйственной деятельности.
В этой связи добавлю. В декабре 2022 года при рассмотрении в Госдуме очередных квотных поправок к закону о рыболовстве четыре политические партии из пяти почти единогласно голосовали против. А это значит, что часть депутатов поняла, что происходит, и поддержала рыбаков. Работу с ними в этом направлении следует обязательно продолжить, впереди еще много чего может случиться.
К сожалению, полностью разочаровала палата представителей регионов. Слов нет.
А КАК ЖЕ ОТЧЕТЫ?
— Раньше Росрыболовство ежегодно отчитывалось об увеличении объемов вылова и производства рыбной продукции, о росте экспортной выручки и огромных инвестициях. Может, не все так мрачно?
— Рост вылова. Внешне яркий показатель, во имя которого много лет подряд осуществлялось увеличение ежегодного общего допустимого улова. Рыбаки укладывались в эти цифры и год от года радовали отчетностью. Теперь этот кабинетный «фокус» не работает: столько уловов разрешенной к вылову по размеру белой рыбы больше нет. Лососевые, увы, тоже последнее время ведут себя хуже биткойна — никакой надежды на них. Поэтому объем ежегодного вылова больше и не растет.
Рост экспортной выручки. Да, в последние годы сложилась удачная конъюнктура мировых рыбных и крабовых рынков, и это было хорошо для предприятий-экспортеров. Но так было раньше.
Рост инвестиций. Никакие это не инвестиции, это рисковые финансовые затраты — долги банкам, сделанные добровольно в определенных обстоятельствах.
— Стержень идеи инвестиционных квот — это обновление рыбопромыслового флота. Может быть, когда построят современные суда и эффективность рыбной отрасли повысится, то рыбакам станет лучше?
— Красивых слов от чиновников и судостроителей за семь лет было много. Однако практика — критерий истины. Некоторые рыбопромышленники согласились, посчитали, заказали и оплатили все, что положено. С существенными задержками судостроители передали заказчикам неприлично мало готового флота. Многие, как говорится, попали. Как теперь выясняется, даже если что-то и достроят, то за дополнительную плату и только уже начатое и полностью обеспеченное импортными судовыми системами, механизмами и оборудованием. Все расчеты рыбаков — «коту под хвост», по деньгам эти пароходы будут золотыми. А дальше — простите, делать не из чего, чуда не произойдет, из министерских справок уху не сваришь.
Судя по тексту протокола совещания 30 декабря у вице-премьера Дениса Мантурова (по вопросам строительства судов рыбопромыслового флота), кроме разрухи в судостроительном хозяйстве, еще и крупнейшие банки переосмысливают свое отношение к финансированию схемы «квоты под киль». Деньги палить этим людям не свойственно.
Про эффективность новой «рыбной» стратегии от регулятора уже наслушались за эти годы вдоволь. Без комментариев.
ПОГРУЖАЕМСЯ В ДОЛГИ
— Как, на ваш взгляд, себя чувствуют рыбодобывающие предприятия в условиях квотно-инвестиционных изменений?
— Финансовое здоровье рыбопромышленников никого не волнует. В функционале отраслевого регулятора экономический оценочный показатель отсутствует, нет и ведомственной ответственности. А если была бы, то, может быть, некоторые аккуратнее рассуждали бы про эффективность. На самом деле данные о глубокой закредитованности части предприятий рыбного хозяйства, о падении отраслевой прибыли и рентабельности отмечены Росстатом уже по результатам 2021 года. Как только выйдет государственная статистика за 2022 год, мы увидим текущую картину и, самое главное, динамику.
Основываясь на регулярном общении с руководителями рыбодобывающих организаций, могу утверждать, что финансовая ситуация в отрасли сложная. И это только начало, дальше будет худо. У одних предприятий сформировались крупные долги за застрявшие на верфях недостроенные суда или заимствования для участия в крабовых аукционах. У других намечается тенденция падения объемов производства продукции из-за потери части объемов добычи водных биоресурсов.
Как общий знаменатель, тяжелым грузом отечественную рыбную индустрию тянет вниз санкционная история во всем ее разнообразии. Теперь рыбакам — «чистым историкам» подвесили еще одну гирю — очередную фазу изъятия у них значительной части объемов рыбного сырья. Правда, с правом получения частичной компенсации квотных потерь за счет выбора «строительного оброка».
С крабами — тут совсем жестко. Большинство добывающих организаций потеряет доход от крабов, а те, кто выиграет предстоящие аукционы, погрузятся в глубокие долги. И в первом, и во втором случае экономика хозяйствующих субъектов просядет.
Дополнительной опцией из серии финансовых обременений в 2022 году стало повышение налоговой нагрузки по ставкам сборов за пользование водными биоресурсами. Правда, с некоторыми послаблениями. Про ежегодный и стабильный рост производственных затрат даже не говорю.
Таким образом, назвать предстоящие годы временем инвестиционного развития язык не поворачивается. Давайте будем реалистами: в ближайшее десятилетие с финансовой точки зрения ничего хорошего нашу отрасль не ждет.
Сейчас основной оперативный вопрос — это вопрос об обеспечении эксплуатации российского промыслового флота в условиях технической блокады. Это то, чем с утра до ночи занимаются руководители и технические специалисты всех рыбодобывающих организаций — поддержание основных производственных фондов в рабочем состоянии, текущие и капитальные ремонты. Втридорога и с длительными простоями достают за рубежом ЗИП. Проблема касается и новых судов, построенных на российских верфях. Быть может, кто-то в Москве не знает: они хоть и железные, но тоже ломаются. При этом отечественный судоремонт сориентировался быстро и поднял цены на свои услуги. Ситуация у рыбаков действительно сложная.
ХОЧЕТСЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
— Возможны какие-то случаи сохранения исторического принципа?
— Возможны и даже очевидны. Ну, это если исходить из наличия или уже остатка здравого смысла. Это случаи, когда мы говорим не только о бизнесе, но и о прямом обеспечении жизни граждан, проживающих в малых населенных пунктах на морском побережье России. Речь идет о градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организациях, о рыболовецких артелях (колхозах) и об организациях, осуществляющих прибрежное рыболовство.
Для этой категории субъектов хозяйственной деятельности инвестиционная активность социальной направленности является рабочей обыденностью с момента образования любого рыболовецкого колхоза, который, как правило, является поселкообразующим кормильцем и главным налогоплательщиком в муниципальном образовании. Если еще и этих пользователей ВБР отправить на аукцион, то тогда точно можно говорить, что наверху сошли с ума.
ВЕРОЯТНОСТЬ ПРОДОЛЖЕНИЯ ВЕЛИКА
— По вашему мнению, будут ли в ближайшие годы третий или четвертый этапы перераспределения квот?
— В 2004 году в законе о рыболовстве было девять видов квот, с 2023 года стало четырнадцать. При этом объем общего допустимого улова и национальных квот России — величина небезразмерная. С такой смелой тенденцией регулярных квотных изменений отраслевого закона, которую мы наблюдаем с 2016 года, учитывая предстоящие в 2024 году выборы, совершенно не исключено, что могут объявиться очередные желающие организовать передел. Под «новорожденных» в законе сформулируют дополнительные виды квот, типа «квоты под судоремонт-25», «портовые квоты-28» или «квоты под Северный морской путь-31». Для надежности и упрощения процесса могут пойти дальше — придумать «спецквоты» для «спецпользователей», утверждаемых правительственным «спецсписком».
Еще некоторое время ожидать можно чего угодно, в том числе и третьего, и четвертого этапа. Увы, так выглядит данный исторический период дележа природных богатств нашей страны.
— Какова вероятность второго этапа изъятия рыбного ресурса под инвестквоты на Северном рыбохозяйственном бассейне?
— Что бы там ни говорили сверху, как бы ни успокаивали, вероятность высокая. Поясню. Несмотря на относительно небольшие по сравнению с Дальним Востоком объемы северной белой рыбы, продукция из нее стоит в разы дороже дальневосточного минтая. По деньгам на условную единицу производственной мощности Север выглядит лучше. Желающих откусить долю североатлантической трески и пикши пруд пруди.
Кстати говоря, важная информация в этой связи. Теперь правительство в отношении лица или лиц, входящим в одну группу лиц с таким лицом, может устанавливать максимальный совокупный объем части ОДУ (максимальную долю) в отношении определенных видов ВБР в границах рыбохозяйственного бассейна. Полагаю, что на Севере эту новеллу уже заметили те, кого это касается.
Часть российских уловов имеет отношение к исключительным экономическим зонам иностранных государств, конвенционным районам рыболовства и к открытому морю. Это в первую очередь Северная Атлантика, морские воды Западной Африки, а также моря Тихого океана. Суммарный объем вылова в данных районах промысла в 2021 году составил более 12% объема общероссийской добычи водных биоресурсов. Основу уловов составляют низкорентабельные пелагические виды ВБР. Тем не менее данная пищевая продукция традиционно реализуется на внутреннем рынке и пользуется устойчивым спросом у населения. Несмотря на то, что этот российский сырьевой ресурс полностью зависит от решений иностранных государств, а отечественным рыбодобывающим организациям, работающим вдали от родных берегов в условиях санкционных ограничений со стороны недружественных стран, приходится испытывать дополнительные эксплуатационные, транспортные и технические трудности, риск законодательного передела в доступе к этим водным биоресурсам существует. Могут и придумать «инвестиционные» квоты с какими-нибудь «строительными» обременениями как условие работы в дальних районах промысла. Взамен государство может, например, реализовать поддержку рыбодобывающих организаций в виде целевых субсидий, налоговых вычетов или освобождения от уплаты некоторых налогов. Теперь уже все возможно.
— Какова вероятность сохранения до 2033 года хотя бы части объемов квот, закрепленных по историческому принципу в 2018 году?
— Безусловно, какая-то часть в «сырьевом баке» пользователей останется. Но с каждым годом в объеме меньшем по сравнению с предыдущим годом, и с 2018 годом — само собой (без учета влияния изменений величины ОДУ).
РЫБАКАМ НУЖНО СПЛОТИТЬСЯ
— Нужно ли рыбопромышленникам в такой ситуации стремиться сохранить исторический принцип?
— Нужно ли фермерам стремиться сохранить свое историческое право на землю, шахтерам — на месторождение минеральных ресурсов, лесопромышленникам — на законно полученные лесные участки и так далее? Этот список можно продолжить. Это все вопросы одной категории. Если долгосрочное право пользования природными ресурсами получено законным образом, то предприниматель имеет основания быть уверенным в завтрашнем дне. Ведь он же выполнил все условия государства и ведет бизнес на свой страх и риск, о чем ему, кстати говоря, в некоторых случаях напоминают сообразительные чиновники.
А если право получалось на один экономический потенциал, а потом «крупье» меняет правила, и ты теряешь возможности, а то и просто теряешь деньги при текущей реализации полученного права, то это, строго говоря, называется мошенничеством. С подобными манипуляциями трудно согласиться, нужно бороться за свои права.
— Что ждать рыбопромышленникам в 2033 году?
— Вспомним звучавшие в 2015 году негативные реплики по отношению к историческому принципу. Примем во внимание свершившиеся факты законодательного выдергивания из объемов исторических квот значительной части наиболее ликвидных видов ВБР (по крабам — 100% объема). Учтем продолжение функционирования модели так называемого «ручного управления». Исходя из перечисленного, предпринимателям, занимающимся морским рыболовством, в 2033 году можно ожидать следующего.
«Историкам» — «инвестиционных» конкурсов и аукционов на остатки объемов своих исторических квот 2018 года. «Инвестиционникам» — срока расставания с инвестиционными квотами, следующих «инвестиционных» конкурсов и аукционов на остатки объемов своих исторических квот 2018 года. И тем, и другим — очередных квотных, налоговых и торгово-биржевых сюрпризов.
Да, еще. Нынешним и будущим «инвестиционникам» нужно будет думать, что делать с «инвестиционным» имуществом первого и второго этапов по прошествии 15 лет. Какое будет для этих объектов сырьевое обеспечение?
В заключение скажу, что законодательные основы организации хозяйственной деятельности в сфере морского рыболовства в нашей стране подломаны основательно. От закона прямого действия отрасль окончательно скатывается к схеме «ручного управления» Основные фундаментальные нормы, закрепляющие права пользователя осуществлять рыболовство в расчетных объемах в рамках договора с государством, отраслевым законом перемещаются на уровень ведомственных и правительственных чиновников. На самом деле экономическому риску теперь подвержены и рыбаки-«историки», и «инвестиционники», даже если последним так не кажется. Тот, кто думает, что он особенный, что его пронесет, сильно ошибается.
Подготовил Андрей ДЕМЕНТЬЕВ
что хорошо умеют так это жути статейками подобными нагонять)
Уверен, Глеба Франка в ближайшее десятилетие ждет только хорошее. А остальные пусть выживают как хотят.
Эх,уважаемый Валентин Валентинович,о каком 2033 г. ,Вы говорите..... Что и как будет в ту не скорую пору, в социально-экономическом контексте .Когда иных не будет,а другие будут далече,не скажет и сам Господь........ увы.... .