e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Ответы на рыбные вопросы Минпромторга



24.01.2022 Источник: nord-news.ru

Российским рыбопромышленникам задали вопросы. Не позднее 25 января 2022 года на основании письма Минпромторга нужно предоставить в Росрыболовство аргументированную позицию по выработке дополнительных мер поддержки строительства рыбопромыслового флота. Меры перечислены в вопроснике Минпромторга.

Мера поддержки №1 - введение запретов на выдачу разрешений на промысел водных биологических ресурсов (далее - ВБР) с использованием судов, построенных и (или) приобретённых за рубежом после определенной даты (2022-2023 г.), а также судов, срок эксплуатации которых на установленную дату (2028-2030 г.) превысит 25-30 лет.

Запрет российским рыбопромышленникам приобретать рыболовные суда иностранной постройки носит откровенно дискриминационный характер и ограничивает права предпринимателей в сфере рыбохозяйственной деятельности по отношению к коллегам, работающим в иных отраслях экономики Российской Федерации. Тогда уже нужно запретить и судостроителям покупать иностранные станки и иное зарубежное оборудование. А чем судостроители лучше рыбаков?

На Северном рыбохозяйственном бассейне единицы судовладельцев эксплуатируют рыболовные суда возрастом более 30 лет, так как это финансово невыгодно (возрастают затраты на непредвиденные ремонты судна). Тем не менее, необходимо отметить следующее. Запрет использования судна в целях рыболовства в случае превышения срока эксплуатации судна 25-30 лет, как обязательная норма, не имеет аналогов в мире. Прошедшее в установленном порядке классификационное освидетельствование в эксплуатации рыболовное судно по законам всех государств на планете Земля может работать до следующего обязательного освидетельствования. Вопросы технической и технологической модернизации в целях повышения эффективности работы морского судна, а также вопросы вывода судна из эксплуатации решаются судовладельцем самостоятельно.

Мера поддержки №2 - распространение механизма распределения на конкурсах (аукционах) с инвестиционными обязательствами по строительству судов квот добычи (вылова) ВБР в отношении всех востребованных видов биоресурсов, ранее не выделявшихся на указанные цели.

Продажа на аукционах или распределение на конкурсах с «инвестиционными» обязательствами (строительство судов на отечественных верфях), ранее не принимавших участие в «инвестиционной программе» низкорентабельных объектов рыбного промысла (пелагические виды водных биоресурсов) приведет к росту розничных цен на популярную у российского населения массовую рыбную продукцию, к снижению спроса на нее и к уменьшению объемов добычи (вылова) соответствующих видов водных биоресурсов. То есть, эта мера ведет к недозагрузке рыболовного флота.

Мера поддержки №3 - установление нового вида инвестиционных квот добычи ВБР («квоты под киль»), выделяемых на условиях их вылова построенными в Российской Федерации конкретными судами (в размере, соответствующем их производственной мощности на период эксплуатации).

Введение в Закон о рыболовстве еще одного указанного вида квот под рыболовные суда, построенные на отечественных верфях - надуманная и опасная затея. В настоящее время в законодательстве уже имеются виды квот (два вида «инвестиционных»), которые фактически отражают то же самое. Однако. Государственная поддержка в форме небольшой «инвестиционной» сырьевой добавки к основному «историческому пакету» квот, имеющемуся у рыбопромышленника, с точки зрения инициаторов, имела целью стимулирование строительства рыболовного флота на отечественных верфях, а не наполнение «инвестиционного» судна «инвестиционными» квотами на 100%. Что и было отражено в законодательстве о рыболовстве в 2016-2017 гг. Постановка вопроса о 100% загрузке построенного в России рыболовного судна «инвестиционными» квотами ведет к тотальному сырьевому переделу в рыбодобывающем сегменте рыбного хозяйства, к потере объемов квот (работы) большинством предприятий, у которых имеются эффективные суда, постройки начала 2000-х, способные работать еще достаточно долго. В результате реализации предлагаемого произойдет существенное сокращение флота и рабочих мест в плавсоставе рыбной отрасли.   

Мера поддержки №4 - осуществление строительства флота только по утвержденным типовым проектам, выбранным на основе анализа эксплуатационных и промысловых характеристик судов различного класса, в целях повышения эффективности и снижения затрат на их создание в ходе дельнейшей реализации инвестиционных квот добычи ВБР.

В сочетании с выше перечисленными мерами данное предложение окончательно лишает российского рыбопромышленника возможности приобретать основные производственные фонды (рыболовные суда), которые нужны именно ему. Несмотря на условную типизацию рыболовных судов, каждый рыбопромышленник стремится иметь судно, соответствующее его ситуации, а именно:

  • наличие у этого пользователя по договору с государством определенной величины ежегодных объемов квот (в тоннах) на те или иные виды водных биоресурсов;
  • выбранный вид рыболовства (промышленное или прибрежное, или их сочетание);
  • используемые морские районы промысла;
  • виды производимой рыбной продукции и рынки ее сбыта;
  • место берегового базирования и технического обслуживания судна.

Идея «подравнять» основные производственные фонды рыбной отрасли (строить «утвержденные типовые» суда) для удобства работы судостроителей - это плохая идея. Она снижает эффективность морского рыболовства, гарантирует увеличение затрат в производстве рыбной продукции, как результат, обеспечивает рост цен на внутреннем рыбном рынке.

Мера поддержки №5 - введение требований проведения ремонта на отечественных судоремонтных предприятиях судов, построенных в рамках осуществления инвестиционных аукционов.

Учитывая то, что российский рыболовный флот пока еще работает в различных районах Мирового океана, осваивая водные биоресурсы, выделяемые Российской Федерации в рамках международных договоров в области рыболовства, это требование трудно выполнимо.  Пример. В течение года «инвестиционное» судно ловит «инвестиционные», а после этого пока еще «неинвестиционные» (см. Мера поддержки №2) объекты промысла у берегов Норвегии, Исландии, в районе Фарерских островов или у берегов Африки. И вдруг судно сломалось. Поломки бывают принципиально двух видов: влияющих на процесс безопасного мореплавания и производственно-технологического характера. Однако, и в том и в другом случае судно не может продолжать работать в нормальном режиме. Возникает вопрос, что делать судовладельцу: нарушать требования и ремонтировать пароход заграницей, или сидеть и ждать буксир для доставки судна на российский судоремонтный завод. Ответ на пятый вопрос очевиден.

Мера поддержки №6 - выделение части средств, полученных от реализации квот добычи ВБР, на поддержку судостроения и судоремонта (необходимо сообщить прогнозируемую оценку объема данных средств).

Тех денег, которые получены государством от продажи рыбакам водных биоресурсов в период с 2015 года по настоящее время, в том числе денег от крабовых аукционов с «инвестиционными» обязательствами (всего не менее 300 миллиардов рублей) уже более чем предостаточно, чтобы создать для потребностей рыбного хозяйства новую судостроительно-судоремонтную отрасль. Продолжать покупать водные биоресурсы на аукционах в, так называемых, «инвестиционных целях», и еще давать для этого прогнозы по поступлению денежной выручки от таких аукционов для поддержки судостроения и судоремонта - такое предложение для рыбопромышленников совершенно неприемлемо.

Мера поддержки №7 - дополнительно, с учетом указанных мер по запрету на выдачу разрешений на промысел ВБР, в целях оценки возможностей отечественной судостроительной промышленности представить предложения об объемах необходимого замещения промыслового флота, с учетом типов судов, сроков поставки и бассейнов вылова ВБР.

Ответ на этот вопрос смотри в пунктах 1 и 4.

Мера поддержки №8 - в целях увеличения поставок рыбной продукции на внутренний рынок при наличии необходимого уровня спроса проработать вопрос о целесообразности включения в инвестиционные обязательства по строительству судов для рыбохозяйственной отрасли условий, при которых фиксированный объем продукции должен направляться для нужд внутреннего рынка.

При всей важности и необходимости увеличения объема поставок рыбного сырья и рыбной продукции из сырья, добытого (выловленного) российским рыболовным флотом, эта задача не может решаться путем обязательств рыбопромышленника при строительстве им судна на российской верфи. Содержание жизненного цикла рыболовного судна непредсказуемо. Стимулирование поставок рыбного сырья и рыбной продукции на внутренний рынок - задача актуальная и может регулироваться налоговым и таможенным законодательством, а в отдельных случаях механизмом государственного субсидирования, применимых к рыбной продукции, а не к судну.  

Валентин Балашов

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: