Анализ исторического развития института инвестиционных квот в отечественном рыболовстве
24.11.2021
Источник: fishkamchatka.ru
В основу анализа положены исследования и изучения по состоянию рыбохозяйственной отрасли после распада СССР, ее многократному реформированию, изменению величин уловов и объемов потребления рыбы и рыбной продукции населением России, переходу к рыночной экономике и ряд других сопутствующих факторов, что позволило более детально понять назначение и причину законодательно вводимых инвестиционных квот, процесс развития и становления которых продолжается и в настоящее время. |
Данный анализ подготовлен Виктором Кирочкини — Председателем Подкомитета по развитию Рыбохозяйственного комплекса России при Комитете ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса.
В течение 25 лет автор находился непосредственно в море на научно-исследовательских и рыбодобывающих судах, изнутри изучив все аспекты отрасли, как в период СССР, так и РФ, что придает особый акцент насущным, объективным современным проблемам, реализация которых остро назрела в рыбохозяйственном комплексе страны.
В аналитический обзор включены как собственные наблюдения автора и анализ научных морских экспедиций, исследования состояния рыбохозяйственной отрасли отраслевыми аналитиками, так и официальные данные Федеральных органов исполнительной власти, включая Росрыболовство.
Автор выражает глубокую признательность лично главному редактору журнала «Рыбное хозяйство» С.Г. Филипповой и ее творческому коллективу за оказание содействия в редактировании, верстке и печати данного исследования.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КВОТЫ
Любые события, включая преобразования в политике и экономике страны, законодательные изменения в отдельно взятой отрасли, а также реформы системы управления государством в целом, не могут существовать отдельно от истории - истории образования и развития исследуемых изменений, их влияния на население и на все производственные сектора государства и бизнеса.
Инвестиционные квоты водных биологических ресурсов также не избежали этой участи и тоже приобрели свою историю, тернистую, пережившую многочисленные законодательные наслоения и реформы в традиционной рыбохозяйственной отрасли , в результате которых такой народный вид промысла, как рыболовство, стал потихоньку превращаться в доходную часть отдельно взятых крупных рыбодобывающих компаний, без учета интересов и удовлетворения потребностей населения страны в доступной и качественной рыбе и рыбной продукции.
Еще в июле 2009 года, в бытность председателя правительства Владимира Путина, пошло его поручение Росрыболовству о подготовке законодательного проекта, предусматривающего в первую очередь распределение квот в пользу тех судовладельцев, которые только на российских верфях и, желательно, преимущественно на стапелях ОАО «ОСК» («Объединенная судостроительная корпорация»), оформили свои заказы на постройку судов. А, соответственно, и бесплатные квоты на вылов, и обеспеченное кредитование постройки судов, получат только те компании, которые закажут новострой на верфях «ОСК»!
Не успел пройти год, как рыбаки отстояли закрепление долей квот за пользователями на 10 лет, и тут, практически, новая реформа, в принципе изменяющая рынок добычи водных биологических ресурсов. А уже через 2 месяца, после инвестиционной инициативы В. Путина, «квоты под киль» приказом Федерального агентства по рыболовству за № 874 от 30 сентября 2009 года был утвержден общий допустимый улов водных биологических ресурсов. В связи с чем у рыбаков возник вполне обоснованный вопрос: как и откуда, в каком объеме будут отторгаться водные биоресурсы под данный инвестиционный проект, если все квоты уже закреплены за пользователями?!
И, как следствие, сразу же в Росрыболовство поступили предложения от Дальневосточных рыбаков о необходимости публичного обсуждения и анализа проектов, предлагаемых ОСК, под которые планируется выделять «квоты под киль».
То есть, отечественные рыбопромысловые компании желали бы получить именно то судно и в той комплектации, которое им необходимо, а не то что им предлагало ОСК и что возможно было построить не верфях корпорации!
Только предварительный и поверхностный расчет, с учетом на то время стоимости новостроя 40-60 млн долларов, произведенный рыбаками, показал, что даже при длинном кредите на 10 лет под минимальный процент и со всеми субсидиями, судно приступит к работе не раньше, чем через 5 лет. А прибыль в год одного большого автономного тральщика-морозильщика (БАТМ), работающего на минтае, едва ли дотягивает до 4 млн долларов. И, даже еще не приступив к промыслу, предприятие уже оплачивает кредитору около 20 млн долларов с дальнейшей корректировкой суммы, в зависимости от условий кредитования.
Да и такое «инвестиционное» предложение прежде всего не выгодно было тем рыбодобывающим компаниям, которые уже вели промысловую деятельность и которым намного проще и дешевле было купить подержанную «иномарку», но отвечающую всем современным запросам рыбопромысловой деятельности, чего, к сожалению, пока еще не могли в то время и, даже на данный момент, не могут гарантировать отечественные судоверфи, включая и «ОСК», полностью зависящие от импортных комплектующих современного рыбодобывающего судна.
Для большего понимания причин и необходимости возникновения института инвестиционных квот, обозначенных в 2009 году председателем правительства В. Путиным, обратим внимание на производственные показатели рыбохозяйственной отрасли именно в эти годы - годы запуска «инвестиционной» реформы, и именно - в морском рыболовстве.
Изучение ряда факторов по многократному реформированию рыбохозяйственной отрасли, после распада СССР, изменение величин уловов и объемов потребления рыбы и рыбной продукции населением России, переход к рыночной экономике и ряд других сопутствующих факторов позволят более детально понять назначение и причину вводимых инвестиционных квот, процесс развития и становления которых уже превышает 10 лет.
МОРСКОЕ РЫБОЛОВСТВО ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
Морское рыболовство является основной частью многоотраслевого рыбохозяйственного комплекса страны, с большим числом изменчивых и не поддающихся достоверному прогнозу факторов, что делает данный вид промысла весьма специфичным видом деятельности, порождающим многочисленные ошибочные представления о нем. Развернутая правительством, в рассматриваемые годы, деятельность по реформированию рыбохозяйственного комплекса в значительной степени основывалась на поверхностном анализе современного его состояния, что, в конечном итоге, и отразилось на выборе и последствиях от применения ошибочной стратегии развития отрасли России!
В основу стратегии развития рыбохозяйственного комплекса в эти годы был положен наиболее распространенный миф о том, что «россияне едят рыбы существенно меньше физиологических норм и уровня потребления развитых стран и показателей, достигнутых во времена СССР». Исходя из этого тезиса, правительство первоочередной задачей развития рыбохозяйственного комплекса определило увеличение объемов уловов водных биоресурсов, производства и поставок рыбных товаров на внутренний рынок для удовлетворения спроса населения России и потребностей различных отраслей промышленности. А индикаторами, предложенными руководством отрасли, стали критерии увеличения объемов уловов водных биоресурсов до 4,7 млн тонн (к 2020 г. - до 6,6 млн тонн), производства пищевых рыбных товаров - до 3,4 млн тонн (к 2020 г. - 5,3 млн тонн), и приближение уровня потребления рыбы и рыбопродуктов к медицинской обоснованной норме в размере 23,7 кг в год на человека.
Обосновывая упомянутую стратегию в многочисленных выступлениях и публикациях, чиновники всех рангов озвучив али тезисы о значительном снижении потребления рыбных товаров населением России, по сравнению с показателями СССР, медицинскими нормами и уровнем потребления в развитых странах. В частности, в проекте Стратегии развития торговли, подготовленной Минпромторгом еще в 2010 году, было продекларировано, что потребление рыбы и рыбных продуктов на душу населения в России составляет, от рекомендуемых норм, всего 56%.
Для того, чтобы разобраться с нормами потребления, обратимся к институту питания РАМН, которым и были разработаны нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения (Методические рекомендации от 18.12.2008 г.). В этих нормах указаны не нормы потребления конкретно рыбы и рыбных товаров или других видов пищевых продуктов, а нормы физиологического потребления различных пищевых веществ, в том числе белков. Физиологическая суточная потребность в белке для взрослого населения, в зависимости от пола и категории населения, определена в диапазоне 58- 117 граммов. При этом доля белков животного происхождения, включая рыбу и морепродукты, для взрослых должна быть не менее 50%, а для детей - не менее 60%. На основе упомянутых норм физиологических потребностей, институтом питания РАМН, с учетом физических возможностей национального производства тех или иных видов продуктов, разработан проект рекомендуемых норм потребления рыбы и морепродуктов, мяса и мясопродуктов и других видов пищевых продуктов дифференцированно по регионам и категориям населения.
В упомянутом проекте норм рекомендовано среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов населением России, по разным регионам и категориям, в зависимости от пола, возраста и уровня физической активности, на уровне 1822 кг, при одновременном потреблении мяса и мясопродуктов 70-75 кг. Данные фактического потребления белковых продуктов животного происхождения населением России, приводимые Росстатом, свидетельствуют, что в целом потребление находилось в исследуемые годы на уровне рекомендуемых норм.
Общеизвестно, что уровень потребления населением тех или иных продовольственных товаров определяется доступной сырьевой и производственной базой для удовлетворения в них национальных гастрономических предпочтений, платежеспособным спросом населения и уровнем развития инфраструктуры. Следовательно, соотношение различных источников животных белков в разных странах и регионах существенно различается.
Следует уточнить, что существуют две методики определения уровня потребления продуктов. Одна из них основана на потреблении непосредственно домохозяйствами - ее использует, в частности, Росстат. Другая методика, ее использует FAO, основана на расчете объема потребляемой населением пищевой рыбной продукции «первого предъявления». По этой методике сначала определяется объем пищевой рыбной продукции «первого предъявления» (улов, используемый на пищевые цели), к которому прибавляется импорт пищевых рыбных товаров и вычитается экспорт пищевых рыбных товаров.
Определенный таким образом, объем рынка пищевых рыбных товаров делится на численность населения. Преимущество методики «первого предъявления» состоит в том, что она позволяет добиться сопоставления уровня потребления населения стран, использующих, различную по глубине переработки и видовому составу, рыбную продукцию. Официальные данные Росстата, материалы исследований независимых маркетинговых агентств и, проведенный по методике FAO, расчет за период 1988-2005 годы, показывают, что никакого катастрофического падения потребления рыбы и рыбных товаров в России не произошло.
Так, в связи с выполненными расчетами, населением России в 2008 г. потреблено рыбы и рыбных товаров 20,2 кг на душу населения, а показатель СССР в период 1988-1990 г. - 24,6 кг.
Аналогичные данные о величине потребления рыбы и рыбных товаров в России приводят и независимые маркетинговые агентства. По данным исследования компаний РБК и Symbol-Marketing за 2009 год, на территории России среднедушевое потребление рыбы и рыбных товаров составило 20,2 кг.
Говоря о советском периоде, не следует забывать, что наши соотечественники не потому ели много рыбы, что очень ее любили, а потому что рыба и рыбные товары были самым доступным по цене источником животных белков в период продовольственного дефицита. В рассматриваемый период времени, необходимость в рыбных товарах на внутреннем рынке России определялась не дефици
том продовольствия, а дефицитом платежеспособности населения. Поскольку величина потребления рыбы и рыбных товаров населением России соответствовала физиологическим и рекомендованным нормам потребления, то непонятно, на тот момент, стремление отрасли, для удовлетворения несуществующих потребностей населения, в два раза увеличивать масштабы уловов и производства пищевой продукции?!
Но, с другой стороны, говоря об удовлетворении потребности в рыбных товарах, не следует забывать и о том, что морское рыболовство в эпоху СССР традиционно являлось одним из наиболее значимых поставщиков белковых компонентов кормов для животноводства, птицеводства и аквакультуры, а также - биологически активных веществ и субстанций для пищевой и фармацевтической промышленности. Рыбохозяйственный комплекс СССР, для удовлетворения потребностей только сельского хозяйства и здравоохранения, производил из водных биоресурсов до одного миллиона тонн в год разнообразной продукции, направляя на ее производство до трети добытых водных биоресурсов.
Отдавая должное именно тому, что кормовая мука из рыбы и морепродуктов включает максимальное количество элементов, необходимых для правильного развития культивируемых рыб, сельскохозяйственных животных и птиц, повышения усвояемости растительных кормов, ее использование в кормовом рационе позволяет существенно повысить эффективность животноводства, птицеводства и аквакультуры. Также большой спрос на рыбий жир в те годы определялся высоким содержанием в водных биоресурсах жирных кислот омега 3 и многих других, необходимых для полноценной жизнедеятельности человека и сельскохозяйственных животных и птиц, полезных веществ. А все поиски, сопоставимых по эффективности, заменителей рыбной муки и рыбьего жира до сей поры так и не увенчались успехом. И, как следствие, увеличение спроса на кормовую рыбную муку, рыбий жир и их аналоги, определялся, на тот момент, существующей ограниченностью сырьевой базы для их производства и, соответственно, возросшими потребностями рынка.
В рассматриваемые постсоветские годы, масштабы отечественного производства товаров кормового и медицинского назначения из водных биоресурсов сократились в 10 раз, при уменьшении объемов вылова в 2 раза. По мнению специалистов Минсельхоза, только потребности российского животноводства и птицеводства составляют около 400-500 тыс. тонн рыбной муки в год, при фактическом ее удовлетворении не более чем на треть.
Недостаток рыбной муки отечественного производства компенсировался и продолжает компенсироваться поставками импортной продукции, зачастую сомнительного качества, а удельный вес импорта в 2008 году превысил 70%.
КАКИЕ СЫРЬЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИМЕЛИСЬ У РОСРЫБОЛОВСТВА В РАССМАТРИВАЕМЫЕ ГОДЫ?
В качестве одного из приоритетных направлений развития рыбохозяйственного комплекса, после распада СССР, правительством была определена необходимость создания условий для возрождения и расширения деятельности отечественного промыслового флота в отдаленных районах Мирового океана. Это должно было способствовать увеличению уловов и потребления рыбных товаров населением России и послужить альтернативой для сокращения деятельности флота в российской экономической зоне. Не стоит упускать из виду и тот факт, что за постсоветский период уловы (включая морское рыболовство и рыболовство во внутренних водоемах), хотя и уменьшились в 2 раза - с 7,0 млн тонн (1991 г.) до 3,5 млн тонн (2008 г.), то ведь и численность населения нынешней России в этой же пропорции меньше населения СССР: 142 млн человек и 287 млн человек, соответственно.
Особо стоит отметить, что рыбохозяйственный комплекс СССР был призван решать в ажнейшие социальные и политические з адачи: накормить народ «дешевой» рыбой, обеспечить з анятость жителей прибрежных регионов и обеспечить присутствие флота под советским флагом в отдаленных районах Мирового океана. Для выполнения поставленных задач, государство обеспечивало рыбохозяйственный комплекс мощной международной политической поддержкой и значительными финансовыми ресурсами: сумма всех видов бюджетных дотаций и форм финансовой поддержки государством рыбного хозяйства СССР в конце 1980-х годов приближалась к половине стоимости производимой рыбной продукции. В рассматриваемый период ситуация принципиально изменилась - из получателя финансовых ресурсов из бюджета, рыбохозяйственный комплекс превратился в донора бюджета: нетто- платежи в бюджет и социальные фонды составляли в эти годы 10-12% от выручки. Анализ же неосваиваемых и недоиспользуемых видов рыб и морепродуктов и рынков сбыта товаров из них свидетельствует об отсутствии дополнительных, доступных для отечественного рыболовства, экономически эффективных и востребованных рынком видов водных биоресурсов.
Причиной тому служило желание ру- ков одств а отрасли решать, помимо государственной задачи, «отраслевую» - ув еличение значимости отрасли и получение для этого от государства дополни тельных бюджетных ресурсов, при этом, что характерно, оценка экономической эффективности освоения водных биоресурсов никем не производится. Только поверхностный анализ рыбохозяйственной науки показал, что неосвоенные отечественным рыболовством (по сравнению с ОДУ) водные биоресурсы в 20072008 годы составляли около 2,5 млн тонн. Даже без анализа и бухгалтерских расчетов становится понятным, что объективными причинами неосвоения этих ресурсов явилась просто экономическая непривлекательность промысла в отдаленных районах Мирового океана без поддержки государств а, как это было в эпоху СССР.
РЫБОДОБЫВАЮЩИЙ ФЛОТ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
Отечественный промысловый флот всегда был отражением социально-экономической политики государства в области рыболовства. Структура, типовой состав, численность отечественного флота были подчинены задачам обеспечения населения страны «дешевой» рыбой, продовольственной независимостью, занятостью населения прибрежных регионов и необходимостью политического влияния СССР в отдаленных районах Мирового океана. Экономическая эффективность для морского рыболовства длительное время не была определяющим фактором, поэтому в отечественном добывающем флоте сложилось преобладание траулеров традиционного типа и универсальных типов судов, которые могут быть использованы для промысла большинства видов рыб. При этом постройка судов осуществлялась большими сериями. Поскольку за рубежом основным критерием всегда являлась прибыль, то суда строятся индивидуально для каждого конкретного заказчика, а главным критерием для выбора конкретного типа и проекта судна является его максимальная эффективность на промысле того объекта и в том районе, который предполагается.
Судостроительная промышленность СССР была ориентирована на военное кораблестроение, и основное пополнение промыслового флота производилось за счет судостроения стран-членов СЭВ. Часть промысловых судов строилась на верфях, оставшихся после распада СССР на территории Украины и Литвы. Следует отметить, что на строительстве каждого класса промысловых судов специализировалась та или иная верфь. Так, строительство крупнотоннажных добывающих судов осуществлялось на трех верфях в г. Николаев (треть общего числа), почти столько же построено на «Volkswerft» в ГДР, остальная часть - в Польше и Литве.
В конце 1980-х и начале 1990-х годов, в рамках программы обновления флота, за счет кредитов иностранных банков, 25 крупнотоннажных добывающих судов было построено в Испании. На верфях, оставшихся на территории России, были построены только половина среднетоннажных и 2/3 малотоннажных добывающих судов, крупнотоннажный промысловый флот в России никогда не строился. Уровень производственного и трудового потенциала, оставшихся на территории России верфей «промыслового» судостроения, их расположение и характеристики береговой и речной инфраструктуры ограничивают размеры и производственные возможности судов, которые эти верфи смогут построить, в результате - на этих верфях добывающие суда существенно уступают, по ряду качественных характеристик (площадь промысловой палубы и рыбообрабатывающей фабрики, вместимость трюма, тяговое усилие и т.п.), иностранным аналогам.
Поэтому отечественные верфи «промыслового» судостроения в то время могли, в лучшем случае, серийно строить только малотоннажные суда и в ограниченном количестве - среднетоннажные суда.
В силу конструктивных особенностей добывающих судов, привлекательность их строительства существенно ниже, чем при оборонных и «нефтяных» заказах. Тем, не менее, в условиях неопределенности с военными заказами, ряд кораблестроительных верфей сделали попытку построить добывающие суда и отдельным верфям удалось построить ограниченное количество (вместе порядка 30 ед.) средних и малых добывающих судов. Можно сказать, что определенного успеха в этом достигли только ФГУП «Звездочка» и компания «Посейдон», построившие вместе более 20 малотоннажных судов в рассматриваемые года.
С развитием рыночных отношений, полученный в наследство от советского рыболовства, добывающий флот оказался менее конкурентоспособным по сравнению с флотами развитых рыболовных стран, так как не соответствовал современному техническому и технологическому уровню зарубежных аналогов и требованиям потребительского рынка рыбных товаров. Для российских добывающих судов характерен высокий уровень расходования топлива, высокая трудоемкость промысловых операций, низкая энерговооруженность, недостаточная вместимость трюмов, недостаточные тягово-скоростные характеристики, ненадежность и низкая производительность комплектующего оборудования. Все это вместе взятое приводит к низкой производительности отечественного морского рыболовного флота. Эффективность его использования, по сравнению с соседними странами, обладающими аналогичным видовым составом сырьевого обеспечения, более низкая. А приемлемые финансовые показатели российских рыболовных компаний тех лет обеспечивались исключительно богатством российской экономической зоны и прилегающих районов, практически бесплатной приватизацией активов морского рыболовства в начале 1990-х годов, низкой заработной платой плавсостава и необоснованной экономией на техническом обслуживании.
Уже тогда наблюдаемое превышение суммарных промысловых мощностей над сырьевыми запасами российской экономической зоны, распыленность промысловых квот и добывающих судов среди большого количества рыболовных компаний, низкий кадровый потенциал привели к низкому уровню эксплуатации флота. Большинство добывающих судов находилось на промысле гораздо меньше времени, чем в советский период, или суда наиболее эффективных компаний. Так, если средняя продолжительность судов на промысле минтая в 2009 году была равна 69 суткам, а у отдельных типов крупнотоннажных судов - 140 суток, в то время, как эффективные суда вели промысел минтая 180-220 суток в году.
Уровень технического состояния и технологического оснащения российских судов обуславливают сырьевую направленность отечественного рыболовства. На судах в море выпускалось мороженое сырье или полуфабрикат, которые в значительной степени перерабатываются на зарубежных фабриках в товары с высокой степенью переработки, соответственно - основная часть добавленной стоимости в рыбных товарах оставалась за рубежом.
Другая причина сырьевой направленности отечественного рыболовства - особенности менталитета российского предпринимательства, которые привели к концентрации усилий рыболовного бизнеса на промысле ряда, ориентированных на экспорт, дорогостоящих объектов (треска, минтай, крабы и др.). Высокая рентабельность на их промысле достигается при любом уровне хозяйствования и технического обеспечения и определена только природой и обстоятельствами: дефицитом товаров из этих видов в одных биоресурсов на мировых рынках, дешевизной, доставшихся в наследств о от СССР, добывающих судов и низкой стоимостью рабочей силы.
Нельзя не отметить и то, что российский предприниматель, в исследуемые годы, жил и действовал в нестабильной системе хозяйствования и, в силу особенностей национального характера, руководствовался краткосрочными целями. Инновационная деятельность приносила ему не только дополнительный доход, но и новые проблемы, так как требовала перехода на качественно иной уровень хозяйствования. Кроме того, при инновационном развитии появляются дополнительные издержки по возврату заемных средств, финансовые расходы и страховые выплаты, расходы на повышение квалификации персонала, привлечение иностранных специалистов, обеспечение высокого уровня технической эксплуатации судов и их оснащения и т.п. Привлечение заемных финансовых ресурсов для такого развития, в свою очередь, требовало открытости бизнеса, его подконтрольности кредиторам и инвесторам, что для отечественного рыбака, в большинстве случаев, неприемлемо. Поэтому, по мнению большинства предпринимателей тех лет, дополнительные доходы от инновационной деятельности неадекватны возникающим проблемам и расходам.
Касательно Дальнего Востока, то здесь большее значение имел «китайский» фактор, т.к. правительство Китая стимулировало национальных производителей, экспортирующих товары из «белой» рыбы, при общей сумме дотаций и компенсаций, достигающих 48% от стоимости экспортного товара. А все это позволяло китайским перерабатывающим фабрикам устанавливать такой уровень закупочных цен на российское сырье и полуфабрикат, что для российских производителей величина дохода из тонны минтая от выпуска мороженого сырья и полуфабриката длительное время была больше дохода, получаемого при производстве высокотехнологичной продукции. То есть, подобная ценовая интервенция Китая стимулировала российского рыбопромышленника отвозить китайскому «партнеру» сырье, тем самым инвестируя им новые рабочие места на возводимых предприятиях по переработке российского сырья-кругляка и получением «партнером» солидной добавочной стоимости. Другой «дальневосточной» причиной низкого уровня переработки рыбного сырья в те годы была «потеря» 23 и запрет промысла по ряду причин 15 современным траулерам-заводам, построенным в конце 1980-х и начале 1990х годов на верфях Норвегии, Испании и ФРГ под гарантии Минрыбхоза СССР. В результате утраты основных мощностей по глубокой переработке сырья и отсутствия у отечественных производителей мотивации, рыболовство Дальнего Востока технологически деградировало и превратилось в сырьевой придаток Китая и Южной Кореи, что уже похоже на умышленный выв од высокотехнологичных рыбодобывающих судов России из оборота глубокой переработки сырья, с вывозом его «кругляком» в страны АТР.
Если во второй половине 1990-х годов отечественная высокотехнологичная продукция из минтая доминировала в соответствующем секторе рыбного рынка ЕС (более 60%), то, в результате уменьшения отечественного производства филе минтая (со 165 тыс. тонн в 1998 г. до 25-30 тыс. тонн в 2008-2010 годах), вытеснена аналогичной продукцией из США и китайской продукцией вторичной заморозки из российского же сырья. В исследуемые годы только 10-15% сырья минтая направляется на выпуск продукции с высокой степенью переработки (для сравнения в США - более 95%). Приучив российских рыбаков к получению экономически незаработанных доходов и поставив их в финансовую зависимость, китайские переработчики и трейдеры приступили к снижению закупочных цен на российское сырье.
Важным показателем, характеризующим эффективность использования добытого сырья и уровень технологического оснащения, является цена тонны экспортной продукции. Сравнение результатов России и соседних стран с аналогичными сырьевыми ресурсами показывает, что только прямые потери отечественного рыболовства, в результате сырьевой направленности, в год составляют свыше миллиарда долл. США. Многие чиновники и рыбаки главную причину столь низкой эффективности отечественного рыболовства видели в возрасте судов. Однако, вопреки общепринятому мнению, средний возраст отечественных добывающих судов тех лет не особенно отличался от возраста их зарубежных аналогов.
Главное отличие промыслового флота России от развитых рыболовных стран заключалось в качественно иной системе технической эксплуатации и обслуживания судов, обеспечивающей оптимальную структуру флота, хорошее техническое состояние судов, независимо от возраста, и их постоянное переоборудование, с учетом изменения условий рынков рыбных товаров, появления новых технологий, экологических требований, роста цен на энергоносители.
Очень характерным примером в этом плане может служить один из самых эффективных норвежских траулеров-заводов «Saga Sea». Это судно построено в США в 1974 году, спустя 19 лет было реконструировано и переоснащено на норвежской верфи «Soviknes» для условий промысла и переработки минтая в высокотехнологичную продукцию. В связи с ограничениями в американской экономической зоне, траулер в начале 2000-х годов эксплуатировался в российской экономической зоне, где был самым эффективным судном. После изменения системы распределения квот в России, после модернизации и переоснащения судно было направлено на промысел криля в Антарктику. В настоящее время траулер-завод «Saga Sea» является первым в мире судном, где переработка сырья осуществляется на основе современных биотехнологий. В сезон 2004-2005 годов траулер-завод «Saga Sea» установил промысловый рекорд в Антарктике, добыв за сезон 48 тыс. тонн криля.
Особенно заметны различия в структуре и укомплектовании судов, системе их технического обслуживания и оснащения, при сравнении российского флота с флотами наших соседей, имеющих одинаковые или близкие по видовому составу и доступным запасам рыб. Показатели производительности добывающего флота России меньше аналогичных показателей Норвегии и США в 2006-2007 годах в 3-4 раза.
ОБНОВЛЕНИЕ РЫБОДОБЫВАЮЩЕГО ФЛОТА РОССИИ
Вопрос качественного обновления отечественного добывающего флота остро встал уже в конце 1980-х годов. Тогда, в качестве пути решения проблемы, было выбрано строительство судов за счет коммерческих и экспортных кредитов иностранных банков под гарантии Минрыбхоза СССР. Позднее отдельные компании продолжили приобретение современных судов иностранной постройки за счет средств межправительственных и экспортных кредитов. В рамках реализации этих программ, за счет иностранных кредитов, за 12 лет (1987-1998 г.) на 14 иностранных специализированных верфях было построено и передано отечественным компаниям 98 современных больших и средних промысловых судов общей стоимостью около 1,7 млрд долл. США. В силу различных причин объективного и субъективного характера, в постсоветский период основная часть этих судов была для российского рыболовства потеряна, а в рассматриваемые годы в составе отечественного флота осталось всего 54 единицы, из них эксплуатировались только 30. Сумма основной части долга по этим судам была близка к 1 млрд долл. США, а с учетом процентной задолженности и штрафов за просрочку - не меньше 2 млрд долларов.
Необходимо отметить, что в рассматриваемые года ни у рыбохозяйственного комплекса, ни у государства не было финансовых ресурсов для обновления флота путем массового строительства, да и увеличение улов ов, по сравнению с достигнутым уровнем, как отмечалось выше, было ни к чему.
Тем не менее, не имея принципиальных возражений против развития отечественного судостроения и приветствуя предложение премьер-министра России г-на Путина о принятии новой Концепции обновления промыслового флота России, обозначенную им еще в 2009 году, все же хочется, чтобы правительство больше заботилось о потребителях, чем о производителях. Отечественное судостроение должно строить рыболовству не то, что оно может, а то, что рыболовству необходимо. К сожалению, на оставшихся после распада СССР верфях то, что нужно рыболовству, по приемлемым ценам не построить.
Упомянутая Концепция являлась, в рассматриваемые годы, производной от необходимых объемов уловов и величины и видов ому составу доступных ресурсов. Поэтому, сначала надо было еще раз определиться с этими показателями, и после этого приступать к составлению Концепции. Мероприятием, предшествующим составлению Концепции, должно быть проведение объективного анализа флота, его укомплектования и оснащения, т.е. проведение инвентаризации имеющихся мощностей. Между тем, официальные данные на сей счет достоверностью не отличаются. В Реестре флота на тот момент числилось большое количество «мертвых душ» - судов, которые физически отсутствовали и в промысле не участвовали, однако исключение этих судов из реестра администрации рыбных портов не производили. Определенную сумятицу вносила неопределенность с источниками и объемами финансирования обновления флота. В разных докладах, концепциях и стратегиях потребность в обновлении флота и величины необходимого для этого финансирования различались в 5-7 раз.
На заседании правительственной комиссии под председательством вице-премьера В. Зубков а в мае 2010 года Росрыболовство озвучило потребность в финансировании на строительство новых судов в объеме 1 670 млрд руб., в то время как выручка от оптовых продаж продукции морского рыболовства, при улов ах 3,2 млн тонн (без внутренних водоемов), по данным Росстата в 2006-2008 г., составляла всего 80-85 млрд руб. (по рыбохозяйственному комплексу в целом - 150 млрд руб.).
В итоге получилось, что запрошенное финансирование на строительство нового флота эквивалентно выручке отечественного рыболовства за 20 лет, да и с трудом верится, что вновь построенный флот, за счет дополнительного вылова 3,3 млн тонн (к 2020 г.), получит такую выручку от выпуска продукции из этого улова, что обеспечит возврат, вложенных в новое строительство, средств!
К тому же цена продукции из этих дополнительных ресурсов намного меньше цен на продукцию из интенсивно осваиваемых ресурсов российской экономической зоны и ближних традиционных районов промысла, а величина уловов не настолько велика, чтобы компенсировать разницу в ценах и вернуть, вложенные в новое строительство, средства. И именно по этой причине промысел в отдаленных районах Мирового океана, как правило, убыточен, в лучшем случае - низкорентабелен. Касаясь цены на суда, стоит обратить внимание на то, что в рассматриваемый период времени наблюдалась активная тенденция опережающего роста цен на энергоносители, металлы и, соответственно, продукцию судостроения и машиностроения, по сравнению с ценами на продовольствие, и, в частности, рыбные товары.
Так, по данным МВФ и Index Mundi, за период с 2002 по июль 2010 года индекс цен на энергетическое топлив о увеличился в 2,5, металлы - в 2,5 раза, индустриальную продукцию (включая машиностроение) - в 1,9 раза, при этом общий индекс цен на продовольственные товары увеличился только в 1,7 раза, из него на рыбу и рыбные товары в 1,3 раза.
Заметим, что 2-4 кратный рост цен на продукцию судостроения и судов ого машиностроения не сопровождался адекватным увеличением производительности, что связано с биологическими ограничениями величины потенциальных уловов.
Так, величина суточной заморозки, спроектированных и построенных в Испании в конце 1980-х и начале 1990-х годов БМРТ проекта 1305D (тип «Сотрудничество»), после их модернизации в середине 1990-х годов составляла 250 тонн, а проектируемый еще в те годы норвежскими конструкторами новый траулер- завод способен был в сутки замораживать 300 тонн продукции. При этом, цена одного БМРТ проекта 1305D, с учетом затрат на модернизацию, составила 35-37 млн долл. США, при прогнозируемой заводской цене нового судна в 120-130 млн долларов.
Столь резкое увеличение цен на продукцию судостроения и судов ого машиностроения привело к уменьшению масштабов зарубежного промыслового судостроения и увеличению возраста добывающих судов во флотах всех в едущих рыболовных стран. В этих условиях большинство иностранных рыболовных компаний пошло по пути реконструкции, модернизации и переоснащения судов. Например, все, эксплуатирующиеся на промысле минтая в американской экономической зоне, траулеры-заводы (построены в США в 1969-1981 годах) в середине 1990-х годов были модернизированы в Норвегии, Японии, ФРГ. Отметим, что некоторые из них были перестроены в траулеры из судов другого назначения (сухогрузы, десантные корабли).
Значительным препятствием для отечественных верфей было отсутствие качественного отечественного судового комплектующего и технологического оборудования, а именно они определяют производительность и доходность самого судна, стоимость которых в цене рыбодобывающего судна доходит до 70%. Машиностроительная промышленность СССР не обеспечивала изготовление всей номенклатуры необходимого судов ого комплектующего оборудования, поэтому основная его часть изготавливалась в странах СЭВ. В ходе рыночного реформирования экономики стран Восточной Европы, часть традиционных производителей судов ого оборудования ликвидирована, часть - переориентирована на другое производство, некоторые про- изв одители оказались на Украине. Часть оставшихся на территории России традиционных производителей не пережила последствий рыночных преобразований и обанкротилась.
А судовое оборудование, которым был укомплектован, доставшийся в наследство от советского рыболовства, добывающий флот существенно уступало по большинству технических характеристик иностранным аналогам и не соответствовало ужесточающимся требованиям международных морских и экологических организаций и потребительских рынков.
Для комплектующего оборудования отечественного флота тех лет была характерна низкая производительность, высокое потребление энергоресурсов, большие массогабаритные характеристики, ненадежность и низкое качество изготовления, необходимость значительных затрат на ремонт и техническое обслуживание, отсутствие развитой сети сервисного обслуживания.
При строительстве современных типов судов и модернизации имеющихся судов использование, производимого в то время, отечественного оборудования весьма ограничено, а приобретение необходимого импортного оборудования увеличивало стоимость судна на сумму таможенных платежей, сборов и НДС, суммарно составляющих почти 30% таможенной цены оборудования.
Относительно быстрым и недорогим направлением обновления флота, который рассматривался в рассматриваемый период лет, являлась модернизация судов, а опыт отечественных и зарубежных рыбопромысловых компаний показывал, что, оснастив современным судовым оборудованием добывающее судно традиционного типа, можно добиться приближение его промысловых и производственных характеристик к современным аналогам.
Стоимость модернизации судов одного и того же типа может существенно различаться, однако всегда стоимость модернизации значительно ниже стоимости нового судна, а сроки модернизации - в несколько раз меньше, чем при новом строительстве.
Затраты капитала на тонну уловов, при модернизации имеющихся судов по сравнению с новым строительством, меньше в 4-5 раз. Несмотря на столь очевидные преимущества, модернизация промысловых судов, в отличие от развитых рыболовных стран, широкого распространения в отечественном рыболовстве не получила.
В вопросе модернизации судов наибольший интерес тех лет представляет опыт единственной в России компании (ОАО «Мурманский траловый флот»), осуществившей в 2008 году масштабную модернизацию промыслового флота.
Проведенная модернизация 7 единиц РТМКС проекта 488 типа «Моонзунд», для промысла массовых пелагических видов рыб, привела к изменению всей технологической цепочки: от поиска рыбы, способа выгрузки рыбы из трала и транспортировки рыбы в охлажденной забортной воде до быстрого замораживания при отсутствии подпрессовки в вертикальных морозильных аппаратах.
Суточные уловы модернизированных судов на промысле массовых пелагических видов рыб в Северной Атлантике показали уловы выше однотипных стандартных судов этого же типа на 30-40%.
На модернизированных судах уменьшилась трудоемкость промысловых и производственных операций, снизились энергетические затраты, повысилось качество готовой продукции, и как следствие - увеличились доходы из добытого рыбного сырья. Важнейшим фактором преимущества модернизации являлись и сроки его проведения. Так, если строительство головного крупнотоннажного траулера занимает 30-36 месяцев, а серийного - 18-24 месяца, то сроки модернизации аналогичного по классу судна, в зависимости от числа модернизируемых элементов и объема работ, находилось в диапазоне 6-12 месяцев. В соответствии с Концепцией и разными программами до 2020 года, по мнению Росрыболовства, необходимо было построить от 200 до 1000 различных по классу промысловых судов.
Еще раз напоминаем, что практическое исполнение программ строительства промысловых судов за счет иностранных кредитов с конца 1980-х до середины 1990-х годов, в ходе которых было построено 98 современных судна, заняло полных 12 лет. При этом ситуация для обновления промыслового флота в тот период была несопоставимо лучше ныне существующей ситуации:
в строительстве были задействованы 14, специализированных на промысловом судостроении, верфей из 4 европейских стран;
не было особых проблем с привлечением долгосрочных кредитов европейских стран и отечественных гарантийных инструментов для целей кредитования судостроения;
укомплектование судов производилось за счет новейшего, в тот период, европейского оборудования, при этом таможенные налоги и сборы со стоимости оборудования не взимались;
процесс «распыления» рыболовных активов только начинался, а российские рыболовные компании не успели испортить свою кредитную историю;
цены на промысловые суда и комплектующее оборудование были в 2-4 раза меньше цен нынешних аналогов;
большинство европейских стран, в тот период, субсидировало национальное судостроение, в результате чего цены на суда для российских компаний были ниже на 15-20%.
Следовательно, с учетом проведенного анализа фактического наличия промыслового ресурса и состояния рыбодобывающего флота, можно сказать, что, в рассматриваемый период времени и на ближайшие от него 7-10 лет, не было иной альтернативы кроме масштабной модернизации, в качестве инструмента обновления, отечественного рыбопромыслового флота постсоветской России.
А для повышения эффективности отечественного морского рыболовства было бы более целесообразно, в рассматриваемый период, в отличие от слабо аргументированной концепции судостроения, модернизировать и переоснастить порядка 200-300 единиц некоторых типов, относительно производительных и приличных по техническому состоянию, имеющихся добывающих судов. Только предварительные расчеты рыбаков в те годы, показали, что, при примерных затратах в размере 30-50 млрд руб., в результате модернизации и переоснащения эти суда могут обеспечить вылов и достаточно высокий уровень переработки порядка 2 млн тонн в одных биоресурсов. Но не только вылов, но и повышение качества продукции, увеличение глубины переработки сырья и, как следствие, увеличение выручки от продаж и снижение операционных издержек!
ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РОССИИ
Еще в сентябре 2010 года на V Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке обсуждался вопрос о целесообразности создания лизинговой компании, как финансового инструмента при строительстве судов. На данном этапе деятельности отечественного рыболовства был выведен вполне аргументированный довод, что проблема заключается не в отсутствии лизинговой компании как таковой, а в отсутствии в России источников «длинных» денег. И это понятно, поскольку лизинговые компании берут деньги на свои программы в банках, собственные средства банков или депозиты населения и предприятий, а также из иных источников «длинных» денег, таких, как пенсионные и страховые накопления.
В развитых странах установленный нормативный срок окупаемости строительства добывающего судна после ввода в эксплуатацию составлял на тот период 8,5 лет, а после модернизации и ремонта - 5 лет. Кроме того, срок строительства добывающего судна занимал, в зависимости от класса судна и верфи, от 12 до 36 месяцев, то есть необходимы были кредиты на сроки от 6-7 (модернизация) до 10-12 лет (новое строительство).
Потенциально все внутренние источники долгосрочных пассивов (источников «длинных» финансовых ресурсов) в России на 01.07.2010 года (Рынки РБК) составляли примерно 3-4 трлн руб., в том числе: депозиты населения в России составляли 4,2 трлн руб. (57 тыс. руб. на человека, а за вычетом обязательств перед банками по потребительским кредитам - 30 тыс. руб.). Как источник «длинных» денег ресурс довольно сомнительный, так как депозиты в подавляющем большинстве не превышали одного года (для справки: уровень депозитов населения в % по отношению к ВВП в России составлял 12%, Индии - 35%, Китае и Италии - 60-80%).
Банковские ресурсы - собственные источники банков 3,8 трлн руб. и на счетах в банках средства предприятий 0,3 трлн руб., итого - около 4 трлн рублей. Средства банков не играют существенной роли в финансировании реального сектора. В 2009 году основным источником инвестиций в основной капитал были собственные средства предприятий, тогда как на кредиты пришлось только 7% общего объема финансирования. Способность банковского сектора финансировать модернизацию экономики сильно ограничена отсутствием долгосрочных и дешевых денежных ресурсов у самих банков. По состоянию на 1 января 2010 года портфель корпоративных кредитов сроком более трех лет составил 4,64 трлн рублей, тогда как объем привлеченных на аналогичный срок средств предприятий и населения - всего 1,76 трлн рублей.
Заинтересованность банков в выдаче долгосрочных кредитов формируется не только за счет наличия возможности долгосрочного кредитования, но и существенных институциональных проблем и рисков, горизонт планирования и инвестиций по-прежнему будет оставаться коротким. Долгосрочное финансирование, с точки зрения банков, - это повышенные риски, которые необходимо учесть в условиях предоставления кредита, прежде всего, в конечной процентной ставке. Таким образом, кредитование оказывается либо слишком дорогим для заемщика, либо слишком невыгодным для банка.
На руках у населения находилось в то время еще около 1 трлн руб. наличных денег (значительная часть средств населения отвлечена в приобретение инвестиционной недвижимости, в качестве средств сохранения сбережений).
Пенсионные накопления составляли на тот момент 0,9 трлн руб., из них 80% находились под управлением ВЭБ. Тоже сомнительный источник, поскольку, из- за ожидаемого дефицита пенсионного фонда, в 2011 году даже увеличился размер социальных отчислений от оплаты труда! Ресурсы страховых компаний нет смысла рассматривать, из-за неразвитости страхового рынка в России.
Если условно разделить расчетные «длинные» деньги на всех, то, исходя из удельного веса рыбохозяйственного комплекса, в экономике России 0,2% ВВП, на тот период, он мог потенциально претендовать примерно на 8 млрд руб. или 267 млн долл. США. Ну, и если уж совсем верить Росстату, то примерно эта сумма и так вкладывалась в эти годы в рыбохозяйственный комплекс в объеме 260-340 млн долл. США.
Нельзя не обратить внимание и на бухгалтерские отчеты, рейтингового агентства «Эксперт РА», который регулярно публиковал данные о лизинговом бизнесе в России. Так, по состоянию на 01.10.2010, текущий портфель лизинговых контрактов составлял около 930 млрд руб., из них на три крупнейшие лизинговые компании («Сбербанк лизинг», «ВЭБ лизинг», «ВТБ лизинг») приходилось 37% или 346 млрд рублей. В целом же предполагалось, что общая сумма новых контрактов 2010 года достигнет 500 млрд руб., и из них на большую тройку придется более 150 млрд рублей.
Ну, а уж если рассматривать отраслевую структуру вновь заключенных контрактов, то наибольший удельный вес приходился на железнодорожную технику (более 33%) и авиационный транспорт (15%), а на все виды морских и речных судов - только 3,3% или около 17 млрд рублей. Даже если все эти деньги были бы использованы на нужды рыболовства, что само по себе уже невероятно, то, по ценам тех лет, это 5-7 новых БМРТ. Необходимо отметить и то, что сюда не включен Росагролизинг, который, по состоянию на 01.01.2009 года, держал текущий портфель лизинговых контрактов в объеме 78 млрд рублей.
Не упускалась из виду и другая, не менее значимая проблема, по сравнению с отсутствием института «длинных» денег, - отсутствие механизма гарантий возврата платежей за суда. Но даже если в исследуемые времена и появилась бы морская лизингов ая компания, то ее требования к получателям судов не сильно бы отличались от требований банков!
Привлечение «длинных» финансовых ресурсов осложнилось бы отсутствием потенциальных заемщиков, соответствующих критериям надежности для финансовых институтов. Высокие риски рыболовства, как вида деятельности, в России усугублялись низким уровнем концентрации рыболовного бизнеса, непрозрачностью товарных и финансовых потоков, высокой степенью влияния внесистемных факторов, включая отраслевые и региональные власти.
Отечественное морское рыболовство было «распылено» на множество мелких компаний, которые ну никак не могли быть в то время привлекательными заемщиками-лизингополучателями.
Всего 8 рыболовных компаний имели на то момент устойчивый объем уловов более 60 тыс. тонн в год и 15-20 компаний от 30 до 60 тыс. тонн, остальной отечественный рыболовный бизнес «распылен» между более чем тысячей рыболовных компаний. Удельный вес 8 крупнейших отечественных рыболовных компаний в 2007-2008 годах, в объемах уловов России составлял всего 28%, выпуску рыбных товаров - 23%, выручке от продаж - 17%, численности промыслового флота - 9%. При вылове в морских районах промысла примерно 3,3 млн тонн в 2009 году выручка от продаж продукции морского рыболовства составила 62 млрд руб., а по другим данным того же Росстата - 80 млрд рублей. При существующих ценах, в эти годы, на новые суда, непрозрачности бизнеса и «качестве» балансов большинства рыболовных компаний, ни один банкир или работник лизинговой компании, без существенного залога или иного адекватного обеспечения, не дал бы среднестатистическому рыболовному заемщику-лизингополучателю даже списанную шлюпку!
Да и опять же, возвращаясь к технологическим возможностям отечественных верфей по обновлению рыбопромыслового флота, нельзя проигнорировать заключение бывшего руководителя ОАО «ОСК» Романа Троценко который так прямо и говорил, что заказы на судостроение рыбопромысловых судов... «это не наш рынок». И он был искренен и совершенно не лукавил, поскольку судостроительная промышленность СССР была ориентирована на военное кораблестроение, а основное пополнение промыслового флота производилось за счет судостроения стран-членов СЭВ. Опять же, в силу конструктивных особенностей добывающих судов, привлекательность их строительства, как отметил тот же Роман Троценко, существенно ниже, чем при оборонных и «нефтяных» заказах.
Здесь будет уместным напомнить еще об одном и не менее интересном и популярном механизме использования долей квот добычи водных биоресурсов в качестве залога для строительства судов, который не совсем устраивал Председателя Правительства Дмитрия Медведева, выразившего полное недоумение на совещании под его председательством, прошедшем в июле 2012 года:
«Я так с трудом представляю себе банки, которые будут определять стоимость квот с учетом того, что, откровенно говоря, это не очень стойкое обеспечение, потому что в любой момент государство, по тем или иным причинам, может принять решение об отмене квоты. И что будет банк делать? Нет, я просто говорю, что это немного странная вещь, потому что, на мой взгляд, этот способ обеспечения исполнения длительного обязательства в любой момент может превратиться в прах».
Ну и уж если сам Председатель Правительства говорил о нестабильности «...по тем или иным причинам...» в его ведомстве и что доля квот как банковская закладная «...в любой момент может превратиться в прах», то какие такие преференции от Правительств, а могли в то время ожидать рыбаки в перспективе долгосрочного использования этих самых квот и гарантированного правового баланса в вопросе обновления рыбопромыслового флота России!
Вот именно, как раз то отсутствие реального механизма гарантий, в результате не стабильности «...по тем или иным причинам...» и осложняло привлечение кредитов и инвестиций в отечественное морское рыболовство.
А если учесть, что в российском рыболовстве ликвидным активом являлись не суда, а квоты, которые, в свою очередь, не были привязаны к судам, что позволяло, в случае невозможности возврата кредитов, полученных на строительство судов, просто бросить судно или вернуть его кредиторам, а на не выплаченные средств а приобрести другие суда, на которых и вести в дальнейшем промысел по закрепленным за компаниями квотам.
Процедура же банкротства неплательщика могла длиться годами, что ему совсем не мешало осваивать и получать доход от реализации ресурса по закрепленным за предприятием объемом квот!
Кстати сказать, в первом варианте Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, принятой 2 сентября 2003 года за № 1265-р, было абсолютно правильно указано на необходимость создания рыночного механизма вторичного перераспределения квот (долей в квотах) между пользователями. К сожалению, в базовом Законе о рыболовстве данные нормативно-правовые акты так и не получили своего развития.
Хотя во многих развитых рыболовных странах квоты (доли) в различной форме законодательно закреплены за судами или находятся в свободном рыночном обороте. Наличие в необходимом количестве квот у заемщика, является главным критерием выдачи кредита, а залог (ипотека) судна - только вспомогательным элементом гарантий. В исследуемый период деятельности рыболовства страны, св ободное обращения квот (долей) было фактически запрещено, а переход прав на квоты (доли) мог осуществляться только по результатам аукционов.
Такие ограничения не позволяли использовать квоты в качестве инструментов минимизации рисков кредиторов при привлечении финансирования, а также не мотивировали пользователей квот на возврат заемных средств, на консолидацию и повышение эффективности рыболовного бизнеса.
Перспективным инструментом минимизации рисков, для целей финансирования обновления флота, мог бы стать институт государственных гарантий по кредитам, получаемым с целью инвестиций в модернизацию предприятий и технологий. Гарантийные инструменты позволили бы решить проблему без дополнительной существенной нагрузки для бюджета, поскольку гарантии являются условными бюджетными обязательствами. Мультипликативный эффект этого механизма очень высокий, так как позволяет на каждый рубль гарантии привлекать как минимум 1,52 рубля кредитов.
Ну и, как следствие, в результате проведенного анализа, можно смело прийти к заключению, что в рассматриваемые годы необходимо было не аккумулировать новые структуры, вроде лизинговых компаний, а реально создавать условия повышения мотивации бизнеса в инновационном развитии, механизмы привлечения денег в рыбный бизнес и инструменты минимизации рисков, как-то: оборот долей, государственные гарантии, укрупнение компаний, прозрачность бизнеса и т.п.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КВОТ, РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с обновленным федеральным законом от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», подписанным президентом России еще 3 июля 2016 года, в обиходе рыбохозяйственной отрасли появилось новое законодательное определение:
«Инвестиционные квоты - новая мера государственной поддержки, направленная на модернизацию рыбопромыслового флота и развитие переработки рыбной продукции».
А еще годом ранее, в октябре 2015 года, на заседании президиума Государственного Совета РФ были приняты решения по государственной поддержке обновления рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих мощностей, увеличению переработки рыбного сырья, локализации добавленной стоимости и рабочих мест на территории Российской Федерации. Порядок использования мер государственной поддержки, предоставления доли квоты вылова на инвестиционные цели, требования к объектам инвестиций и перечень ВБР для этих целей определены в постановлениях правительства Российской Федерации от 25.05.2017 года за № 632 и за № 633, от 27.05.2017 года за № 648 и в распоряжении от 20.04.2017 года за № 764-р.
Как следует из материалов Коллегии Росрыболовства 2021 года, к настоящему времени идет полномасштабная реализация инвестиционных квот и уже заключены и представлены в Росрыболовство 35 судостроительных контрактов на строительство судов-краболовов на территории Российской Федерации.
Объем инвестиционных обязательств составил порядка 60 млрд рублей. Все суда должны быть введены в строй не позднее 2024 года. Заказы на 15 из 35 судов размещены в соответствии с мерами господдержки по предоставлению субсидии из федерального бюджета в размере 20% от стоимости строительства на судостроительных предприятиях Дальневосточного федерального округа: 8 единиц - на ПАО «Находкинский судоремонтный завод», 5 - на АО «Восточная верфь», 2 - на АО «Хабаровский судостроительный завод».
Объем инвестиций в краболовы, строящиеся на верфях Дальнего Востока, составляет около 25 млрд рублей. Также на сегодняшний день уже заключено 79 договоров на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства с общим объемом привлекаемых инвестиций порядка 195 млрд руб., из которых 55 договоров заключены на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (30 - для Дальневосточного и 25 - для Северного рыбохозяйственных бассейнов) с объемом инвестиций 174 млрд руб. и 24 договора о строительстве новых рыбоперерабатываюших заводов (13 - на Дальнем Востоке и 11 - на Севере) общей стоимостью 21 млрд рублей.
Великолепно идут дела в сегменте крупнотоннажных судов - из 26 строящихся 12 уже спущены на в оду, а на верфях Камчатки будут заложены 6 судов для Рыболовецкого колхоз а им. В.И. Ленина на заводе ООО «Научнопроизводственный центр «Торсиотест». Не отставая от корабелов, наступательными темпами идет строительство рыбоперерабатывающих заводов, которое также реализуется в соответствии с механизмом инвестиционных квот и уже построено на Дальнем Востоке и готов о к запуску девять заводов.
Тем не менее, в материалах коллегии не представлена информация о накладке при строительстве судов для рыболовецкого колхоза им. Ленина на прибалтийском заводе «Янтарь», входящего в Объединенную судостроительную корпорацию («ОСК»), которая обсуждалась в рамках совещания в Совете Федерации 12 марта 2020 года. На совещании министр рыбного хозяйства Камчатки Андрей Здетоветский поднял вопрос о правомерности требования «ПСЗ Янтарь» пересмотреть контрактную цену серии из трех траулеров в большую сторону, поскольку при контракте в 4,8 млрд руб. ПСЗ понес 1,6 млрд руб. дополнительных расходов из-за проблем с проектной документацией.
Как отметили эксперты, строительство этих траулеров стало проблемным еще на этапе переработки проектной документации под условия российского регистра: параллельное проектирование и строительство привело к переделкам и увеличению себестоимости. Вследствие чего, АО «ПСЗ Янтарь» потратил на первый траулер на 87% больше денег, чем получил от заказчика.
Однако не исключается экспертами и то, что верфь изначально предложила слишком низкую цену, рассчитывая значительную часть общих операционных расходов завода переложить на военные заказы, но это не удалось.
Возникший среди рыбопромысловых компаний вопрос, почему верфь отправила РК им. Ленина письмо с требованием увеличить стоимость контракта уже после подписания акта приема-передачи первых двух судов, так и не получили ответ, а ситуация с увеличением цены больше походила не на производственные издержки, а на банальный шантаж. При том, что третье судно уже находилось, на тот момент, в стадии приемки, а на верфи строился еще один, заказанный компанией, траулер. Соответственно, с учетом возникшей ситуации на АО «ПСЗ Янтарь», актуальными остаются, на данный момент, 2 вопроса:
1. Каким образом АО «ПСЗ Янтарь» предполагает урегулировать удорожание 3-х судов, построенных для колхоза им. Ленина на треть, на 1,6 млрд руб., при начальной цене 4,8 млрд рублей?
2. Поскольку одной из основных причин этого является несоответствие технологии проектирования судов в России и Норвегии, то каким образом АО «ПСЗ Янтарь» собирается устранить это в будущем?
А, по данным Минпромторга, из 43 судов стоимостью 166,5 млрд руб., которые компании обязаны построить по итогам аукционов по розыгрышу квот на вылов, официально перенесена сдача семи единиц на срок от 8 до 21 месяца.
Если слегка отойти от материалов Коллегии Росрыболовства 2021 года, то нельзя не обратить внимание, что, по мере реализации данной меры государственной поддержки в виде инвестиционных квот, наиболее активно она была использована заявителями в сегментах промысла высокорентабельных экспортно-ориентированных объектов, таких как крабы и минтай, а также - при строительстве менее капиталоемких и быстровозводимых береговых рыбоперерабатывающих предприятий.
Стоит обратить внимание и на то, что даже в крупнейшем сегменте дальневосточного рыболовства - промысле минтая и сельди, реально мерами государственной поддержки смогло воспользоваться небольшое число крупных организаций, что негативно сказалось на авторитете и доступности внедряемых инвестиционных квот, особенно для мелких прибрежных рыболовецких колхозов и артелей.
Тем не менее, стоит сказать и еще об одном негативном факторе развития инвестиционных квот, проявившемся в том, что меры государственной поддержки инвестиций, при отсутствии ограничений на новые промысловые мощности, привели к их излишкам и трансформировались в механизм перераспределения дефицитных сырьевых ресурсов и поддержки ограниченного числа организаций.
То есть, уже существующих, без вливания в них новостроя, рыбодобывающих мощностей оказалось намного больше, чем самих ресурсов, что и послужило причиной перераспределения вышеуказанных дефицитных сырьевых ресурсов с предполагаемой их передислокацией в руках «избранных» игроков отрасли.
А, следовательно, есть все основания предположить, что внедренное в тело рыбохозяйственной отрасли «модное» законодательное определение как «инвестиционные квоты», направленное на модернизацию рыбопромыслового флота, послужило дымовой завесой для банального перераспределения объема водных биологических ресурсов в руках, сформировавшейся к настоящему времени, элиты отрасли.
Может быть поэтому, при формировании требований к инвестиционным проектам, в 2018 году Росрыболовство приоритетным направлением выбрало наделение инвестиционной квотой крупнотоннажные суда?
И, как следствие, более 40 градо- и поселкообразующих предприятий, рыболовецких колхозов должны отнять у себя 20% закрепленных за ними ресурсов под инвестиционные проекты, а в случае закрепления лоббируемого сейчас предложения «о донаделении» до 50%, они потеряют половину своего ресурса!
А это значит, что от Мурманска и до Камчатки эти населенные пункты будут лишены существенной части бюджетных отчислений и средств для инфраструктуры с населением около 150 тысяч человек.
Вот и получается, что основная часть рыбохозяйственных организаций, особенно рыболовецких колхозов, расположенных в небольших прибрежных городах и поселках, обеспечивающих занятость населения, оказалась вне инвестиционного процесса. А в сегментах промысла менее рентабельных объектов, ориентированных прибрежным промыслом преимущественно на внутреннее потребление или на ресурсы, которые рыболовством не осваиваются, меры государственной инвестиционной поддержки не привели к требуемым результатам.
В связи с вышесказанным, хотелось бы обратить внимание правительства на то, что существенной поддержкой для финансового развития прибрежных рыболовецких колхозов и артелей было бы целенаправленное стимулирование строительства рыбопромысловых судов, предназначенных для промысла объектов, в отношении которых не устанавливается общий допустимый объем вылова, с рекомендуемой величиной его изъятия, включая сардину иваси, до 1,1 млн тонн, что пока с трудом осваивается на четверть.
А с учетом, возникшего в отрасли, негативного фактора перераспределения дефицитных сырьевых ресурсов и поддержки ограниченного числа организаций, с предполагаемой их передислокацией в руках избранных игроков, было бы целесообразно оказать государственную инвестиционную поддержку прибрежным рыболовецким колхозам и артелям по возврату им, изымаемой у них, части ликвидного объема водного биологического ресурса с последующим направлением полученного дохода от их реализации в сегмент освоения неодуемых видов рыб и строительства судов кошелькового лова, с целью возрождения этого вида промысла в прибрежных водах России.
В заключение, с учетом выше проведенного анализа исторического развития института инвестиционных квот в отечественном рыболовстве, необходимо отметить, что их реализация проходила и проходит при неполной готовности отечественных верфей построить высокотехнологичные и современные рыбодобывающие суда, при отсутствии должных объемов финансовых средств и, самое главное, остро ощутимого, особенно на сегодняшний день, дефицита водных биологических ресурсов для обеспечения новой меры государственной поддержки, направленной на модернизацию рыбопромыслового флота и развитие переработки рыбной продукции.
Плюс к этому, по консолидированному мнению отраслевого экспертного сообщества, запуск в производство перераспределения объемов квот под проект инвестиционных квот, приведет к следующим трагическим последствиям:
- к полному лишению средств существования населения прибрежных поселков и разв алу социальной инфраструктуры, в связи с потерей исторической доли квот и отсутствием финансовой возможности выхода на промысел других и менее ценных пород рыб;
- укрупнение бизнеса за счет разорения и ликвидации мелкого-среднего звена рыбопромышленного сообщества приведет к потере рабочих мест и средств для существования миллионов семей;
- формирование ограниченного числа крупных рыбодобывающих компаний приведет к обратному эффекту, а именно - произойдет не насыщение внутреннего рынка рыбной продукцией, а еще больший отток ее на экспорт, в связи с финансов ой недоступностью для населения страны возможности покупать продукцию «высокого передела» по ценам мировых стандартов;
- произойдет еще большее насыщение рыбного рынка России более дешёвым импортным аквакультурным ресурсом, значительно уступающим по своим медицинским показателям отечественной дикой рыбе, что не замедлит сказаться на здоровье нации, что само по себе уже является недопустимым, если не преступным, особенно в период бушующей мировой пандемии.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Годовые показатели по виду деятельности рыболовство, рыбоводство
Положительным фактором влияния на исторические показатели отрасли послужило увеличение объемов вылова, наращивание производства и экспорта рыбопродукции, закрепление за организациями долей квот вылова, снижение налоговой нагрузки, высокий спрос на рыбу, при благоприятном для экспорта курсе рубля, что незамедлительно сказалось на росте прибыли и улучшении финансового состояния организаций рыболовства и рыбоводства.
Если в начале 2000-х годов рыбохозяйственная деятельность была низкорентабельной, то, начиная с середины 2010-х годов, в силу указанных ранее причин, стала высокорентабельной и в настоящее время в 5,5 раз превышает среднее значение по экономике.
Налоговая нагрузка на рыболовство, рыбоводство, исчисленная по методике ФНС (без учета страховых сборов), с середины 2000-х годов снизилась в 1,5 раза и, несмотря на рост, с 2015 года по- прежнему остается немного ниже среднего значения по экономике.