Российские сенаторы ответили Глебу Франку
19.10.2021
Источник: nord-news.ru
В Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации 12 октября прошло заседание «круглого стола» на тему: «О возможном влиянии расширения механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов». Без преувеличения, к данному мероприятию готовилась вся рыбацкая Россия: от Камчатки и Сахалина до Архангельска и Мурманска. Рыбопромышленники переживали. Серьезно отнеслись к «круглому столу» и руководители приморских территорий. В результате полуторачасового заседания сенаторы не поддержали предложенные представителем собственника Русской рыбопромышленной компании (собственник Глеб Франк - зять Геннадия Тимченко) инициативы по безвозмездному «донаделению» строящихся на отечественных верфях рыболовных судов. «Аргументы» за изменение изначально установленных государством в 2016 году равных для всех рыбопромышленников правил расчета государственной поддержки не убедили членов верхней палаты Федерального собрания. |
Сенаторы сказали нет «донаделению» «инвестиционных» судов сырьевыми ресурсами за счет изъятия части объемов сырья из рыбных квот у рыбодобывающих организаций, не участвующих в программе «инвестквот».
Весьма осторожно сенаторы отнеслись и к срокам начала предлагаемого Федеральным агентством по рыболовству второго этапа отраслевой «инвестиционной» программы - 2022 или 2023 годы. Сенаторы от арктических регионов высказались конкретно. Они за остановку программы «инвестиционных» квот на Севере страны по окончании первого этапа. Причем для любых водных биоресурсов. Причина - на Северном рыбохозяйственном бассейне формируется явный переизбыток производственных мощностей (промысловых судов и береговых рыбзаводов) по отношению к промысловым запасам Баренцева и Норвежского морей. Это касается и рыбы, и крабов. Кроме того, по мнению сенаторов, «второй законодательный передел» рыбных и крабовых квот приведет уже реально к тяжелым экономическим и социальным последствиям для предприятий рыбного хозяйства нескольких арктических регионов.
Хотелось бы особо отметить тезисы об идеях Глеба Франка (зять Геннадия Тимченко), прозвучавшие в выступлении президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Германа Зверева. Он указал на удивительные умозаключения «экономистов» одного из крупных «инвесторов» (Глеб Франк - зять Геннадия Тимченко), который через пять лет после начала программы «инвестиционных» квот, сообщает государству, что первоначальный объем государственной поддержки для него оказался недостаточен («инвестиционные» квоты господдержки в объеме до 50% от производственной загрузки нового судна). Теперь он хочет полностью загрузить «инвестиционными» квотами свои будущие суда - на 100% их производственных мощностей.
Иными словами, собственник Русской рыбопромышленной компании (частное лицо) хочет, чтобы государство «по дружбе» подарило ему 900 миллиардов рублей. Ровно столько стоят в пятнадцатилетнем горизонте эти дополнительные квоты, отобранные по просьбе молодого человека у других российских рыбопромышленников.
С учетом состоявшегося обсуждения, а также заявленной темы: «О возможном влиянии расширения механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов» участники «круглого стола» скорее всего рекомендуют органам государственной власти следующее:
1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по рыболовству рассмотреть возможность:
-
проведения предварительного анализа влияния механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации, складывающегося к моменту завершения инвестиционных договоров на строительство объектов в рамках действующих инвестиционных механизмов;
проведения обсуждения результатов анализа влияния первого этапа механизма инвестиционных квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации с экспертным сообществом, ассоциациями и союзами рыбохозяйственных предприятий и представителями прибрежных субъектов Российской Федерации;
применения других экономических механизмов привлечения инвестиций в целях модернизации и обновления основных фондов рыбной отрасли и повышения эффективности использования водных биоресурсов, не влияющих на изменение ресурсного обеспечения рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации;
представления в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию информации о результатах проработки и обсуждения вышеуказанных рекомендаций.
2. Счетной палате Российской Федерации рассмотреть возможность:
-
включения в План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2022 год проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по реализации механизма инвестиционных квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предусмотренного Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 349-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», и его влияния на изменение ресурсного обеспечения и финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов прибрежных субъектов Российской Федерации.
Предварительный итог
1. Если выйдет такое решение в ответ на попытку приближенного к власти «частника», преследующего личные финансовые выгоды, заручиться поддержкой сенаторов в подходе к его идеям «продолжения революционных реформ» в рыбном хозяйстве, ведущим к дальнейшей дестабилизации экономической жизни на приморских территориях, то это будет принципиально важное решение представителей регионов в Федеральном собрании. Важное для многих тысяч работников рыбной отрасли России. И руководители предприятий, и руководители органов власти приморских субъектов Российской Федерации также скажут сенаторам честное спасибо. В целом повысится уровень доверия в отношениях бизнеса и законодательной власти, что в условиях непростой экономической ситуации в стране может обеспечить в ближайшем будущем принятие правильных управленческих решений.
2. Действительно Счетной палате Российской Федерации пора уже провести соответствующие контрольные мероприятия деятельности по использованию многомиллиардной федеральной собственности. А именно - осуществить контроль практического использования весьма существенных объемов дополнительных («инвестиционных») квот наиболее экономически интересных и высоколиквидных водных биоресурсов, распределенных приказами Росрыболовства участникам «инвестиционной» программы на 2020-2021 годы.
Есть ли для рыбного хозяйства страны изначально закладываемый государством экономический результат?
В частности, наблюдается ли за счет введенных в эксплуатацию в 2020-2021 годах «инвестиционных» объектов отраслевой рост объемов производства филе и фарша из российских водных биоресурсов: дальневосточного минтая, арктической трески и пикши? Ведь большинство введенных в эксплуатацию «инвестиционных» объектов (промысловые суда и береговые заводы) наделялись дополнительными квотами на вылов указанных видов водных биоресурсов для производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью. В целях повышения эффективности использования данных видов водных биоресурсов.
Для «повышения экономической эффективности использования рыбного сырья» по совету руководителей правительства (Д.А. Медведев, А.В. Дворкович), Минсельхоза России (А.Н. Ткачев) и Федерального агентства по рыболовству (И.В. Шестаков) в 2016 году Президент России подписал соответствующий федеральный закон, а Правительство России в 2017 году приняло несколько постановлений.
Так или иначе, в условиях медленного «погружения» рыбного хозяйства России в тяжелые «еще даже не итоги» первого этапа «инвестиционной» программы, который по факту закончится лет через пять, когда построят и введут в эксплуатацию последний «инвестиционный» объект, когда из рыбной отрасли под эту программу будет изъято не менее 500 млрд. рублей - у государственных людей начали возникать вопросы и сомнения.
Сенаторы, рыбопромышленники, руководители приморских регионов уже настороженно считают первые экономические и бюджетные результаты, а также дальнейшие перспективы - пока радоваться нечему.
Впереди новый парламентский год. Что он принесет рыбной отрасли страны - зависит от того, чьи аргументы и позиции в Федеральном собрании будут сильнее. Остается надеяться, что новый состав депутатов Государственной Думы, как и сенаторы, тщательно разберется в ситуации, и не пойдет на поводу у чиновников исполнительной власти, привыкших без всякого экономического, социального и территориального анализа «ярко» пропагандировать продолжение «революции» в рыбном хозяйстве России.
Валентин Балашов