e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Граждане! Повышайте культуру потребления рыбы!



05.06.2019 Источник: rybak-kamchatky.ru

Полуостров Камчатка своими очертаниями похож на рыбу. Ловим мы рыбы больше всех в России. Продаем огромное ее количество. Знаем о ней многое, устраиваем в честь нее праздники, открываем музеи. А любим ли мы рыбу? Умеем ли ее готовить и есть? Странные вопросы, не правда ли? Не правда. Вопросы эти возникают потому, что жизнь меняется, ритм ее ускоряется, а вместе с этим должны меняться и подходы к выпуску продуктов, и культура их потребления. Природа щедро одарила нас, камчатцев, морской рыбой – вкусным и натуральным во всех отношениях источником белка. Но в современном ритме жизни уже нет места непотрошеной рыбе, которую нужно до дома донести, разморозить, а потом самостоятельно обезглавить и выпотрошить. У многих из нас на это просто нет времени.

Между тем современный рыбный рынок для конечного потребителя уже давно предлагает совершенно другую продукцию. Зайдите в любой «Ашан» в Москве – там целые развалы доступной и качественной рыбы во всех ее видах: купить стейки трески, палтуса, кижуча, различные фарши, котлеты, рыбные палочки, другие полуфабрикаты. Не говоря уже о копченой, соленой и вяленой рыбе в мелкой и средней упаковке, пресервах и так далее. Такую же картину вы увидите и в других городах, вплоть до Владивостока. Ни одна из крупных торговых сетей уже не продает рыбные тушки, кое-как замотанные в полиэтиленовую пленку. Вакуумная упаковка – это как минимум, полностью готовый к употреблению продукт – как максимум.

До Камчатки в силу ее удаленности эти веяния, как и многое другое, дошли с опозданием. Благо среди переработчиков нашлись люди, посчитавшие, что и камчатцам пора переходить на более цивилизованное потребление рыбы. Настоящим пионером в новом подходе к выпуску рыбопродукции стало предприятие «Камчатская рыбная фактория». Больше года назад «КРФ» начала выпуск рыбы, филе и рыбного фарша в непривычной для нас упаковке. Отклик покупателей оказался более чем положительным: стейки рыбы разных видов, порционное филе в небольших упаковках, полностью обработанные тушки небольшого размера в вакуумной упаковке – все это пришлось камчатцам по вкусу. «Приятно взять в руки эту упаковку, удобно и быстро размораживать. Готовится за пятнадцать минут», – говорили нам покупатели, у которых мы интересовались впечатлениями от продукции «КРФ».

Сегодня мы вновь встречаемся с директором ООО «Камчатская рыбная фактория» Владимиром Костровым, чтобы поговорить о развитии предприятия.

– Владимир Викторович, философия, или как сейчас модно говорить, миссия вашего производства не изменилась за это время?

– Наша философия и подходы к производству продукции неизменны – поставка в торговую сеть Петропавловска качественной и максимально удобной для потребителя рыбопродукции. Все больше и больше камчатцев привыкают к ней и к нашим инновационным подходам ее подачи. В первую очередь я имею в виду порционное филе рыбы. Мы выпускаем в этом виде минтая, треску, лосося и т. д. Это пока наш эксклюзив: в таком виде филе на Камчатке пока никто не производит. Это очень удобный в приготовлении продукт, на который уже перешла практически вся западная часть России. Будучи принесенным домой, это филе размораживается 10 минут и готовится еще 10 минут на сковороде, в духовке, микроволной печи, мультиварке – на выбор. Мы гордимся тем, что стали новаторами в этом вопросе на полуострове, и будем продолжать развивать наше производство этой группы продукции.

Кроме того, производили и производим мы нашу продукцию, соблюдая все принципы натуральности. На производстве не применяется никакой химии, используются только традиционные рецепты соления, копчения и вяления рыбы. Мы сами, наши семьи, включая детей, любим и едим то, что производит «Камчатская рыбная фактория».

Неизменным остается и наш главный приоритет – это интересы потребителя продукции. Цивилизованно упакованную рыбу в камчатскую торговую сеть отпускают единицы. Мы же сразу поставили себе цель – при продаже показывать товар лицом. Упаковка должна быть красивой и качественной, удобной для покупателя, а приготовление рыбы не должно вызывать трудностей.

Насытить камчатские прилавки такой продукцией объективно могут только предприятия малого и среднего бизнеса. Регион наш маленький, и потребление рыбы, даже если мы все будем есть ее каждый день, все равно останется небольшим. Поэтому крупный бизнес не будет здесь организовывать продажу рыбопродукции именно для конечного потребителя. А малый бизнес прекрасно заполнит эту нишу и справится с наполнением рынка, даже несмотря на трудности.

– Значит, трудности все-таки есть? Какие именно?

– Самая большая наша трудность – это обеспечение производства качественным сырьем.

– То есть, добытчики рыбы недостаточно поставляют в Петропавловск рыбы?

– Да. Сырья нам, переработчикам, не хватает для того, чтобы линии предприятия работали непрерывно по всем наименованиям ассортимента. Мы постоянно находимся в поиске этого сырья. Очень много из предлагаемой рыбы приходится отбраковывать, потому что мы не можем себе позволить выпускать продукцию второго сорта. Как говорится, свежесть у рыбы может быть только одна – первая и она же последняя. Выпускать филе из некачественной рыбы мы не будем.

На нехватку сырья сильно влияет и ценовая политика на рыбном рынке. Как это ни печально, как только наши китайские соседи начинают интересоваться какой-то рыбой, она тут же становится недоступной для нас по цене. И мы вынуждены даже очень популярные наименования исключать из производства. Яркий пример – стейки из макруруса. Они пользовались огромным спросом у наших земляков, но сейчас макрурус очень дорого покупают китайцы, и он тут же пропал из поставок сырья. Такая же история с навагой и камбалой. Если сейчас мы покупали бы камбалу по той цене, которую за нее дают китайцы, то выпущенное из нее филе продавалось бы по 350 рублей за килограмм. Мы прекрасно понимаем, что такая цена для потребителя не приемлема.

Почему при огромных объемах вылова на Камчатке нашему небольшому предприятию трудно найти сырье? Потому что наши партнеры-поставщики во многом нацелены на продажу его во Владивосток и на внешний рынок. Мы их прекрасно понимаем: там объемы продажи совершенно другие. Поэтому мы с уважением относимся к тем, кто все-таки находит возможность поставлять нам качественную рыбу. Это ПАО «Океанрыбфлот», АО «Рыбспецпром», фирма «Город 415», ООО «РПЗ «Сокра»… Огромное им спасибо за поставки.

Мы верим в то, что наши трудности временные, мы с ними справимся, будем продолжать работу и развивать наше производство.

– Владимир Викторович, мы сами являемся потребителями вашей продукции. Всем ее рекомендуем. Для нас хитами остаются ваша копченая сардина иваси и порционное филе минтая – они вне конкуренции! При этом, скажите, на ваш взгляд, какой продукции все-таки не хватает в нашем рыбном регионе?

– Самое главное, чего нам здесь не хватает в продаже, – это свежая рыба (рыба на льду). Нашей морской свежей рыбы. Ведь, по большому счету, мы даже ее настоящий вкус не знаем. Нам привычен вкус размороженной рыбы, а он совершенно другой. Я недавно был в Японии, и меня поразил тот факт, что в каждом, даже маленьком, японском магазине обязательно есть прилавок со свежей рыбой. У нас на Камчатке такие прилавки есть только в специализированных точках продажи, которые организованы самими рыбопромышленниками, – магазины «Океан» (ООО «РПЗ «Сокра»), «Рыбак» (колхоз им. Ленина), магазинчик при РКЗ «Петропавловский» на Моховой и торговая точка ООО «Город 415» на Звездной. А торговые сети этой торговлей вообще не занимаются.

Конечно, в Японии совершенно другая культура потребления рыбы и другие правила торговли. У нас много разговоров о том, что нужно торговать свежей рыбой, и многие предприниматели задумывались об этом, в том числе и мы. Но при попытках наладить такую торговлю мы сталкиваемся с таким огромным количеством обязательных к исполнению требований, что пропадает все желание! Если честно, соблюсти все требования, которые предъявляет наше законодательство к продаже свежей рыбы, почти невозможно.

Плюс к этому у нас сейчас очень мало прибрежного флота, который мог бы выйти за ворота, наловить рыбы, привезти ее в город на продажу, и быстро продать. Основной флот везет уловы на переработку на свои береговые мощности. А чтобы просто сдать улов в место продажи, нужно пройти целую цепочку ветеринарных и других формальностей. Плохо это или хорошо? Не знаю. Но организовать торговлю свежей рыбой это не дает.

– Конечно, у нас с Японией совершенно разные менталитеты. Там свободно торгуют свежей рыбой, но и процент зараженности гельминтозом там очень высок. Нам, конечно, нужно развивать культуру потребления рыбы, но лучше пусть она развивается в сторону качественной продукции и полуфабрикатов, которые производят такие предприятия, как «КРФ».

– Ни в одном супермаркете Японии я не видел замороженной рыбы. Японцы просто не продают ее в замороженном виде, как, впрочем, и мясо. Все морепродукты продаются либо в охлажденном виде, либо уже в готовом – как еда, которую нужно просто разогреть. Мы, конечно, без сегмента мороженой рыбопродукции не сможем: она часть нашего менталитета. А вот остальные сегменты развивать надо обязательно.

Светлана СОЛОВЬЁВА

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: