А рыба визы не просит. Островные парламентарии готовят законодательную инициативу по упрощению пограничного, таможенного и иных видов контроля
13.02.2012
Источник: sakhvesti.ru
На протяжении многих лет Сахалинская Дума регулярно направляет в высшие органы российской власти различные обращения или поправки к федеральным законопроектам, которые нацелены на решение наиболее острых проблем рыбной отрасли. Не стал исключением и только что начавшийся год – буквально в первый же его месяц на одном из заседаний думского комитета по экономическому развитию рассмотрели коллективную просьбу экипажей промысловых судов рыбопромышленной компании «Курильский рассвет». |
Прокомментировать поднятые в ней вопросы мы попросили входящего в этот думский комитет депутата Анатолия Кобелева:
– Рыбаки обратились к нам за помощью в решении проблемы, которая возникла еще в 2004 году. Кстати, она же на протяжении многих лет волнует промысловиков как на Дальнем Востоке, так и в ряде других приморских регионов страны. А суть ее в том, что в прежние, советские еще времена любое каботажное, а проще говоря, плавание в наших водах, без пересечения границ другого государства или захода в иностранные порты, выполнялось без пограничного или таможенного оформления. Логика очевидна: работаешь в своих водах, значит, открывать или, наоборот, закрывать границу не требуется. И хотя СССР прекратил свое существование, эта норма действовала еще довольно длительное время. Однако, когда квоты на вылов рыбы и морепродуктов в российском законодательстве поделили на прибрежные и промышленные, возникла странная ситуация. Теперь все суда, которые отправляются на промысел за пределы 12-мильной зоны, обязаны оформить соответствующие документы, а затем, по возвращении, – вновь пройти пограничный и таможенный контроль, хотя ловили рыбу, повторюсь, не где-то далеко за границей, а в пределах экономзоны своей страны. То есть российский экипаж, поймавший рыбу в наших же водах и возвращающийся в отечественный порт, вдруг оказывается в роли незваного гостя, который, пока не пройдет пограничного и таможенного досмотра, вынужден часами отстаивать на рейде у берега, где уже ждут его родные и близкие...
Северокурильские рыбаки, которых, кстати заметить, поддержали и наши коллеги-депутаты из местного городского собрания, совершенно справедливо обращают внимание на то, что подобная норма наносит урон и экономике отрасли, и безопасности мореплавания. Что касается первого, то простои флота чреваты либо потерей промыслового времени, либо, наоборот, порчей улова, перегрузка которого затягивается на неопределенный срок. Во-вторых, действующий ныне порядок определяет, что заявку на пограничное и таможенное оформление для выхода в экономзону экипажу требуется подавать за 24 часа до отплытия, а в условиях Курил, где погода может измениться в течение часа, такое требование не всегда оправданно. Казалось бы, при разыгравшемся шторме надо укрыться в порту, а тебя, наоборот, выпроваживают оттуда под угрозой штрафа. Так что на самом деле важнее – соблюдение формальностей или безопасность людей?..
Вдобавок, если судно оформили на выход, например, в светлое время суток, то оно обязано сразу же покинуть территориальные воды, хотя промысел той же сайры может начаться только ночью. Кстати, и с ночным временем тоже не все так просто, как может показаться на первый взгляд. О возникающих здесь очередных, не менее острых, вопросах сообщил в своем отзыве на поднятую проблему председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько. Он справедливо указывает: маломерным судам в ходе традиционной лососевой путины вообще запрещен промысел в темное время суток. Но ведь горбуша или кета идут на нерест в любое время суток, невзирая на ведомственные приказы! Попав в столь абсурдную ситуацию, многие рыбаки-колхозники ежегодно вынуждены платить штрафы, чтобы взятый в прибрежной зоне улов доставить на ближайшее береговое перерабатывающее предприятие или вставшее на приемку рыбы судно.
Наконец, мы не можем не прислушаться и к мнению своих избирателей о явно излишней бюрократизации в оформлении нужных разрешений, о возникших дополнительных административных барьерах там, где их быть попросту не должно! Северокурильчане справедливо указывают на то, что при столь частом пограничном оформлении рассчитанный на 5 лет паспорт моряка, так сказать, выходит из строя уже через 3 года, а для оформления нового необходимо ехать на Сахалин, поскольку ни в одном из наших порт-пунктов таких документов не выдают. Наконец, не надо забывать и о моральной стороне дела. О запрете на пребывание в территориальных водах уже после оформления судна северокурильчане высказались пусть и жестко, но, по-моему, справедливо: «Такое впечатление, что после прохождения пограничного оформления рыбаки становятся чужими для своего государства…»
Понятно, что решить возникшую проблему можно лишь одним способом – внеся поправки в действующие правовые акты. Поэтому на минувшем заседании комитета и шла речь о необходимости подготовки отдельной законодательной инициативы Сахалинской Думы. В частности, она должна включить в себя новую редакцию статьи 9 Федерального закона «О государственной границе». По нашему общему мнению, последний абзац этой статьи должен звучать следующим образом: « Российские рыбопромысловые суда, осуществляющие прибрежное и промышленное рыболовство, на основании выданных разрешений на право добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также суда, осуществляющие (совершающие) каботажное плавание, на основании рейсового задания, могут осуществлять свою деятельность без прохождения пограничного и таможенного контроля, при этом имеют право захода в территориальное море Российской Федерации для укрытия от шторма, проведения перегруза рыбопродукции, хозяйственных и других работ, связанных с добычей (выловом) водных биологических ресурсов».
Добавлю, что эту законодательную инициативу решено подготовить в нынешнем месяце, а затем направить ее с просьбой о поддержке во все фракции Госдумы РФ. Одновременно мы рассчитываем на помощь нашего коллеги-депутата Госдумы Г.Карлова, сенатора Совета Федерации А.Верховского и других представителей сахалинцев в российских органах власти. Уверен, что совместными усилиями мы добьемся нужного нашим избирателям результата.
Северокурильские рыбаки, которых, кстати заметить, поддержали и наши коллеги-депутаты из местного городского собрания, совершенно справедливо обращают внимание на то, что подобная норма наносит урон и экономике отрасли, и безопасности мореплавания. Что касается первого, то простои флота чреваты либо потерей промыслового времени, либо, наоборот, порчей улова, перегрузка которого затягивается на неопределенный срок. Во-вторых, действующий ныне порядок определяет, что заявку на пограничное и таможенное оформление для выхода в экономзону экипажу требуется подавать за 24 часа до отплытия, а в условиях Курил, где погода может измениться в течение часа, такое требование не всегда оправданно. Казалось бы, при разыгравшемся шторме надо укрыться в порту, а тебя, наоборот, выпроваживают оттуда под угрозой штрафа. Так что на самом деле важнее – соблюдение формальностей или безопасность людей?..
Вдобавок, если судно оформили на выход, например, в светлое время суток, то оно обязано сразу же покинуть территориальные воды, хотя промысел той же сайры может начаться только ночью. Кстати, и с ночным временем тоже не все так просто, как может показаться на первый взгляд. О возникающих здесь очередных, не менее острых, вопросах сообщил в своем отзыве на поднятую проблему председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько. Он справедливо указывает: маломерным судам в ходе традиционной лососевой путины вообще запрещен промысел в темное время суток. Но ведь горбуша или кета идут на нерест в любое время суток, невзирая на ведомственные приказы! Попав в столь абсурдную ситуацию, многие рыбаки-колхозники ежегодно вынуждены платить штрафы, чтобы взятый в прибрежной зоне улов доставить на ближайшее береговое перерабатывающее предприятие или вставшее на приемку рыбы судно.
Наконец, мы не можем не прислушаться и к мнению своих избирателей о явно излишней бюрократизации в оформлении нужных разрешений, о возникших дополнительных административных барьерах там, где их быть попросту не должно! Северокурильчане справедливо указывают на то, что при столь частом пограничном оформлении рассчитанный на 5 лет паспорт моряка, так сказать, выходит из строя уже через 3 года, а для оформления нового необходимо ехать на Сахалин, поскольку ни в одном из наших порт-пунктов таких документов не выдают. Наконец, не надо забывать и о моральной стороне дела. О запрете на пребывание в территориальных водах уже после оформления судна северокурильчане высказались пусть и жестко, но, по-моему, справедливо: «Такое впечатление, что после прохождения пограничного оформления рыбаки становятся чужими для своего государства…»
Понятно, что решить возникшую проблему можно лишь одним способом – внеся поправки в действующие правовые акты. Поэтому на минувшем заседании комитета и шла речь о необходимости подготовки отдельной законодательной инициативы Сахалинской Думы. В частности, она должна включить в себя новую редакцию статьи 9 Федерального закона «О государственной границе». По нашему общему мнению, последний абзац этой статьи должен звучать следующим образом: « Российские рыбопромысловые суда, осуществляющие прибрежное и промышленное рыболовство, на основании выданных разрешений на право добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также суда, осуществляющие (совершающие) каботажное плавание, на основании рейсового задания, могут осуществлять свою деятельность без прохождения пограничного и таможенного контроля, при этом имеют право захода в территориальное море Российской Федерации для укрытия от шторма, проведения перегруза рыбопродукции, хозяйственных и других работ, связанных с добычей (выловом) водных биологических ресурсов».
Добавлю, что эту законодательную инициативу решено подготовить в нынешнем месяце, а затем направить ее с просьбой о поддержке во все фракции Госдумы РФ. Одновременно мы рассчитываем на помощь нашего коллеги-депутата Госдумы Г.Карлова, сенатора Совета Федерации А.Верховского и других представителей сахалинцев в российских органах власти. Уверен, что совместными усилиями мы добьемся нужного нашим избирателям результата.
КСТАТИ
Одним из приоритетов в своей работе назвал законодательное решение проблем прибрежного рыболовства депутат Госдумы РФ, а в недавнем прошлом островной парламентарий Георгий Карлов. Он отметил, что произошедшее в последние годы увеличение вылова именно в прибрежной зоне потребовало, в свою очередь, переработки рыбы непосредственно на судах либо ее перегруза прямо в море. Однако пробелы и разночтения в действующем Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» уже породили и другую, не менее острую, проблему. Дело в том, что действующие правовые нормы не содержат прямых указаний или запретов на то, каким образом должны транспортироваться уловы или переработанная в море продукция, которые получены рыбаками именно по прибрежным квотам. В результате в Мурманской и Калининградской областях, некоторых других приморских регионах контролирующие органы уже начали составлять протоколы о нарушениях капитанами судов действующего законодательства, а компаниям-судовладельцам грозят многомиллионные штрафы. Ну как тут не вспомнить слова северокурильчан о том, что они оказались в роли «чужих» для некоторых отечественных ведомств?..
Депутат Госдумы РФ Георгий Карлов подчеркнул, что совершенствования требует и правовой механизм, с помощью которого реализуются полномочия различных органов власти в управлении водными биоресурсами. По его мнению, спортивно-любительское и прибрежное промышленное рыболовство должны быть полностью переданы в ведение субъектов федерации. Проще говоря, на местах виднее, что необходимо сделать здесь в первую очередь, каким объемом ресурсов и мощностью для их вылова или переработки располагает конкретный приморский регион.
Одним из приоритетов в своей работе назвал законодательное решение проблем прибрежного рыболовства депутат Госдумы РФ, а в недавнем прошлом островной парламентарий Георгий Карлов. Он отметил, что произошедшее в последние годы увеличение вылова именно в прибрежной зоне потребовало, в свою очередь, переработки рыбы непосредственно на судах либо ее перегруза прямо в море. Однако пробелы и разночтения в действующем Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» уже породили и другую, не менее острую, проблему. Дело в том, что действующие правовые нормы не содержат прямых указаний или запретов на то, каким образом должны транспортироваться уловы или переработанная в море продукция, которые получены рыбаками именно по прибрежным квотам. В результате в Мурманской и Калининградской областях, некоторых других приморских регионах контролирующие органы уже начали составлять протоколы о нарушениях капитанами судов действующего законодательства, а компаниям-судовладельцам грозят многомиллионные штрафы. Ну как тут не вспомнить слова северокурильчан о том, что они оказались в роли «чужих» для некоторых отечественных ведомств?..
Депутат Госдумы РФ Георгий Карлов подчеркнул, что совершенствования требует и правовой механизм, с помощью которого реализуются полномочия различных органов власти в управлении водными биоресурсами. По его мнению, спортивно-любительское и прибрежное промышленное рыболовство должны быть полностью переданы в ведение субъектов федерации. Проще говоря, на местах виднее, что необходимо сделать здесь в первую очередь, каким объемом ресурсов и мощностью для их вылова или переработки располагает конкретный приморский регион.