e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

В Калининград вернулись ученые, которые чуть не сгорели на судне в Антарктиде



02.02.2012 Источник: kp.ru

В начале января у берегов Антарктиды загорелось рыболовецкое судно Jung Woo 2 с экипажем из 40 человек. Новость о происшествии тут же облетела все мировые информагентства. Узнали о пожаре и в Калининграде. Оказалось, что на борту двое наших земляков: 35-летний Олег Краснобородько и 53-летний Андрей Сафронов. Оба – научные сотрудники института АтантНИРО.

Олег и Андрей отправились в рейс 2 ноября в качестве научных наблюдателей. Корейский траулер Jung Woo 2 пошел на лов антарктического клыкача – редкой рыбы. Без ученых рыбаки на промысел не выходят. Это требование международной комиссии АНТКОМ, которая занимается научными вопросами в антарктических водах. Наши земляки не ловили рыбу, не стояли у штурвала. Задача была другая: описывать, анализировать улов, составлять прогнозы по численности рыбы, оценивать ее качество и состояние.

- Один из интересных моментов – мечение рыб. Происходит это так: рыбу вылавливают, мы ее аккуратно берем, стараясь не травмировать, удаляем крючок и устанавливаем метку в район спинного плавника. Это что-то вроде кольцевания, - рассказывают ученые. – Каждая метка пронумерована, на ней указаны данные, координаты. Всю информацию сразу отправляем в АНТКОМ. Случается, что в выловленной партии находим клыкачей с метками, оставленными другими учеными, анализируем данные. Так можно делать выводы о перемещении рыбы.

Клыкача ловят ярусами – это снасти с крючками, опасная, в общем-то, штука. Так что Олег и Андрей отслеживали, не попадаются ли на крючки птицы и морская живность. А зверей там множество. У берегов Антарктиды обитают пингвины, тюлени, морские львы, киты и всевозможные птицы. Вообще места очень интересные и красивые…

- Сейчас там лето, полярный день. То есть круглые сутки светло, даже ночью. Температура воздуха около ноля градусов, море спокойное, встречаются айсберги, - рассказывает Андрей Сафронов.

Словом, на судне все шло своим чередом, пока не настала тревожная белая ночь.

 

 

По одной из версий пожар начался в кормовой части траулера в общем бытовом помещении, где переодеваются рыбаки.
По одной из версий пожар начался в кормовой части траулера в общем бытовом помещении, где переодеваются рыбаки.
Фото: из архива героев публикации

 

ТРОЕ ПОГИБЛИ

Вечером рыболовы выбрали последний ярус с рыбой и отправились переодеваться, а потом разошлись по своим каютам. Судно взяло курс в другой промысловый район. На часах был час ночи, когда ученые проснулись, услышав в коридоре какой-то шум. Издалека доносились крики, обрывистые команды и стоны.

- Я выглянул в коридор и увидел, как мимо пробегают обгоревшие люди. На руках, ногах и лице сильные ожоги, буквально кожа свисает. И волосы опаленные. Раненных тащили на одеялах. Я сразу и не понял, что произошло, - вспоминает жуткое зрелище Олег Краснобородько. – В коридорах уже был запах дыма. Позже мы увидели первых погибших.

По одной из версий пожар начался в кормовой части траулера в общем бытовом помещении, где переодеваются рыбаки. Там стоят обогреватели возле которых моряки сушат свои робы и сапоги. Вероятно, от обогревателя загорелась одежда. Почему же ночью никто не заметил пожара? На судне есть вахта. Дежурный должен периодически обходить траулер, проверять все ли в порядке. Но по какой-то причине не уследили. Огонь начал быстро распространяться, перебежав на каюты рыбаков. Когда спохватились, попытались самостоятельно потушить огонь. В бой бросились механики, но было уже поздно: огнетушители и вода не помогли.

- Нам сказали, чтобы мы готовились к эвакуации. На этот случай есть рекомендации потеплее одеться, взять минимум вещей. У меня была небольшая сумка, в нее успел уложить ноутбук, документы. На себя надели спасательные костюмы и стали ждать команды, - рассказывает Андрей Сафронов.

Все остальные вещи, одежду, фотоаппараты, один компьютер с ценной собранной информацией взять не успели и не смогли. Все это сгорело.

Всех пострадавших собрали на верхней палубе, где еще не было дыма. В проходах траулера находиться из-за него было уже невозможно. Обгоревшим тут же оказывали первую помощь: мазали мазью, вкалывали обезболивающие. Надеть костюмы на раненых было невозможно, поэтому их укутывали, как могли, согревали одеялами.

- Троих вьетнамских рыбаков не досчитались. Скорее всего, они задохнулись в дыму. Дело в том, что рядом с сушилкой для роб была большая каюта на 13 человек. Выбраться из нее смогли не все, - говорят наши ученые.

 

ПАДАЛИ МАЧТЫ

Ближайшее от горящего Jung Woo 2 судно было в шести-семи часах ходу. Все это время калининградцы вместе с моряками плавали на плоту. Рядом на воду спустили еще один спасательный плот.

- Плоты рассчитаны на 20 человек, с запасом воды и еды. Нам нужно было продержаться несколько часов. Мы все сидели в костюмах. Прямо напротив нас – моряки с ожогами. Они не стонали, не кричали. Видимо, действовало обезболивающее.

К этому моменту огонь вырвался на верхнюю палубу. Горела уже большая часть траулера и это при том, что на носу все еще находились люди! Через семь часов подошел первый теплоход – кореец Hong Jin 707. Первым делом занялись спасением людей с горящего судна. Потом пришла очередь людей на плотах. Так и наши ребята оказались спасены.

- На судне мы пришли в себя, опомнились, немного успокоились, - говорит Олег. – Мы отошли на милю от места аварии, но издалека видели как наш Jung Woo 2 сильно горел. Огонь, который до этого был только внутри, теперь охватил снасти, пластиковые и деревянные обшивки. Горело так мощно, что на корме попадало несколько мачт – металл не выдержал высокой температуры.

Через четыре часа ученых вместе с остальными моряками пересадили на судно Jung Woo 3. Уже оттуда через неделю Краснобородько и Сафронова переправили на корейский научно-исследовательский ледокол Araon, который доставил их в Новую Зеландию.

Итог происшествия – трое погибших, четверо с сильными ожогами. Остальные спасены. В огне также пострадал и ценный, весьма дорогой груз – около 100 тонн замороженной рыбы.

 

СПРАВКА «КП»

АНТКОМ – это межправительственная организация, которая определяет все вопросы научной и промысловой деятельности в антарктических водах, северной границей которых принято считать зону антарктической конвергенции. Существует с 60-х годов. В настоящее время членами этого международного органа являются 24 государства.

Антарктический клыкач – ценнейшая и достаточно редкая рыба с жирным мясом. Достигает веса в 100 килограммов. Обитает только возле Антарктиды на глубине до 2 километров. Масштабный промысел начался в 1997 году. Ловят эту рыбу суда из Новой Зеландии, Кореи, России, Англии, Испании и Японии.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: