Потребитель – лучший контролер
02.02.2012
Источник: www.fishnews.ru
Защита интересов потребителя и пресечение злоупотреблений со стороны производителей эффективнее тотального госконтроля за качеством продукции, считает гендиректор ОАО «Южморрыбфлот» Александр Ефремов. |
По мнению генерального директора одной из ведущих дальневосточных компаний-производителей рыбопродукции, для решения вопроса обеспечения потребителя качественной продукцией существуют более действенные меры, чем постоянное наращивание контроля со стороны государства.
«Усиление контроля со стороны государства в России приобретает уродливую форму и ни к чему хорошему не приводит – это очевидно. По результатам всей контрольно-надзорной деятельности качество продукции на прилавках магазинов не улучшается. А с другой стороны, в результате усиления контроля может случиться только одно – умрет первый принцип цивилизованного рынка – свобода конкуренции», – уверен Александр Ефремов.
Нет необходимости контролировать все процессы жизни товара: производство, перевозку, перегруз товара, доставку до потребителя. Намного проще стоять на защите интересов потребителя и налагать наказание за злоупотребления со стороны производителя, реагируя на жалобу потребителя, сообщил РИА Fishnews.ru генеральный директор ОАО «Южморрыбфлот». Для этого в России уже существует вся правовая база.
«Контролирующий орган должен в ситуации разобраться, провести расследование и нарушителя серьезно наказать. Штрафы должны быть значимыми, а не формальными! – подчеркнул он. – Производитель должен осознавать, что вводя в заблуждение потребителя, он рискует очень серьезными деньгами. Здесь не должно быть никаких иллюзий, что можно будет отделаться номинальным административным штрафом».
При этом собеседник информагентства допускает, что в российских реалиях часть жалоб может носить и заказной характер, но тем не менее необходимо, чтобы контролирующие органы рассматривали все обращения. «Разбирательства по ним необходимо переводить на уровень профессионального общения по существу предмета претензии между профессиональными участниками рынка (производителями, трейдерами, перевозчикам) и государственными контрольно-надзорными органами, то есть профессиональными представителями потребителя в рамках хозяйственного и административного разбирательства», – пояснил Александр Ефремов.
Кроме того, необходимо учитывать, что между производителем и потребителем всегда стоит посредник в виде розничной структуры, ретейла, торговых сетей. По словам руководителя рыбохозяйственного предприятия, сегодня это достаточно серьезные организации, которые имеют в распоряжении профессиональные средства контроля и в отличие от потребителя в состоянии протестировать и оценить качество продукции.
«То есть, если ретейл заинтересован доводить до потребителя добротный товар, то он в состоянии защитить интересы потребителя. Задача его в этом стимулировать, а сделать это может только потребитель, который либо не купит товар, либо вернет его через день с претензией», – делает вывод рыбопромышленник, отмечая при этом, что даже при самой развитой системе защиты интересов потребителя и в развитой конкурентной среде ключевым остается вопрос информированности потребителя.