ПИНРО: нет перспектив из-за недостатка финансирования
24.01.2012
Источник: www.nord-news.ru
Полярный институт заключил с Росрыболовством ежегодный контракт на выполнение госзаказа по ресурсным исследованиям в 2012 году. От качественного исполнения этих работ зависят результаты отечественного промысла в ближайшие три года, которые отражаются в виде рыбопродукции на столе наших сограждан. Каков прогноз добычи на текущий год? Каковы итоги 2011-го? На эти и другие вопросы редакция попросила ответить заместителя директора Полярного института по научной работе Юрия Лепесевича. |
- В 2010 году вылов добывающими предприятиями Северного бассейна составил 957 тысяч тонн, в 2011 году показатели промысла немного снизились - до 901 тысячи тонн, - рассказывает Юрий Михайлович. - Но это было прогнозируемое падение. Российские рыбаки потеряли меньше, чем их коллеги по промыслу в Северной Атлантике. Снижение показателей главным образом произошло за счет пелагических объектов Норвежского моря - сельди, запас которой снижается, и путассу. Благодаря стараниям нашего института, падение объёмов добычи удалось смягчить, в частности, по путассу. Суммарный вылов путассу всех прибрежных государств Северной Атлантики не превысил 40 тысяч тонн, а российские рыбаки взяли этой рыбы 46 тысяч тонн. Россия не согласилась пойти на жесткие меры, предлагаемые к промыслу путассу другими прибрежными государствами. То есть снижение, как я уже сказал, было прогнозируемым, и оно получилось намного меньше, чем могло быть. Однако, несмотря на сокращение объёмов, структура качества вылова стала лучше, потому что возрос объём наиболее коммерчески значимых объектов, от которых зависит экономика. На 20 тысяч тонн увеличился вылов трески, на 30 тысяч - пикши, почти на 15 тысяч тонн - скумбрии, немного больше, в сравнении с 2010-м, взяли черного палтуса. То есть рентабельность промысла получилась намного выше, чем в прошлые годы. Во-первых, потому что улучшилась промысловая обстановка на донных видах рыб Баренцева моря. Производительность промысла была практически «по потребности», в течение года работа рыбаков сдерживалась только объёмами квот и возможностью обработать уловы и заморозить продукцию. Я хочу 2011 год поставить в плюс и рыбакам, и учёным, и управленцам - всем, от кого зависят результаты рыболовства.
- К коммерческим объектам промысла относится и исландский гребешок. Когда мы вернёмся к его добыче?
- У России есть два запаса исландского гребешка - беломорской популяции и баренцевоморской. Они регулируются раздельно, и состояние этих запасов неодинаково. Баренцевоморский гребешок находится в депрессии, ПИНРО рекомендовал установить в 2009-2010 годы мораторий на его промысел, но в 2011 году промысел возобновился. Беломорская популяция находится в лучшем состоянии. Рыбаки смогли добыть в 2011 году 1,5 тысячи тонн исландского гребешка, в том числе 500 тонн - в Баренцевом море и почти тысячу тонн в Белом. Беломорская популяция переведена из разряда так называемых «одуемых» объектов (тех, на которые устанавливается общий допустимый улов) в разряд тех, промыслом которых можно заниматься свободно, по заявочному принципу. Но на Северном бассейне нет специализированных судов для промысла морского гребешка. Осталось только одно, норвежской постройки, этим траулером и был добыт весь объём.
- Раньше же гребешок ловили драгами?
- Это судно и оснащено драгами, другого способа вести промышленный лов этого объекта не существует.
- Есть смысл закупать специализированные суда такого типа?
- Запасы исландского гребешка находятся в депрессии. Если 10 лет назад в Баренцевом море мы вылавливали до 14 тысяч тонн, то сегодня об этом приходится только мечтать. Причина, препятствующая промыслу гребешка, не одна: это и грибковые заболевания, поразившие его запасы, и переэксплуатация ресурса. Всё вместе взятое привело к тому, что запасы обеих популяций находятся в депрессии, перспективы промысла невелики. Есть минимум в объёме около 1 тысячи тонн в Баренцевом и Белом морях, в пределах которого можно вести добычу. Но надеяться на то, что в ближайшее время популяции полностью восстановятся, не приходится.
- Мы вели промысел в Белом море, являющимся нашим внутренним морем, а норвежцы ловили гребешка в Баренцевом?
- В последние годы нет. В районе острова Медвежий, на мелководье с глубинами 20-50 метров, на отдельных участках моря вокруг Шпицбергена в своё время вёлся промысел гребешка, но и там запасы сегодня находятся в депрессивном состоянии.
- Как долго будет восстанавливаться запас исландского гребешка?
- Пока что нет никаких перспектив к возобновлению его масштабного коммерческого промысла. Скоро на заседании ученого совета ПИНРО будет обсуждаться прогноз промысла предприятиями Северного бассейна на 2013 год. Он составлен очень консервативно, рекомендуется не увеличивать промысловые нагрузки. По-прежнему отмечается заболеваемость плантаций грибком, который нарушает воспроизводительную способность популяции, нет урожайных поколений. К тому же, как уже сказано, произошла переэксплуатация запаса. Нужно понимать, что для гребешка рекомендуется очень низкий уровень промысловой смертности, который не превышает 3%. Условно: если есть 100 тонн гребешка, то поймать можно только 3 тонны. Это очень низкий уровень промысловой смертности, например, для трески он может достигать 30%. То есть с каждых десяти рыбин можно поймать 3-4, у гребешка же - 4 экземпляра из 100. Такой уровень смертности установлен с учетом индивидуальной воспроизводительной способности популяции, восстанавливается запас крайне медленно и тяжело.
- Что ещё по итогам 2011 года?
- Повторюсь: формально произошло снижение объёмов добычи, но рыбаки тем не менее остались довольны результатами промысла в Баренцевом и Норвежском морях.
- Начался 2012-й. Каков прогноз?
- Вылов ожидается не ниже, чем в 2011 году, потому что выросли квоты добычи трески, пикши, черного палтуса. Есть перспективы вылова всей квоты мойвы. В прошлом году из национальной квоты в 105 тысяч тонн взяли 87 тысяч. В 2012-м российская мойвенная квота составляет 99 тысяч тонн, и если мы её в полной мере реализуем, то превысим вылов прошлого года. Ожидается снижение вылова сельди - по величине её квоты, но зато практически в 2 раза, по сравнению с прошлым годом, можем превысить объёмы добычи путассу. В прошлом году «взяли» 46 тысяч тонн, а в нынешнем, с учётом международных договорённостей и консультаций, можем выловить 90 тысяч. По предварительным оценкам, общий вылов всех объектов промысла в 2012 году будет превышен как минимум на 30-40 тысяч.
- Скоро начало мойвенной путины. Как обычно, разведывать места скоплений будет НИС «Вильнюс»?
- Стартовые условия путины 2012 года хуже, чем в прошлом - в силу отсутствия поискового обеспечения. В 2011 году условиями госконтракта между ПИНРО и Росрыболовством была предусмотрена тралово-акустическая съёмка запаса мойвы Баренцева моря. Мы делали оценку запаса и параллельно «наводили» на него рыбопромысловый флот. Во многом благодаря работе судна «Вильнюс» начало путины получилось хорошим. Фактически в 20-х числах февраля рыбаки «сели на рыбу» и продолжали её ловить до конца марта, пока она не перестала формировать промысловые скопления. Недолов квоты мойвы в прошлом году объясняется лишь одним - недостатком промысловых усилий. Если бы в феврале-марте флота выставили ещё 5 судов, то реализовали бы всю квоту. Сейчас стартовые условия путины хуже. По госконтракту ПИНРО на 2012 год средств на поисковую работу нет, о чем мы ещё в конце прошлого года заблаговременно проинформировали рыбаков. В этом году помощь Полярного института промысловикам может выражаться только в направлении своих наблюдателей на добывающие суда и подготовкой на безвозмездной основе краткосрочных прогнозов. И по итогам съёмки, которая завершилась в декабре прошлого года, мы дали рыбакам наиболее «свежую» информацию по распределению мойвы в тот период.
- Росрыболовство не делало заказ на съёмку запасов мойвы? Агентство не заинтересовано в хорошем исходе мойвенной путины?
- Государство делает заказ на всё, и, по возможности, чтобы мы это делали бесплатно. Но есть объективные вещи. Сумма госконтракта на 2012 год составляет 628 млн рублей. Приходится отбирать главное и второстепенное. Есть некоторые мероприятия, от которых ПИНРО в принципе не может отказаться. Это те, по которым существуют международные обязательства страны. Например, международные съёмки сельди, путассу, трески, пикши, чёрного палтуса. В этом году мы подсчитали и прослезились: стоимость топлива выросла на 30%, по сравнению с январем прошлого года, выросли коммунальные платежи, счета за электричество и т.д. Поэтому в 2012 году решили отказаться не только от экспедиции по мойве, но и от ряда других. Если в прежние годы результаты этой съёмки, так или иначе, использовались для прогноза оценки запасов, то теперь этого не делается. Наши норвежские коллеги из Бергенского института ещё 2 года назад отказались от таких работ.
- У норвежских учёных - тоже финансовые проблемы?
- И мы, и они проводили прогнозные оценки в качестве эксперимента. Изучали возможность использования данных, полученных в январе-феврале, для оценки запасов и подготовки прогноза ОДУ. Потом решили, что на новую схему переходить не стоит, нужно, как и в прежние годы, определять ОДУ по результатам экосистемной съёмки, которая проводится в августе-сентябре. То есть наши коллеги сразу отказались от этой съёмки, а мы (по поручению Росрыболовства и просьбам рыбаков) проводили оценку запаса и «наводили» флот на промысловые скопления мойвы. Сейчас такую роскошь позволить себе не можем.
- Рыбаки как на это реагируют?
- Разумеется, плохо. Хорошего здесь ничего нет, и мне лично это не нравится. В 2010 году, когда подписывался гос-контракт на 2011 год, закладывали цены на морские экспедиции. У ПИНРО до 50% всех средств уходит на морскую составляющую, то есть на содержание научного флота, его ремонт и морские экспедиции. К концу 2011 года, из-за роста цен на топливо, средств, которые мы планировали на конец года, не осталось. Были вынуждены обратиться к рыбакам за помощью, потому что денег на самую главную нашу съёмку - тралово-акустическую, по оценке запасов донных видов рыб, хватало всего на 75-80 суток. То есть мы гарантированно были не способны закрыть всю акваторию исследований - рыба распределялась очень широко. Объяснили рыбакам, что без их помощи не обойтись, и они вникли в ситуацию - сделали нам заказ на выполнение этих работ в течение ещё 30 суток. В итоге общая продолжительность экспедиции составила 106 суток, и результаты получились очень хорошие. Предварительно мы определили рост запасов трески и чёрного палтуса. По пикше идёт снижение, но в ПИНРО об этом знали ещё 2 года назад и предупреждали рыбаков. Ту же схему можно было бы сейчас применить и на мойве: рыбаки заказали бы нам работы, и судно «Вильнюс» провело бы поиск скоплений. Но я считаю, более выгодным является другой путь, когда рыбаки потратят на поиски собственное промысловое время, потому что одному НИСу будет очень сложно обследовать огромную акваторию возможного формирования промысловых скоплений. Гораздо лучше, если 3 крупных квотодержателя направят свои суда в районы ожидаемой миграции мойвы. Это дешевле и эффективнее, гораздо меньше промысловых усилий будет затрачено на поиски.
- Рыбаки согласились с вашими доводами?
- А куда деваться? Мы подписали план экспедиций на текущий год, куда входят все стандартные, предусмотренные 7-ю международными соглашениями, тралово-акустические съёмки, в которых Полярный институт не может не участвовать. Не отказываемся от съёмок, но вынуждены идти на сокращение продолжительности работ и акватории исследований.
- Самолёт-лаборатория «Арктика», который ПИНРО обычно арендовал у Архангельского авиаотряда, как-то сегодня вами используется?
- Мы применяли его для учётной съёмки запасов гренландского тюленя. По рекомендации рабочей группы ИКЕС по гренландскому тюленю и хохлачу, такие работы должны проводиться с регулярностью как минимум 1 раз в 3 года. В 2012-м авиасъёмка гренландского тюленя беломорской популяции проводиться не будет. Прогноз на 2014 год, который является предметом госконтракта, сделаем на основе ретроспективных данных, потому что стоимость этой съёмки составляет порядка 3 млн рублей. К тому же, надо признать, что промысла тюленя как такового в России нет. Совсем недавно страны Таможенного Союза - Россия, Беларусь и Казахстан - подписали соглашение о запрете продажи продукции из тюленьих шкурок. Получается, такой продукт ПИНРО, как прогноз возможной добычи тюленей, российскими зверобоями будет невостребован.
- Когда и где ПИНРО будет проводить первые исследования в этом году?
- Уже 30 января в Баренцево море выйдет НИС «Фритьоф Нансен» - для участия в российско-норвежской тралово-акустической съёмке донных видов рыб. Мы будем обследовать те участки, где не могут работать норвежские коллеги, после чего обменяемся данными. Вместе с результатами российских исследований конца прошлого года собранный материал станет использоваться для оценки запасов донных видов рыб, и по результатам совместной оценки будет готовиться прогноз добычи всех донных объектов, включая треску, пикшу и чёрный палтус, на 2013 год. Как видите, от результатов этой съёмки во многом зависят перспективы российского промысла в 2013 году.
- Какие-то НИСы ПИНРО нуждаются в капитальном ремонте в 2012 году?
- Я уже устал об этом говорить. От недостатка финансирования в России захлёбывается не только Полярный институт, но и образование, медицина, культура, наука и т.д. В то же время триллионы руб-лей тратятся на Чемпионат мира по футболу, деньги находятся на проведение в субтропическом Сочи зимней Олимпиады, экстренное строительство моста на остров Русский в Приморье, где будет проходить саммит АТЭС, который, может, развалится на следующий же день после саммита, на строительство трассы «Формулы-1». Денег нет только на то, чтобы вкладывать их в развитие страны. Если бы их не было вообще ни для кого, мы бы сидели и молчали. Но все видят и слышат, что деньги есть, только тратятся они, черт знает на что. Повсеместно демонстрируется безответственное отношение к стране. По Интернету пришло свежее сообщение: свёрнута Федеральная целевая программа по повышению эффективности использования развития ресурсного потенциала до 2014 года. За 3 года до завершения программы её прекращают. Сообщается, что вместо 26 новых НИС государство построит два. Вот и ответ на ваш вопрос.