В решении кадрового вопроса помогает инициатива
21.12.2011
Источник: www.fishnews.ru
Проблема трудоустройства выпускников остается актуальной для всех учебных заведений рыбной отрасли. Однако ее решение осложняется отсутствием госзаказа на распределение молодых специалистов по предприятиям, считают в Росрыболовстве. |
О необходимости возрождения системы распределения на предприятия выпускников по специальностям, как это было в советские годы, сегодня говорят многие представители отраслевых учебных заведений и рыбацкой общественности. Поддерживают эту идею и в Федеральном агентстве по рыболовству. Однако, как отмечают в ведомстве, ставить какие-то условия частным компаниям государство не вправе. Также оно не может заставлять всех выпускников, отучившихся в наших вузах, идти на флот.
«Все мы прекрасно знаем, что в стране демографический кризис, и если раньше у нас был конкурс, условно говоря, пять человек на место, то сейчас нередко один претендент. Но все-таки, несмотря на демографическую ситуацию, наши учебные заведения во всех регионах выполняют план по набору абитуриентов», – сообщил РИА Fishnews.ru начальник управления науки и образования Росрыболовства Константин Бандурин. Так, в 2011 г. в вузы Росрыболовства принято на обучение 9,1 тыс. человек, из них 4,7 тыс. человек учатся за счет средств федерального бюджета. В учреждения среднего профессионального образования поступило 2,5 тыс. человек, из них 1,9 тыс. «бюджетников».
Общий контингент учащихся в высших и средних учебных заведениях в текущем учебном году составляет 58 тыс. человек. Основные отраслевые специальности – «Водные биоресурсы и аквакультура», «Промышленное рыболовство», «Технология рыбы и рыбных продуктов», «Морское судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Холодильная, криогенная техника и кондиционирование». При этом 6,9 тыс. человек – это курсанты, обучающиеся по специальностям подготовки плавсостава судов рыбопромыслового флота, сообщил представитель ФАР.
«Определенную инициативу в решении проблемы трудоустройства выпускников проявляют и наши ректоры, директора колледжей. В качестве примера можно привести Приморский край и Владивостокский морской рыбопромышленный колледж, которым руководит Евгений Дубовик. Там регулярно проводится анализ информации по трудоустройству, оценивается, сколько и каких специалистов нужно отрасли в масштабе страны, реализуются программы сотрудничества с предприятиями. Мы со своей стороны такую деятельность приветствуем и поддерживаем», – заверил собеседник информагентства.
Большое внимание в Росрыболовстве в целом, и в управлении науки и образования в частности, уделяют и проблеме популяризации морских профессий. В качестве последнего примера Константин Бандурин привел проводы в рейс учебно-парусного судна «Паллада», на которых присутствовал Президент РФ Дмитрий Медведев. Воспользовавшись случаем, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний лично передал главе государства проект документа об альтернативной службе, в котором работа в море приравнивается к службе в армии. «В принципе, глава государства эту идею одобрил, и сейчас мы прорабатываем дальнейшую реализацию этого проекта», – сообщил начальник управления науки и образования ФАР.
Кроме того, студенты высших и средних учебных заведений отрасли имеют возможность проходить практику на трех учебно-парусных судах Росрыболовства: «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов». «Первый выход в море – это незабываемый опыт. По пути следования парусники заходят в иностранные порты, участвуют в международных мероприятиях, выполняют дипломатические и представительские задачи. Это дисциплинирует людей, прививает гордость за свой флаг и свою страну, после таких рейсов курсанты возвращаются другими людьми», – уверен Константин Бандурин.
Огромное внимание общественности привлекают кругосветные плавания. На следующий год такая экспедиция предстоит барку «Седов». Она посвящена великим русским путешественникам и 1150-летию российской государственности. По плану, 20 мая 2012 г. самый большой парусник в мире выйдет из порта Санкт-Петербург и в течение 14 месяцев посетит страны Европы, Африки, Азии, Южной Америки.