Вы жарьте – сайра будет!
13.12.2011
Источник: vladnews.ru
Во Владивосток вернулась научная группа ТИНРО-Центра, осуществлявшая научно-информационное сопровождение на судне «Владимир Сафонов» самой сложной рыбной путины Дальневосточного бассейна – сайровой. Вылов тихоокеанской сайры в последние два года был весьма небольшим: 34 тыс. тонн в 2009 году и 31 тыс. тонн в прошлом. Трехкратное снижение по сравнению с 2007 и 2008 годами объясняется многими причинами, в том числе изменением структуры запасов, неблагоприятными океанологическими условиями для промысла в экономической зоне РФ. Кроме того, сильно сказался недостаток научной информации. |
Правда, в этом году российские рыбаки выловили 62 тысячи тонн сайры, что в два раза больше уровня прошлого и позапрошлого годов.
Особенности сайровой путины состоят в том, что пути миграции и участки образования скоплений рыбы почти всегда различны и изменения происходят очень быстро. Поэтому необходимо постоянно вести оперативную разведку – работать судну в режиме поиска. Учитывая большие материальные траты на топливо, наши рыбаки не ведут широкого промысла в тихоокеанских открытых водах.
Еще одним фактором, сильно усложняющим путину, является большая конкуренция со стороны Японии и Тайваня. С Японией у России существуют межправительственные соглашения, по которым обе стороны могут осваивать ресурсы в исключительных экономических зонах друг друга. Но вот только японцы используют эту возможность на полную катушку, порой даже мешая работе российского добывающего флота. А наши рыбаки не рискуют тягаться с гораздо более многочисленным и лучше технически оснащенным промысловым флотом Страны восходящего солнца.
Учитывая эти факторы, в 2011 году ТИНРО-Центром было принято решение организовать работу научного судна на путине и штаба объединенной сайровой экспедиции. После оснащения специальным световым промысловым оборудованием судно «Владимир Сафонов» отправилось в августе в район тихоокеанской стороны Южных и центральных Курил. По словам начальника экспедиции Дмитрия Антоненко, по метеорологическим условиям этот год относится к холодным, обычно это означает невысокие уловы сайры. Однако слаженная работа судовых и береговых научных групп, обмен информацией с промысловыми судами, работающими на других объектах в южной части российской экономической зоны, позволили в начале октября выявить складывающиеся благоприятные для эффективного промысла условия.
Как отметил пресс-секретарь ТИНРО-Центра Константин Осипов, группа судов-переработчиков под российским флагом все еще находится в открытых водах Тихого океана юго-восточнее Южных Курил и, возможно, проработает там до первой декады декабря.
В следующем году ТИНРО-Центр также запланировал 70 суток работы судна «Владимир Сафонов» в августе-октябре, поэтому уровень информационного обеспечения ожидается столь же высоким. Хоть наука и сделала почти все возможное в этом году, однако улов мог бы быть еще выше. Запасов сайры достаточно, чтобы вылов увеличился еще в два-три раза, считает генеральный директор ТИНРО-Центра Лев Бочаров. Однако для полного освоения возможного улова усилий одной науки недостаточно, этому должны способствовать и другие ведомственные и коммерческие структуры. А для этого надо решить целый ряд актуальных задач. Во-первых, изыскать средства на полномасштабное научное сопровождение промысла. А во-вторых, усилить меры противодействия браконьерам.
Дальневосточные рыбаки не раз обращались с жалобами в прокуратуру, управление пограничной службы ФСБ РФ на бесчинства тайваньских браконьеров, которые из года в год ведут незаконный промысел примерно в одних и тех же местах в экономической зоне России. И по-прежнему актуален вопрос о техническом перевооружении и наращивании числа российских промысловых судов. Увеличение добывающего флота ведет к охвату поисками большей акватории, что, в свою очередь, обеспечивает еще большую результативность путины. У Японии (которая понесла огромный ущерб в результате мартовского землетрясения, но все же сумела воссоздать рыбодобывающий флот в кратчайшие сроки), Тайваня, Республики Корея гораздо более мощный промысловый флот как по количеству, так и по техническому оснащению.