Чиновники Росрыболовства проспали ВТОржение
06.12.2011
Источник: deita.ru
Как известно 18–летняя сага по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) близится к завершению. 10 ноября рабочая группа ВТО одобрила окончательный протокол о присоединении. Теперь пакет российских вступительных документов передается на министерскую конференцию ВТО, запланированную на 15 – 17 декабря, в ходе которой министры стран – участниц ВТО должны либо согласиться, либо не согласиться с этими рекомендациями. В случае согласия останется лишь процедура ратификации документов в РФ, и через 30 дней после ратификации Россия станет полноправным членом ВТО. При этом переходный период по введению в России всех сопроводительных норм будет длиться еще полгода, после чего они вступят в силу. |
По оценкам экспертов независимого агентства («Дальневосточные рейтинги»), вступление в ВТО неминуемо ударит по группе отраслей особо чувствительных секторов российской экономики и прежде всего агропромышленного комплекса, поэтому основная задача чиновников на этапе переговоров, как раз, и заключалась в поиске инструментов для сглаживания негативных последствий.
По словам представителей Минэкономразвития, после вступления России в ВТО будут запрещены прямые субсидии на поддержку экспорта. Возмещение НДС при экспорте сохранится, но будет приведено к единой ставке (сейчас ставки составляют 10% и 18%). Однако уже с 1 июля 2012 года начнут действовать обязательства России в ВТО по соблюдению уровня связывания таможенных пошлин.
В частности, по некоторым позициям ставки таможенных пошлин будут снижены: так по лососевой группе ожидается снижение пошлины с 10% до 3% в течение пяти лет.
Казалось бы, Росрыболовство – орган, уполномоченный для проведения как государственной политики в рыбной отрасли страны, так и политики национальной безопасности в вопросах продовольственного обеспечения государства, обязано было предпринять все усилия для сглаживания негативных экономических последствий, которые, кстати, могут поставить отрасль в прямую и губительную зависимость перед иностранными импортёрами. Однако этого не произошло!
Как отмечают эксперты, со стороны рыбного министерства не было предпринято никаких превентивных мер с целью защитить российского производителя и удовлетворить потребности внутреннего рынка страны. Напротив, как показали результаты проведенного независимым агентством («Дальневосточные рейтинги») опроса среди экспертов рыбной отрасли, по ряду товарных позиций, например, по лососевой группе – тарифные ставки противоречат интересам российских производителей.
На этом фоне стоит только порадоваться за отечественную сельскохозяйственную отрасль, которая вступает в ВТО во всеоружии, поскольку Министерство сельского хозяйства Российской Федерации при подготовке второго этапа госпрограммы развития агропромышленного комплекса (АПК) на 2013-2020 годы учитывало возможное вступление РФ в ВТО. Позиция Минсельхоза на переговорах заключалась в том, чтобы до 2017 года уровень господдержки был не ниже, чем сейчас, то есть около 4,5 миллиарда долларов ежегодно. При этом до 2012 года объемы поддержки могут увеличиваться до 9 миллиардов долларов в год.
Как стало известно корреспонденту РИА «Дейта», рабочая группа при Минсельхозе тщательным образом изучала вопрос, как соотнести меры поддержки отечественного АПК к мерам, которые предусмотрены нормативно–правовой базой ВТО.
Как результат, колоссальная работа, проделанная ведомством Елены Скрынник, поможет аграриям избежать гибельного вступления в ВТО.
К слову сказать, мясные изделия до последнего времени были яблоком раздора в переговорном процессе. Однако интересы отечественных производителей удалось отстоять. Как говорится в документе минэкономразвития, «с момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима квот при импорте говядины, свинины и мяса птицы». Срок окончания «строго режима» для этих видов мяса, помимо свинины, даже не определен. Для свинины же завершится 31 декабря 2019 года.
Следовало ожидать и того, что максимальную фору во времени получил российский автопром, к которому относятся производители иностранных автомобилей, чьи заводы уже несколько лет работают в России в льготном режиме промышленной сборки.
На этом фоне примечательно следующее, группа независимых экономических консультантов, работавших над подготовкой доклада о проблемах модернизации в Росси, сделала ряд любопытных наблюдений относительно эффективности работы различных отраслей отечественной экономики.
Так, в частности, налоговые платежи российского автопрома в 2009 году составили 40 млрд. рублей, а денежная выручка этого сектора приблизилась к 500 млрд. рублей. Таким образом, уровень налоговой нагрузки в автомобильной промышленности составляет всего 8%, что является самым низким показателем в реальном секторе экономики России.
Для сравнения, как отмечают авторы доклада, совокупные налоговые и таможенные платежи рыбной отрасли за тот же период превысили 25 млрд. рублей, что при размере денежной выручки отрасли в 102 млрд. рублей, означает уровень налоговой нагрузки в 25%.
Эксперты недоумевают – то ли чиновники Росрыболовства пребывают в летаргическом сне, то ли попросту не компетентны, ведь первые кто почувствует на себе «прелести» мирового торгового клуба это «жители страны лосося» (рыбаки Камчатки и Сахалина), для которых лососевая путина является кормилицей.
Тем более странно при этом слышать от руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева высказывания о том, что рынок лососевых растет, потребность рынка увеличивается, цена падает, но российского высококачественного лосося привезти сложно. Вместо этого рынок наводнила импортная рыба, которая растет без движения, её пичкают антибиотиками и красителями.
Спрашивается, что мешало чиновникам Росрыболовства увязать таможенные ставки с защитными мерами отечественных производителей на стадии переговоров?
Статистика, как раз, демонстрирует шаткий баланс импорта/экспорта лососевых видов рыб, за январь-сентябрь 2011 года общий объём экспорта лососевых составил около 110-115 тысяч тонн, при показателе в прошлом году - в 100 тысяч тонн. При этом импорт красной рыбы в Россию достиг 96 тысяч тонн, из которых доля охлаждённой рыбы составляет 74,2%, мороженой - 25,3%, филе - 0,5%. Основной экспортёр лососевых в нашу страну это Норвегия – около 71 тысяч тонн (75%). Прирост по сравнению с таким же периодом прошлого года составил 14%.
Кстати, в ходе переговоров по ВТО иностранные партнеры признали, что действующие в РФ ветеринарно-санитарные правила гораздо жестче, чем в иных странах-участницах ВТО, но Россия сохраняет за собой право регулирования жесткости такого контроля. Однако в случае если одна из стран ВТО, скажем Норвегия, выскажет претензии по этому поводу, от России потребуется представить обоснование и научные расчеты в защиту таких мер.
Подобно тому, как «линия Бейкера–Шеварнадзе» по причине преступной халатности Госкомрыболовства лишила рыбаков ежегодного улова морепродуктов на уровне 200 тысяч тонн, усложнив свободное торговое судоходство, так и «российское ВТОржение» с молчаливого согласия Росрыболовства может иметь не менее губительные последствия для «жителей страны лосося».