e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Без научного сопровождения успех сайровой путины не обеспечить



02.12.2011 Источник: trud-ost.ru

С одной из главных и самой сложной рыбной путины Дальневосточного бассейна — сайровой вернулась во Владивосток научная группа ТИНРО-Центра, осуществлявшая научно-информационное сопровождение промысла на НИС «Владимир Сафонов», сообщает пресс-секретарь ТИНРО-Центра Константин Осипов.

Организовать работу добывающего флота максимально эффективно с учётом опыта успешно проводимых ранее сайровых путин – такую задачу ставило перед рыбохозяйственной наукой Федеральное агентство по рыболовству на 2011 год. Для этого был реализован комплекс мероприятий, направленный на повышение эффективности промысла, организовано полноценное научно-информационное сопровождение, включая создание координационной группы для руководства путиной.

Исследования сайры учёные ТИНРО-Центра ведут уже больше полувека, начиная с середины прошлого столетия. Совместные научные работы по сайре дали старт российско-японскому сотрудничеству в рыбохозяйственной отрасли. Специалисты ТИНРО внесли немалый вклад в изучение этого вида. Такие имена как Ю. В. Новиков, Ю. П. Завернин, В.В. Саблин, И.И. Сидельников хорошо знакомы рыбакам, когда-либо работавшим на промысле сайры.

Научное сопровождение поиска и промысла этого вида рыбы учёные ТИНРО начали с начала 80-х годов. Были развернуты комплексные исследования промысловой обстановки, включая математическое моделирование динамики с целью создания системы оперативного прогнозирования промысла. Эти работы велись под руководством Л. Н. Бочарова и Е. П. Каредина.

Экспедиции по исследованию сайры продолжались вплоть до середины 90-х годов. В последний раз научно-исследовательское судно работало на путине в 1995 году.

С 1996 по 1999 годы только наблюдатели на промысловых судах осуществляли мониторинг состояния запасов и собирали материалы для учёта и последующего прогноза, без оперативных рекомендаций промыслу. С 2000 года научно-информационное сопровождение было восстановлено, но без работы научно-исследовательских судов. Возглавлял их В. Н. Филатов. С 2008 года наука перешла на бюджетное финансирование и, ввиду нехватки средств, оперативная работа учёных на промысле сайры прекратилась. Вылов тихоокеанской сайры без сопровождения науки в последние два года упал, трёхкратное снижение по сравнению с 2007 и 2008 годами объясняется многими причинами, в том числе изменением структуры запасов, неблагоприятными океанологическими условиями для промысла в исключительной экономической зоне России. Сильно сказался и недостаток научной информации, поскольку специфика сайровой путины подтверждает необходимость скоординированного научно-информационного обеспечения и оперативного управления промыслом.

Пути миграции и участки образования скоплений сайры почти всегда различны, так как напрямую зависят от океанологических и метеорологических условий и прочих факторов. Изменения в системе течений в районе происходят очень быстро, поэтому необходимо постоянно осуществлять прямые измерения в океане, получать спутниковые снимки температуры и уровня поверхности воды и, конечно, оперативно анализировать данные вылова судов. Учитывая большие материальные траты на топливо при работе в поисковом режиме, наши рыбаки не ведут широкого поиска скоплений рыбы в тихоокеанских открытых водах.

Руководство ТИНРО-Центра приняло решение организовать работу научного судна на путине и создать оперативный штаб сайровой экспедиции. После весьма дорогостоящего оснащения специальным световым и промысловым оборудованием НИС «Владимир Сафонов» в августе отправился в район тихоокеанской стороны южных и центральных Курил. На первом этапе работ судном была выполнена комплексная съёмка, проведены поисковые работы скоплений сайры и участков, благоприятных для формирования скоплений. Учёными был сделан прогноз развития океанологических процессов и их влияния на распределение рыбы. Здесь очень пригодился немалый опыт ТИНРО в проведении подобных работ в 80-е годы. СахНИРО была своевременно организована работа научной группы на острове Шикотан.

Задача научной группы на борту научно-исследовательского судна «Владимир Сафонов» была весьма масштабной. По словам начальника экспедиции Дмитрия Антоненко, было необходимо сопоставить имеющиеся данные прогноза с картиной, складывающейся перед началом путины. По типу формирований метеорологических условий этот год относится к холодным, обычно это означает невысокие уловы сайры. Однако слаженная работа судовых и береговых научных групп, обмен информацией с промысловыми судами, работающими на других объектах в южной части исключительной экономической зоны Российской Федерации, позволили в начале октября выявить складывающиеся благоприятные для эффективного промысла условия.

На сегодняшний день отечественными рыбаками выловлено более 62 тысяч тонн сайры, что в два раза больше, например, уровня прошлого или позапрошлого годов. Причём группа судов-переработчиков под российским флагом всё еще находится в открытых водах Тихого океана юго-восточнее Южных Курил, и, возможно, проработает там до декабря.

По окончанию путины свою признательность за помощь научной группе сопровождения промысла высказали руководители рыбохозяйственных предприятий. Однако хоть наука и сделала почти всё возможное в этом году, улов мог бы быть ещё выше. Запасов сайры достаточно, чтобы вылов увеличился ещё в два-три раза, считает генеральный директор ТИНРО-Центра профессор Лев Бочаров. Но для полного освоения возможного улова усилий одной науки недостаточно. Многое зависит от правительства и от самих рыбаков. Сегодня в повестке дня целый ряд актуальных проблем.

1. Средств, выделяемых науке, недостаточно для постоянного проведения таких масштабных оперативных сопровождений промысла. Увеличения расходов на науку не было уже три года и в будущем году оно не планируется, о чеё недавно сообщило руководство Росрыболовства. Поэтому перед ТИНРО-Центром стоит вопрос — как провести в будущем году сайровую путину на таком же достойном уровне без ущерба запланированным программам исследований по другим промысловым объектам.

2. Остро стоит на сайровой путине проблема иностранного браконьерства — дальневосточные рыбаки не раз обращались с жалобами на бесчинства тайваньских браконьеров, которые из года в год ведут незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел (ННН-промысел) в исключительной экономической зоне России.

3. Отставание в техническом отношении нашего флота от иностранного — проблема достаточно старая, но по-прежнему актуальная. Япония, несмотря на огромный ущерб рыбной отрасли в результате мартовского землетрясения, сумела воссоздать добывающий флот в кратчайшие сроки. Тайвань, Республика Корея имеют гораздо более мощный промысловый флот, как по количеству, так и по техническому оснащению.

Нынешний результат путины являет собой неплохой пример, подтверждающий важность комплексного научно-информационного сопровождения основных промыслов Дальневосточного бассейна, однако, чтобы иметь подобные результаты, надо потратиться на науку как государству, так и рыбному бизнесу.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: