Опыт не должен подменяться стереотипами
01.12.2011
Источник: www.fishnews.ru
Одним из серьезных препятствий на пути развития российской рыбной отрасли являются стереотипы мышления и нежелание учиться новому, уверен генеральный директор ООО «Магаданрыба» Руслан Теленков. В качестве примера одной из наиболее показательных сфер в рыбацкой деятельности, где сегодня проявляется негативное влияние прочно закрепившихся стандартов мышления, можно привести промысловое вооружение. Для рыбопромысловых компаний, желающих развиваться и повышать эффективность своей деятельности, работа над промвооружением должна осуществляться постоянно. Тем более что и поставщики такого оборудования не стоят на месте. |
«Мы купили современный американский трал, и, хотя никто особо не верил в то, что он будет работать, он себя показал очень хорошо», – подтвердил гендиректор компании «Магаданрыба».
Выбор того или иного промвооружения производится на основе обобщения и анализа сведений, поступающих прежде всего от поставщика, тралмастеров и капитанов собственного предприятия, а также от других рыбопромышленных компаний. Только после анализа совокупной информации должно приниматься решение о приобретении нового промыслового вооружения.
Однако, по словам Руслана Теленкова, в процессе выбора важно не поддаться привычному стереотипному мышлению: «У нас в России существует стереотип: мы ничему не хотим учиться, а сами знаем все лучше всех. Он силен не только у рыбаков. Вы знаете, какой первой фразой встречает работодатель молодого специалиста, когда тот приходит на предприятие? «Забудь все, чему тебя учили». Потому что считается, что если мы работаем здесь 20, 30 или 100 лет, то мы тут все знаем, а тебя там всякой ерунде научили в институте. А на самом деле далеко не факт, что эти специалисты, которые работают 20, 30 или 100 лет, делают все хорошо. Просто они так делали 100 лет».
Подобная реакция была и на магаданском предприятии: «Когда мы брали новый трал, то первой реакцией было: да зачем он нужен, у нас и так все хорошо. И все-таки мы заставили им работать, и результат не заставил себя ждать. Хотя вновь услышали, что дело не в трале, а в личном мастерстве», – рассказал руководитель «Магаданрыбы» в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства».
Аналогичная ситуация, по его словам, может сложиться и при приобретении нового оборудования, которым экипаж просто не захочет пользоваться, потому что его надо изучить.
В преодолении стереотипа мышления привычный метод кнута и пряника вряд ли подействует. «Мне кажется, необходимо выстраивать систему так, чтобы она сама двигалась в сторону обновления, что в этой ситуации более эффективным будет общее осмысленное планово-поступательное движение», – считает Руслан Теленков.
К примеру, некое предприятие с определенным доходом и общей стратегией развития начинает двигаться вперед: растут уловы, эффективность, увеличивается доход, – и с каждым продвижением вперед это сообщество получает бонус и создает себе новый стимул. Таким вознаграждением может быть оплата проезда в отпуск не раз в два года, как было прежде, а каждый год, на следующем этапе – решение о ежегодной премии, повышение зарплаты и т.д. «И тогда можно говорить о том, что мы имеем цель, движемся к ней и наша жизнь постепенно улучшается. Наверное, эта система работает эффективней», – поделился соображениями генеральный директор рыбопромышленной компании.