Почему «Сапфир-2» не смог повторить подвиг «Электрона»
30.11.2011
Источник: dvinaland.com
Капитан Яранцев, комментируя историю с «Сапфиром-2», сказал буквально: «Ему ни в коем случае нельзя было сдаваться и соглашаться идти за норвежцами. Следовало связаться со всеми российскими кораблями, находящимися в зоне, и звать на помощь. Наши корабли могли их догнать и остановить, пока они не вошли в норвежские территориальные воды». Почему же капитан «Сапфира-2» Писаренко не повторил подвиг Яранцева? Мы попытались выяснить этот вопрос, который повлек за собой и ряд других. |
Почему «Сапфир-2» не ушел в Россию?
Дело в том, что судно не растаможено. Оно ходит под Российским флагом, но ни разу не было в Российских портах. Если бы капитан принял решение последовать примеру «Электрона», «Сапфир-2» был бы немедленно задержан, а владельцам пришлось бы заплатить немалые деньги, в том числе пошлины и штрафы. Норвежский штраф за сброшенную в море рыбу в сравнении с этим – копейки.
Кому принадлежит «Сапфир-2»?
В прессе судно приписывали фирме «Содружество-плюс», «Рыбпроминвестхолдингу». Кроме того, владельцем судна назывались и рыболовецкие колхозы – Рыбакколхозсоюз Архангельской области, председателем которого является один из партийных боссов «Единой России» Андрей Заика. Еще совсем недавно судном владел «Траловый флот-3», затем оно принадлежало одной из офшорных компаний на Кипре, около четырех раз судно находилось в ипотеке в Норвегии. Сегодня оно действительно принадлежит рыбакколхозам.
Сколько стоит «Сапфир-2»?
Судно несколько раз переплачено самими колхозами, и его стоимость для них, благодаря умелым финансовым операциям, в конечном итоге выше в два раза. По оценкам экспертов колхозы заплатили за судно дважды по два миллиона долларов, в то время как стоимость аналогичного судна колеблется в районе двух миллионов долларов. Но «Сапфиру-2» уже более 40 лет и через год-два его собираются отправить на металлолом.
Что такое «Сапфир-2»?
Интересно, что «Сапфир-2» представляет собой не просто рыболовецкое судно, а целый плавучий завод, на борту которого можно изготовлять филе и костную муку. Для нормальной работы судна, необходим объем квоты не менее 10 тысяч тонн в год трески и пикши. Рыба вылавливается и продается на мировом рынке. Вплоть до итальянских ресторанов. На российский рынок приходит в основном костная мука и печень, которые не интересуют европейского потребителя.
На кого работает «Сапфир-2»?
Как и рыболовецкие колхозы, фактически «Сапфир-2» работает на группу, которую еще по старой памяти называют «группой норвежских компаний» – Ocean Trawlers. Но норвежские власти, окрестившие этот бизнес «рыбной мафией», в 2003-2004 годах выдавили его со своего рыбного рынка, после чего одному из боссов – господину Орлову Виталию Петровичу – пришлось перебраться в Лондон. А председателю Рыбакколхозсоюза Андрею Заике сегодня не выгодно углубляться в подробности жизни колхозов, поэтому он всячески обходит тему квот на треску и пикшу, акцентируя внимание на валке леса и разведении племенных бычков и дойке молока.
P.S.: Согласно договору о совместной деятельности ЗАО «Содружество-плюс» ведет дела колхозов. А именно эксплуатирует судно колхозов (М-0338 «Сапфир – II»), вылавливает квоту колхозов, выпускает продукцию, продает ее и распределяет деньги. То есть делает ровно то, что колхозы, по идее, могут делать сами. Кто решил однажды, что колхозы сами работать не смогут?
Учредителем ЗАО «Содружество-плюс» является ЗАО «Рыбпроминвест Холдинг», учредителем последнего являются два физических лица – Владимир Григорьев и Виталий Орлов – основной акционер. Орлов, уже бывший одним из героев наших материалов является также учредителем (владеет 76% акций этой компании) основного кредитора колхозов – ЗАО «Атлантик-Ресурс». На наш взгляд, эта нехитрая цепочка в очередной раз показывает нам, что деньги колхозов гуляют по кругу, оседая где угодно, но только не в самих колхозах.