e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Далеко ли завезет «рыбный троллейбус»



24.11.2011 Источник: www.mvestnik.ru

С начала лета неподалеку от Мурманской областной больницы обосновался необычный троллейбус. Впрочем, интриговать тут смысла нет, ведь о нем в свое время «Мурманский вестник» уже рассказывал. Транспортное средство переоборудовано под торговлю разнообразными дарами моря, в том числе живыми. И с первых дней работы пользуется популярностью у покупателей. Но что дальше? Стронется ли троллейбус с места? И если да, то далеко ли завезет?

Об этом мы говорим с председателем совета акционеров владельца «рыбного троллейбуса» - ОАО «Первая Северная Кольская народная компания «Наша рыба» Юрием АРТЕМЬЕВЫМ. Ему и слово:    

- Если раньше у нас и были какие-то сомнения в правильности выбранного пути, то теперь уже ясно: «рыбный троллейбус» вполне можно считать прототипом будущих сетевых специализированных рыбных магазинов. В них ассортимент может вырасти до 20-30 наименований живой, свежеохлажденной, мороженой продукции.

Могут возразить: мол, в городе сегодня хватает ларьков с рыбой, где также можно «на бегу» прикупить даров моря, да и выбор вроде бы порядочный. Но в них товар скучен на одном прилавке. Не то что выбрать понравившийся экземпляр, скажем, трески, даже разглядеть его порой, особенно зимой через заиндевевшее окно, невозможно. А в нашем троллейбусе покупатель может не спеша пройтись вдоль прилавка или мини-бассейна с живой рыбой, хорошенько разглядеть, а то и пощупать приглянувшуюся. К тому же троллейбус автономен, его можно переставить в любое место.

Практика показала, что первый такой магазин на колесах в Октябрьском округе полностью себя оправдывает во всех отношениях. Бывает, даже по телефону заказывают по десятку живых рыбин по случаю какого-либо торжества.

Но, конечно, одного такого троллейбуса для города мало. Уровень готовности двух других, которые поставим в Ленинском и Октябрьском округах, составляет где-то 90 и 70 процентов. С учетом уже имеющегося опыта там несколько изменена внутренняя расстановка прилавков. Возможно, уже до Нового года они войдут в строй.

- И где же будет их «конечная остановка»?

- Ясности пока нет. Лучшие с точки зрения торговли места в большинстве своем уже заняты. Мы ведем переговоры с собственниками или арендаторами земельных участков. Обращаемся и в окружные управления городской администрации, там говорят: согласуйте сначала с главой, согласуйте с комитетом градостроительства... Можно подумать, подаем заявку на фундаментальный торговый центр, который будет стоять на одном месте десятилетиями, а не на передвижной магазин-троллейбус.

Кстати, его мобильность имеет еще одно преимущество. Каждые три месяца объект положено перезаявлять. И в случае если нам скажут «прикрыть лавочку», мы его просто тут же перевезем в другое место. Но в целом, похоже, схема «одного окна» для предпринимателей, которая, как было обещано, позволит быстро решать проблемы, пока еще явно дает сбои...

Как бы то ни было, мы уже анализируем, насколько приемлемы троллейбусы в расширенном варианте специализированного рыбного магазина. С тем чтобы обеспечить стабильность поставок населению живой рыбы и морепродуктов.

- Понятно, что довести эту продукцию до покупателя, так сказать, в первозданном виде непросто. К тому же ее необходимо быстро продать. А что если сразу партию живого товара не разберут?

- На территории бывшего Мурманского домостроительного комбината мы сейчас оборудуем своего рода базу хранения, где до поступления в продажу живая рыба будет содержаться в течение недели. Это определенный запас, из которого по мере надобности партии товара будут отправляться в торговлю. Всегда же должен быть резерв. На базе обустраиваются восемь вместительных емкостей, в них будут находиться разные виды рыбы, в каждой до тонны. Там же появится и небольшой перерабатывающий цех. Какая-то часть рыбы все равно станет снулой. Ее будут обрабатывать и уже в свежеохлажденном виде поставлять в магазин. Если же истечет и предусмотренный для охлажденки срок реализации, то используют для изготовления филе, соления или копчения. Для этого цех оснащается всем необходимым оборудованием.

- Безотходное производство?

- В принципе, да. Или, точнее, конвейер, позволяющий свести потери до минимума.

- Не маловато даже трех магазинов-троллейбусов на весь Мурманск?

- По нашим расчетам в каждом районе города с населением более 50 тысяч человек должен быть специализированный рыбный магазин. И чем он универсальнее, тем интереснее для покупателей. Там могут быть кроме торговых площадей рыбное кафе, аквариум и так далее. То есть комплексно обслуживать любителей рыбки. И такой магазин уже в самом недалеком будущем должен появиться в Мурманске. Он, можно сказать, вырастет из троллейбусного нашего начинания. Мы являемся инициаторами его создания вместе с другими компаниями, входящими в Ассоциацию прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана. Выбранный участок на улице Свердлова очень удобен с точки зрения подъездных путей.

- Все это хорошо. Но смогут ли обеспечить на регулярной основе сырьем вашу базу хранения прибрежники? Ведь они имеют не самый современный флот, мало приспособленный для транспортировки живой рыбы.

- Это действительно сегодня проблема. Нет, привезти они, конечно, могут. Но сколько? Ну пусть 200-300 килограммов два раза в неделю. Это и для нас незначительный объем, и для них экономически невыгодно. Требуется отдавать под живую рыбу целый трюм. Нужны современные, специальные живорыбные суда, а также специальный транспорт для доставки в магазины. Да и в тех практически не осталось специального оборудования для хранения столь нежного товара. А ведь для окупаемости надо привозить по крайней мере 15-20 тонн.

Мы видели такие суда в Норвегии. Тамошние рыбаки в этой сфере продвинулись далеко вперед: новейшее техническое вооружение, поисковая аппаратура... Есть планы приобрести у соседей такое судно для поставок живой рыбы в Мурманск. Оно очень дорогое - порядка 6-7 миллионов долларов, к тому же далеко не сразу окупится. Но надо. Потребность в таком товаре сегодня в стране огромна.

К нам обращаются с заявками на поставки из обеих российских столиц, других крупных городов. Если выстроим грамотную технологическую цепочку, сможем обеспечить живой рыбой не только Мурманск, но и другие регионы. Кстати, велосипед здесь изобретать не надо. Наладили же многие города снабжение и своих жителей, и иногородних покупателей пресноводной рыбой. Да что там говорить, еще двести лет назад в Москву из Астрахани без особых проблем довозили живых осетров! Мы в XXI веке неужто не сумеем? А если создадим еще и аквафермы по доращиванию добытой в море трески до товарной кондиции, то у мурманчан практически исчезнет проблема купить ее свеженькую. Она будет на прилавках постоянно.

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: