Российскую рыбу догонят по-тихому
07.11.2011
Источник: www.pravda.ru
В Нижнем Новгороде разработали проект нового уникального исследовательского судна. Корабль станет настоящей плавучей базой для изучения морской рыбы. Создатели уверены: их детище позволит вывести рыболовецкий промысел на новый уровень и изменить сложившуюся ситуацию в России, когда спрос на морепродукты в разы превышает предложение. Нашлись бы деньги на постройку… |
В общем-то, перед конструкторами известнейшего нижегородского конструкторского бюро "Вымпел" стояла задача создать такое судно, которое смогло бы двигаться очень быстро, и при этом практически бесшумно. Дело в том, что рыба — весьма капризный объект исследования. Даже из-за незначительного шума сразу уходит от ученых.
Поэтому заказчики поставили задачу обеспечить максимально бесшумное движение судна при проведении замеров в океане - огромное судно должно передвигаться не громче катера. Эту проблему конструкторы решили с помощью особой конструкции гребного винта и поглощающей вибрацию обшивки.
"Малошумность данного судна обеспечивается в комплексе обводами корабля, выбранными в соответствии с расчетами, испытаниями в бассейне, а также особенным размещением таких устройств, как дизель-генератор, электродвигатели и многолопастные винты умеренной саблевидности", - приводят телеканал "Вести" слова главного конструктора проекта Владимира Волкова.Спроектированная нижегородскими учеными плавучая лаборатория способна проводить глубинные исследования в любых районах мирового океана и без труда находить самые рыбные места. Несколько научных комплексов на борту оборудованы по последнему слову техники, а спускаемые аппараты способны изучать океан на глубине более шести километров. Средства на разработку этого концепт-проекта выделил российский Минпромторг. Заказчик работы — Росрыболовство.
Сейчас небольшая модель спроектированного судна испытывается в специальном бассейне, где имитируются волны, ветра, штормы и бури. По расчетам, это судно вполне может выдерживать максимальное волнение в девять баллов. Оно не потерпит крушение, даже если его настигнет шторм с высотой в 11 метров! В общем-то, судно будет обладать превосходной мореходностью.
Кстати, в России появится всего лишь две таких уникальных научно-исследовательских лаборатории на воде. Одна будет работать в Атлантическом океане, другая - в Тихом. В принципе, для рыбохозяйственных исследований и наблюдений за акваториями этого должно хватить… Вообще, внимание к исследованию рыбных запасов возникло из-за того, что потребности в добыче у нас в стране достаточно большие, а вот добывать эффективно как-то все не получается.
Ну, представьте себе — например, в морском городе Архангельске, столице Поморья, жителей которого издавна зовут "трескоедами", эту самую треску чаще всего завозят из… Норвегии! Парадокс парадоксов. За последние годы, к счастью, в России начали понимать, что если не начать принимать срочные меры, то рыболовство в стране может сгинуть бесследно.
В 2008 году стартовала Федеральная целевая программа развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса. Вот она-то как раз и предполагает строительство нескольких исследовательских судов. Так что будем надеяться на успешную реализацию проекта.
Интересно, что параллельно КБ "Вымпел" разрабатывает также проектную документацию на аварийно-спасательное судно для Военно-морского флота России. Судя по прессе, судно будет предназначено для буксировки и снятия с мели кораблей и судов, тушения пожаров на аварийных кораблях и береговых сооружениях, эвакуации людей и оказания медицинской помощи спасенным, подачи электроэнергии на аварийный корабль и поддержание его на плаву. Также это аварийно-спасательное судно сможет участвовать в сборе нефтепродуктов с температурой вспышки более 60 градусов с поверхности моря и выполнять обследовательские работы. Применение судна предусматривается в акватории Каспийского моря.
Вообще, если судить по обширному портфелю заказов российских конструкторов-судостроителей, то отрасль выходит из некоего застоя, который наблюдался с начала 90-х годов прошлого века. Помните те времена? Невыплата зарплаты, митинги, забастовки и так далее.
Сотни тысяч, если не миллионы грамотных инженеров, конструкторов, рабочих стали покидать производственные цеха, ударившись в челночную торговлю. Людям такая работа, конечно, тогда помогла выжить, но вот сами производства готовы были "загнуться". И то, что происходит в производственной сфере сейчас, не может не радовать.