Превратности отраслевого законодательства
02.11.2011
Источник: fishonline.ru
Мурманские рыбаки-прибрежники предложили запретить экспорт рыбной продукции, выработанной из водных биоресурсов, добытых по прибрежной квоте. Председатель Правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана (АПРФХМ) Анатолий Евенко обратился с письмом к Первому заместителю председателя правительства РФ, являющимся председателем Правительственной комиссии по вопросам развития рыбной отрасли, Виктору Зубкову и к руководителю Росрыболовства Андрею Крайнему с официальным письмом. |
Поводом для обращения послужила неоднозначность толкований дальнейшего развития прибрежного рыболовства в Мурманской области со стороны отдельных специалистов. В частности, речь идет о предложении ограничить прибрежный лов только территориальной 12-мильной зоной.
- Есть мнение, - говорится в обращении, - что прибрежный лов нужно ограничить только территориальным морем (12 миль), но оно не состоятельно по следующим причинам:
- основанная часть прибрежной квоты на вылов (добычу) трески и пикши (90%) реализуется за пределами территориального моря;
- 85% прибрежных судов имеют техническую возможность осуществлять промысел круглогодично по всей исключительной экономической зоне России (с удалением от берега до 100 миль);
- доли прибрежных квот закреплены за предприятиями на 10 лет, появилась возможность переоснащать прибрежный флот. Отдельные предприятия уже приступили к обновлению основных производственных фондов. Предприятия береговой переработки начали оживать;
- основные продуктивные промысловые районы в 12-мильной зоне закрыты для тралового лова;
- прибрежная квота определена отдельной строкой как для норвежской стороны, так и для российской в соответствии с решениями СРНК, обе стороны имеют равные права на указанные водные биоресурсы;
- в случае не освоения российской стороной своей прибрежной квоты, норвежская сторона вправе поставить вопрос об ее изъятии в свою пользу. Россия потеряет этот объем (21 тыс. тонн мурманской прибрежной трески) навсегда.
Для Мурманской области это только в прибрежном рыболовстве означает потерю 2 тыс. рабочих мест, значительное сокращение налогооблагаемой базы, 100% ликвидация предприятий береговой переработки, специализирующихся на свежеохлажденной рыбе и выпуске высококачественных рыбных товаров.
В обращении делается акцент на последствия законодательного регулирования прибрежного рыболовства. В частности, приводится информация о том, что крупные рыбодобывающие предприятия с выходом постановления правительства РФ от 26.11.2008 г. № 886 "Об определении районов континентального шельфа РФ и ИЭЗ РФ, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства", начали в законном порядке скупать мелкие предприятия, имеющие прибрежную квоту, и осваивать ее, также в законном порядке, в ИЭЗ РФ Баренцева моря. Но, в отличие от компаний АПРФХМ, ориентированных на поставки свежей и охлажденной рыбы на перерабатывающие предприятия области, в магазины Мурманска и области, крупные рыбопромышленники, ориентированные на производство и экспорт продукции, могут, осваивая прибрежную квоту, производить на борту судов мороженую продукцию и поставлять готовый товар за рубеж.
"В этом, на первый взгляд, нет ничего предосудительного, - говорится в обращении. Однако подобная практика не совсем верна, так как теряется весь смысл эксплуатации водных биоресурсов, добытых (выловленных) по прибрежной квоте. Чем же тогда отличается прибрежный промысел от океанического?".
В связи с этим Анатолий Евенко предлагает внести поправку в отраслевое законодательство. "В данном случае необходима поправка в ФЗ №166 "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов", запрещающая любую продукцию, выпущенную на судах из водных биоресурсов, предназначенных только для прибрежного рыболовства, использовать в режиме экспорта".